Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Четыре стихии"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №7"

Дальнереченского городского округа

НОД на тему:

"Четыре стихии".

Воспитатель высшей квалификационной категории

старшей группы №6

Павленко Е.Л.

г. Дальнереченск 2017г.

Цель: Закрепить знания детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, огонь, земля в многообразии их проявлений и пользой для человека.

Задачи:

Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.

Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Закреплять знания детей о природных стихиях опытным путём.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

2 стаканчика: один пустой, другой с водой, воронки, ватные диски, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, 3 свечки, спички, почва в прозрачных стаканчиках, луковицы для посадки, салфетки на каждого ребёнка.

Воспитатель.

Четыре стихии есть у природы,

Четыре стихии природы основа.

Вода и воздух, огонь и земля

На пашей планете всем людям друзья.

– Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мыбудем говорить о природных стихиях. Слово "стихия" означает начало, основа. Стихиями называют неживые силы природы. Это вода, воздух, огонь и земля.

Приходит профессор Почемучкин.

– Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам за помощью.

Мои друзья, четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля поссорились. Они решили выяснить, кто из них важнее и сильнее для человека. Их срочно надо помирить и доказать, что все они очень важны. Иначе может случиться беда и мир погибнет.

Воспитатель:

– Дети, давайте поможем профессору Почемучкину, и выясним, чем важна каждая стихия для человека. Согласны? Тогда давайте отправимся в нашу лабораторию волшебства и чудес, и профессор Почемучкин к нам присоединится. Но прежде, чем приступить к работе, я буду вам загадывать загадки.

Вот послушайте одну из них.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

– Вода играет важную роль в жизни человека. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не сможет.

– Живёт на свете Матушка Водица. У неё большая семья: сыновья – Туман, Дождь, Снег, Лёд; дочери – Роса, Снежинки.

У всех разные характеры, все любят разные времена года: кто весну и лето, кто осень и зиму.

– С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся весной, летом, осенью?

– А с кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой?

Зима – суровое время года. Чтобы пережить её нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки Воды, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие.

Опыт №1. "Свойства воды".

Воспитатель раздаёт детям кубики льда.

– Какой лёд? (Холодный, прозрачный, твёрдый).

– Как можно доказать, что лёд – сын Матушки Водицы? (Когда лёд попадает в тепло, он тает и превращается в воду).

Дети складывают тающие кусочки льда в миску.

– А можно ли из воды получить лёд?

– Что для этого нужно сделать?

Опыт № 2. "Вода – растворитель".

– Дети, что произойдёт с водой после растворения в ней соли, сахара? (ответы детей)

– Давайте попробуем растворить в воде землю.

– Что произошло после растворения земли? (земля растворилась, но вода стала грязной)

– А как вы думаете, можно ли очистить воду?

– Открою вам секрет, как из грязной воды получить чистую воду. Сделать это можно с помощью фильтра.

– Возьмём воронку, вставляем в пустой стакан, кладём в воронку ватный диск – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром.

У детей на столе два стакана: один пустой, другой с грязной водой, фильтр.

Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вся вода очистится, сравнить её с водой в стакане у воспитателя.

– Какой стала вода? (вода стала чистой)

– Что мы использовали, чтобы очистить воду? (использовали фильтр)

– Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Вывод: Вода необходима для человека, и всего живого на земле.

Физимнутка "Тучка".

Тучка по небу летала,

Тучка громко громыхала.

Вдруг из тучки дождь полил,

Наши ножки намочил.

Мы под дождиком ходили,

Свои зонтики открыли.

– Ребята, отгадайте следующую загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

– Дети, скажите, для чего нужен воздух?

– А кто из вас когда-нибудь видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Приступим к опыту.

Опыт №1. "Поймаем невидимку". (опыт с пакетами)

– Я беру пакет, поднимаю его вверх и вниз, крепко держу рукой за горлышко. Посмотрите!

– Что внутри пакета? (воздух)

– Какой он по цвету? (бесцветный, прозрачный)

– Если воздух можно пакетом поймать, какой можно сделать вывод.

Если дети затрудняются "поймать" воздух, можно предложить

надуть пакет, как воздушный шарик.

Вывод: Воздух окружает нас повсюду, он бесцветный и прозрачный.

– А как же мы можем почувствовать воздух? Следующий наш опыт.

Опыт №2. "Как почувствовать воздух".

– Воздух можно обнаружить, если создать движение.

– Давайте возьмем веера и помашите ими себе в лицо.

– Что вы почувствовали? (ветерок)

– А вы увидели его? (нет)

– Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: Воздух невидим, но его можно почувствовать, как лёгкий ветерок.

