Это чудо-хохлома

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Частное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №171 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «Это чудо -хохлома»

Трандина Людмила Геннадьевна

1 кваликафицеонная категория

Белово 2017 год.

Тема: «Это чудо-хохлома»

Программные задачи:

Познакомить детей с хохломской росписью, историей возникновения, дать представление об основных элементах, используемых художниками.

Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитными, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы.

Воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус, чувства композиции.

Предварительная работа: рассматривание изделий из хохломы, альбомов и иллюстраций, разукрашивание раскрасок «Хохлома», рисование элементов росписи.

Приоритетные образовательные области: «Познавательная».

Интеграция образовательных областей: «ХЭР».

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Словарная работа: завиток, усики, капельки.

Оборудование: посуда и изделия хохломской росписи, слайды элементов хохломы, д и «собери разбитую посуду по рисунку» , шаблоны посуды для росписи, краски, кисти, салфетки, клеенки, непроливайки .

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку. Группа украшена в виде избы. На столе стоит посуда, расписана хохломской росписью. Детей встречает домовенок Кузя.

Домовенок. Здравствуйте, ребята! Я, домовенок Кузя. Проходите в избу, всегда гостям я рад.

Домовенок Кузя. Садитесь гости дорогие.

Воспитатель. Кузя, как красиво у тебя в доме. И посуда у тебя такая на столе как из сказки.

Домовенок Кузя. Ваша, правда гости дорогие посуда у меня и впрямь волшебная, старинная. И роспись у нее чудесная. Кто из вас знает как называется эта роспись? .

Ответы детей. Эта роспись называется хохломская.

Домовенок Кузя. Правильно ,ребята эта хохломская роспись. Вся посуда сделана из дерева. В народе хохломскую роспись называют «золотая хохлома». Ребята, как выдумаете, по чему ее называют «золотая хохлома»?

Ответы детей. 1.Я думаю, золотой хохломой ее назвали, потому что она покрыта лаком и переливается.

2. Название «золотая хохлома» пришло от того что, ее расписывали на желтом фоне.

3.Я предполагаю, что в росписи используют золотистую краску.

Воспитатель: Кузенька, мы с ребятами уже немного знакомы с хохломской росписью, но хотели узнать еще больше об этой чудесной росписи. Ты нам в этом поможешь?

Домовенок Кузя. Расскажу, я вам ребята, что мне рассказывала моя бабушка о хохломе. Сядьте по удобнее и слушайте внимательно.

Хохломская роспись на Руси возникла в 17 веке. Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома, а из Хохломы посуду развозили на ярмарки в разные города. Ее продавали и кричали: «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки?». А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?». Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось, Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

-Мастера много сил да умений тратили, чтобы изготовить чудесную хохломскую посуду. Сначала посуду вытачивали из дерева. Была она белой, и называли ее «белье». Затем ее покрывали жидкой глиной, сушили, пропитывали маслом и снова сушили, после этого покрывали ее алюминиевым порошком, становилась она словно металлическая. Затем посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась как золотая. В своей росписи мастера отражали сказочную красоту родной природы.

Воспитатель. Спасибо тебе за интересный рассказ.

Домовенок Кузя. Ребята, вы уже знакомы с хохломской росписью, значит, можете мне помочь.

Воспитатель. Чем же Кузя мы можем тебе помочь?

Домовенок Кузя. Разбилась у меня посуда, а собрать ее по рисунку я не могу.

Игра «Собери разбитую посуду по рисунку»

Детям делятся на две команды. Одной команде дается в коробочке «осколки» тарелки расписанной хохломской росписью. Другой команде дается такая же коробочка только с ковшом расписанной хохломской росписью.

Задача детей собрать посуду по частям.

Домовенок Кузя. Вот молодцы ребята, без вашей помощи я бы не справился.

А теперь я хочу проверить, как вы знаете, какие цвета используются в хохломской росписи.

Игра «Угадай цвета хохломы»

Кузя называет цвет краски, если этот цвет используется в росписи, значит, дети начинают делать движения руками, словно они рисуют кистью. (Кузя показывает приемы рисования хохломской росписи н-р «завиток» , «травинка», «ягодка»).

Если Кузя называет цвет, который не используется в росписи, дети делают зачеркивающие движения кистью.

Домовенок Кузя. Молодцы, вот и вспомнили основные цвета которые используют в хохломской росписи. Давайте и повторим.

Дети. Красный, черный, желтый, зеленый.

Воспитатель. Ребята, вы сейчас с Кузей рисовали «кисточкой» в воздухе элементы хохломской росписи. А сейчас, внимание на экран мы с вами рассмотрим некоторые элементы хохломской росписи. (показываются слайды с элементами)

Элемент «Усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль.)

Элемент «Завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом-утолщением в середине элемента).

Элемент «Листочек». Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трехлистные. А называются они, так что состоят из трех листков.

Элемент «Капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия).

Элементы « Ягодки» (декоративные ягодки клубники, брусники, крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом.

Физминутка.

Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, махи).

Крыльями махала- злато рассыпала (махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала ( наклоны головы влево, вправо)

Да, с землицы русской, травы собирала. (приседаем, собираем)

Травы собирала, чаши украшала. (собираем, обводим руками круг).

Мастерство с любовью нам передавала (руки к сердцу, руки вперед).

Домовенок Кузя. Вот немного отдохнули, да давайте за дело браться. Открываю хохломскую мастерскую. Посуды в ней много всем хватит. Эй, молодые мастера выбирайте посуду по душе да принимайтесь за работу.

(дети выбирают образец посуды по цветовой гамме ).

Воспитатель. Ребята, а чтобы вам было легче рисовать возьмите картинку с образцом росписи.

Дети занимают рабочие места и принимаются за работу. Воспитатель и Кузя следят за правильным размещением элементов, за различным размещением завитков, за правильным подбором средств для изображения ягод и листьев.

После выполнения росписи работы выставляются на выставку.

Кузя. Спасибо ребята, вам за ваше старание. Молодцы! До свиданье! До новых встреч!

Рефлексия.

Почему роспись назвали «хохломской»?

Из какого материала изготовлена хохломская посуда?

Какую посуду изготовляли мастера?

Какие элементы росписи вы использовали в своей работе?

Понравилось вам быть мастерами хохломской росписи?





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.09.2020