Конспект непосредственно образовательной деятельности
« В гостях у татарской сказки»
Цель : обогащать знания детей о быте и культуре народов родного края.
Образовательные задачи: закреплять знания о поликультурной среде.
Закреплять знания о пользе для человека домашних животных.
Развивающие задачи : Активизировать творческую речевую деятельность детей.
Развивать художественно - эстетические умения в процессе аппликации.
Воспитательные задачи: Учить детей проявлять уважение к людям разных национальностей. Проявлять интерес к традициям и культуре разных народов. Учить детей толерантно взаимодействовать друг с другом.
Автор : Малькова Татьяна Михайловна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 184
г. Ульяновска
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас посетить литературную гостиную, где вам предстоит встретиться с новыми героями сказок народов родного края.
С самых ранних лет наши мамы вводят в волшебный мир сказок и легенд того народа, с которым ее объединяет язык и культура, чье духовное богатство она хочет вам передать.
Послушайте ,пожалуйста, стихи : Симбирский край! Любимый край!
Вокруг леса и луг цветет,
Здесь Волга-матушка течет,
О предках память тут живет
Здесь дружно трудятся чуваш,
Мордвин, татарин, русский ,армянин.
Здесь песни звонкие поют,
Любовь к родному языку передают.
Воспитатель: Ребята, о каком крае сложены эти стихи ?
Дети: о Симбирском.
Воспитатель: Помните, недавно мы путешествовали на « машине времени» и мы узнали , что Ульяновск ранее назывался Симбирском. В нашем краю с давних времен живут в дружбе и согласии представители разных народов. В стихотворении, которое я вам прочла , некоторых из них упоминаются. Назовите мне , люди каких национальностей живут на нашей малой родине- в Ульяновске?
Дети: чуваши, русские, татары, мордва, немцы, армяне….
Воспитатель: Ребята. ранее мы уже познакомились с вами с историей и культурой русского, чувашского, мордовского народа. А сегодня я пригласила к вам в гости татарочку, которая может нам рассказать много интересного о своей культур
( звучит татарская мелодия). Входит девочка Чулпан. Чулпан одета в татарский национальный костюм.
Чулпан: .Исеммэсыс! Так звучит на моем родном татарском языке слово «Здравствуйте». Попробуйте поздороваться на моем языке, мне будет очень приятно.
Дети: Здравствуйте. Исеммэсыс!
Воспитатель: Проходи к нам , красавица, садись. Расскажи нам о своем народе. Признаемся , что мы еще очень мало знаем об истории и культуре татарского народа.
Чулпан : Разрешите мне кратко о своей родной сторонушке рассказать стихами. Живу в селе Нагаево, где рощи и поля,
Где на рассвете слышны песни соловья,
Где речка чистая торопится, бежит,
Там тихо в камышах уточка сидит.
Я - татарка , и тем горжусь,
С любым из вас я подружусь.
Воспитатель: Наши дети, конечно же, тебе рады. Как ты красиво одета! Даже имя у тебя необыкновенное.
Чулпан Такое платье с воланами, жилетку, украшенную мехом надевают по праздникам все татарские девушки. На ногах мы носим чекмени . А на голову одеваем калфак. Правда, выглядит нарядно?
Вы удивляетесь моему имени? Слово «Чулпан» обозначает утренняя заря.
Воспитатель: И наряд твой, и имя нам очень нравятся.
Чулпан Ребята, мое село находится в Карсунском районе Ульяновской области. В моем селе , все : от мала до велика , содержат домашних животных .Среди моих односельчан нет таких , кто бы не держал коров, овец, гусей и другую живность. Ведь они нам дают молоко, мясо, шерсть, перо, без этого на селе трудно жить.
Воспитатель: Чулпан, поверь, что и в городе во многих квартирах и домах рядом с человеком живут домашние животные. Кошки, ласкаясь, спасают человека от грусти, а его жилище от мышей, собаки тоже верно служат - сторожат дом, не дают проникнуть в него ворам.
Чулпан : А в моем родном селе живет много домашних животных, целые стада.
Воспитатель : А сейчас ,Чулпан, давай на время прервем рассказ о жителях села и поиграем в игру « Пастух и стадо»
По считалке выбираем пастуха : Шла гора по мостику
И виляла хвостиком,
. Так шли дни, недели,
А тебе водить велели.
Пастух выгоняет скотину, проговаривая: В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем
( дети изображают домашних животных)
Под красивым солнышком.
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого,
Не стой –беги!
Раздается команда пастуха : « Волк» или « Медведь».( Имитируя движения разных зверей ,все убегают с пастбища).
Чулпан: Молодцы, дети, ловко вы играете. А я сегодня как раз хотела вас пригласить посмотреть мой настольный театр ,Я хочу показать вам татарскую сказку о животных, которая называется «Четыре друга». Я позвоню в маленький колокольчик,
А вы пока закройте глаза ладонями, и позовите сказку.
Надо сказать слова : 1.2,3 сказка в гости приходи. ( звонит в колокольчик).
На столе появляется фигурка кота: « Мяу!»
Чулпан от имени персонажей сказки кота, петуха, гуся, быка рассказывает сказку, привлекая некоторых детей : достать из коробочки фигурку героя сказки, изобразить животное ( детьми выполняются маленькие этюды).
Когда Чулпан закончила рассказывать и показывать сказку, воспитатель спрашивает у детей:
Понравилась ли вам сказка, которую рассказала Чулпан?
У сказки говорящее название «Четыре друга». Кого в этой сказке можно так назвать и почему?
Кто из друзей предложил всем дружно построить к зиме дом?
С кем строил дом кот?
Что заставило петуха, гуся и быка попроситься в дом к коту?
Кто пытался нарушить покой домашних животных?
Кто забрался в дом ночью?
Как звери его напугали?
Какие сказки напоминает вам этот сюжет?
Чулпан: Вы правильно ответили на все вопросы. Да, ребята, так бывает , что сюжеты сказок очень похожи. Ведь люди разных национальностей одинаково мечтают о мире и согласии, о добре и уважении. А сейчас , ребята, могу ли я вас попросить, чтоб вы из обрывков цветной бумаги сделали такой домик для друзей, каким вы его представляете.
Под татарскую мелодию дети выполняют аппликацию методом обрыва
на тему : «Домик для друзей»
Воспитатель: Чулпан, мы дарим этот домик друзей на память о нашей встрече. Ты - для нас настоящий друг!
Чулпан: Перед уходом я хочу прочитать вам
стихотворение Т. Овчинниковой :
Дружат лисята, слоны и медведи,
Козочки дружат, коровы и дети.
Выбрала лошадь для дружбы… котенка-
Нежно заботится, как о ребенке.
Утром по полю котенка катает,
Вечером песни ему напевает.
Дружба-наука, дружба - искусство,
Дружба- прекрасное, доброе чувство.
Воспитатель: Спасибо , тебе дорогая гостья! Ты рассказала нам сегодня много нового о жизни татарского народа и их замечательную добрую и поучительную сказку! А мы тебе на память дарим домики для друзей, которые мы сделали с такой любовью!
Чулпан : Рахмет!
Дети: До свидания, Чулпан. Приходи к нам еще в гости, мы будем тебе всегда рады!
( под звуки татарской мелодии Чулпан уходит)
Воспитатель: Ребята, прежде чем наша гостиная закроется, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось и понравилось ? (ответы детей)