Опыт №3. "Человек и воздух".

– Зачем людям нужен воздух?

– Давайте закроем рот и нос рукой, попробуем немного побыть без воздуха.

– Откроем. Вам хорошо было дышать?

– Без воздуха и задохнуться можно.

– Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Жизнь человека без воздуха невозможна. Без дыхания нет жизни.

– Следующая загадка:

Может он шипеть и злиться,

И воды всегда боится

Людям он даёт тепло

От него всегда светло. (огонь)

– Ребята послушайте пословицу "Огонь хороший слуга, но плохой хозяин".

– Как вы думаете, в чём смысл этой пословицы.

Смысл в том, что человек должен следить за огнём, соблюдать правила пожарной безопасности, управлять огнём.

Физминутка "Костёр".

Руки все подняли выше (подняли руки)

Чистым воздухом мы дышим, (дышим носом)

Руки плавно опускаем (опустили руки)

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели (присели)

Свои ручки мы погрели (потёрли руки)

А костёр всё выше, выше (встали руки вверх)

Ты, костёр, гори потише. (руки опускаем медленно вниз)

Огонь одна из важнейших стихий для человечества. К этой стихии можно отнести спичку, свечку, костёр, молнию, солнце.

– Кто скажет, что даёт нам огонь? (тепло, позволяет приготовить пищу)

Но если огонь всё же вырвался из-под контроля человека, и возник пожар, как его можно потушить? Сейчас мы с вами проведём опыт. Узнаем, чего же боится огонь?

Опыт №1. "Чего боится огонь".

– Я поджигаю три свечки, что происходит с огнём? (он горит)

– А теперь возьму баночку и накрою горящую свечу. Что произошло с огнём? (он погас)

– Как вы думаете, почему огонь погас? Я вам подскажу, огонь погас, потому что мы накрыли его банкой и доступ воздуха в банку прекратился.

Вывод: Без воздуха огонь гореть не может, он гаснет.

– Чего же ещё боится огонь?

– Если огонь становиться опасным для человека, как человек может с ним справиться? (потушить)

На горящую свечу нальём немного воды. Профессор Почемучкин мне поможет. Что произошло? (огонь погас) Почему? (залили водой)

Вывод: Огонь погас, потому что боится воды.

– У нас осталась ещё одна горящая свеча. Возьмём немного земли и насыплем её на пламя. Что произошло? Почему огонь погас?

Вывод: Огонь погас потому, что боится земли.

– Так для чего нам нужна стихия "Огонь" (получать тепло, свет, для приготовления пищи). Может человек обойтись без огня? (не может)

– Послушайте ещё одну загадку:

Чёрная, сыпучая

В полях насыпана кучами

Можешь ты её копать

И растения сажать. (земля)

– Земля – это то, на чём всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля-матушка, матушка-кормилица. Есть такая пословица "Кто мать сыру землю любит, голоден не будет". Почему так говорят? (вырастает урожай) Поэтому о земле так и говорят, что она наша кормилица.

И мы сейчас тоже посадим в землю луковицы. У вас на столах стаканчики с почвой, сначала надо сделать углубление в почве, посадить луковицу, полить водой.

Дети сажают луковицы.

Вывод: Жизнь человека и всего живого без стихии Земля невозможна. Земля – это фундамент – основа, весь природный мир. Мы по ней ходим, на ней строим, выращиваем урожай, добываем полезные ископаемые.

– Ребята, как вы думаете, сможем мы вырастить зелёный лук без воды, без воздуха, без тепла? (ответы детей)

Воспитатель.

– А теперь давайте попытаемся разрешить спор и ответить на вопрос, какая стихия больше всего важна и нужна человеку? (все стихии важны для человека)

– Для чего нам нужна вода? (пить, умываться, поливать)

– Зачем нам нужен воздух? (дышать всем живым организмам)

– Зачем нам нужен огонь? (тепло даёт, для приготовления пищи)

– Для чего нужна нам земля? (сажать, строить, ходить по ней)

Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверно, сказать ей: родная!

Земля наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее,

Ведь всё, что мы любим, всё создано ею:

И горы, и реки, и лес, и цветы,

И осень, и лето, и дождик и ты!

Профессор Почемучкин.

Спасибо вам, ребята, за помощь. Вы выяснили, что каждая стихия необходима и важна. Человечество и всё живое на земле погибнет, если они не будут в гармонии друг с другом. До свидания!

Релаксация.

Моё настроение похоже на:

Солнышко.

Солнышко с тучкой.

Тучку.

Тучку с дождиком.

Тучку с молнией.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области