Конструкт НОД
Тема «Полезные ископаемые»
Подготовительная группа
Разработала:
Мешкова Е.А.
Дегтярск, 2017
Тема: Полезные ископаемые
Тип нод: изучение нового материала
Цель: формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых, овладение знаниями об их свойствах и использовании человеком;
Целевая установка: изучить различные полезные ископаемые и их свойства.
Задачи:
Предметные:
формирование умения собирать материал о разнообразии полезных ископаемых;
формирование знаний о свойствах полезных ископаемых;
формирование знаний о способах добычи полезных ископаемых;
формирование знаний о важной роли полезных ископаемых в экономике страны.
Метапредметные:
Познавательные:
формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Регулятивные:
развитие умения следовать учебным действиям;
развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
развитие умения активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
развитие готовности слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
развитие умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведения окружающих.
Личностные:
формирование познавательной потребности к изучаемой теме;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие умения оценивать свою деятельность на уроке.
МНОГО
Оборудование:
Для учителя: Оборудование: компьютер; электронная презентация; коллекция полезных ископаемых (мрамор, известняк, песок, глина); лупа (4шт.); гвоздь; баночка с водой (4 шт.); воронка с фильтром из ваты (2 шт.); видео-ролик про полезные ископаемые.
Ход нод
Компонент структуры нод | Содержание программы/ нод | Образовательная деятельность | Критерии и показатели результата | |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |||
Организационный момент Минуты: 1 | Презентация Слайд 1 | - Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых, поэтому вы разделились на группы. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. Но, сначала, каждая группа выберите и надуйте свой воздушный шарик. - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Внимательно слушают, рассаживаются по группам. Выбирают шарик и надувают его. Дарят улыбки друг другу. |
Актуализация знаний Минуты: 3 | - Уважаемые сотрудники, давайте вспомним, какие природные богатства мы изучали на прошлом уроке? - Сейчас вы покажите работоспособность своей группы, я каждой группе дам одинаковые карточки с вопросами. - Проверяем ответы.(Животные, воздух, растения, почва, вода) | Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные, полезные ископаемые) Работа по карточкам Сравнивают со своими ответами. | ||
Постановка учебной задачи Минуты: 2 | Слайд 2 ? Слайд 3 Слайд 4 | -Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали? - Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности. - Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос. Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?» Предметы исследования: полезные ископаемые. Предположения 1) да, можно; 2) нет, нельзя. | Слушают. Организация постановки цели нод детьми. | |
«Открытие» нового знания Минуты: 10 | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Фронтальная беседа: - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? - А почему ископаемые называют полезными? - Откройте учебники на с.46, прочитаем, что такое полезные ископаемые. - Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? - Откройте рабочую тетрадь на с.29 и отметьте в таблице, природные ископаемые, которые служат топливом. - Проверяем, какие полезные ископаемые служат топливом? - Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? - Отметьте в таблице полезные ископаемые, которые применяются для получения металлов. - Какие полезные ископаемые из таблицы у нас остались? - Как вы думаете, как они называются? - Почему? - Отметьте это в таблице. - Давайте прочитаем в учебнике на с.48, как добывают полезные ископаемые. - Посмотрите, это карьер. - Как вы думаете, что там добывают? - Посмотрите, это шахта. - Как вы думаете, что там добывают? -Посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины. - Как вы думаете, что там добывают? - Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности. - Теперь пора отдохнуть. | Кирпич, глина, песок, цемент, доска и т. д. Железо, чугун, медь и т.д. Горючее (керосин, бензин и т.д.) Нужны для экономики страны. Работа по учебнику. Уголь, торф, нефть, природный газ. Работа с таблицей по рабочей тетради Нефть, природный газ, каменный уголь. Один ученик одевает другого Отвечают. Работа с таблицей по рабочей тетради Железная руда Глина, известняк, песок. Строительными Применяются в строительстве Работа по учебнику Глина, песок, известняк Гранит, каменный уголь, железная руда Нефть и природный газ Песок, глина, известняк | |
Физ. минутка. | ||||
Усвоение новых знаний Минуты: 3 | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 | Загадки: Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? - Найдите её, рассмотрите, опишите . - Где её применяют? - Как её добывают? Он, очень нужен, детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. - Найдите его, рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль. - Найдите его, рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. - Найдите её, рассмотрите, опишите . - Где её применяют? - Как её добывают? Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. - Найдите её, рассмотрите, опишите . - Где её применяют? - Как её добывают? Этот мастер белый- белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. - Найдите его, рассмотрите, опишите . - Где его применяют? - Как его добывают? | Нефть Жидкая, чёрная Служит топливом При помощи буровой установки Песок Сыпучий, жёлтый В строительстве В карьере Каменный уголь Прочный, чёрный Служит топливом В шахте Глина Рыхлая, коричневая В строительстве В карьере Железная руда Твёрдая , прочная Применяется при получении металлов В шахте Известняк Белый, хрупкий В строительстве В карьере | |
Практическая работа. Минуты: 5 | Слайд 13 Слайд 14 | Работа в тетради с.28 №2 (стр.15 №1) - А сейчас мы проведём практическую работу по группам .В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Но вы должны, пользуясь своими знаниями, определить это полезное ископаемое. Для этого я вам дам предмет, а вы должны сказать из какого, полезного ископаемого сделан этот предмет. Керосин Глиняный горшок Металлическая тёрка Цветные мелки Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов ПЛАН 1.Название природного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое. 3. Прочное или хрупкое. 4. Цвет. 5. Месторождение 6. Применение. - Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? | Работа в группах Изучают предметы Нефть Глина Железная руда Известняк Группы работают по плану. Выступление каждой группы Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно | |
Итог Минуты: 2 | Слайд 15 | - Вернёмся к проблеме нашегоанятия. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых | Нет, нельзя, потому что полезные ископаемые нужны для строительства; служат топливом; применяются для получения металлов. | |
Рефлексия Минуты: 2 | - А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте его на вашем шарике . Понравилось ли тебе работать в группе, вместе? | Рисуют на шарике своё настроение | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |