ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1.Значение развития временных ориентировок у младших дошкольников…
1.2.Время и его особенности………………………………………………
1.3.Восприятие времени детьми……………………………………………
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах……
2.2.Методика формирования временных представлении у младших дошкольников………………………………………………………………….
2.3.Роль моделей в развитии временных ориентировок у младших дошкольников…………………………………………………………………….
2.4.Моделирование и модель……………………………………………
ГЛАВА 3.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РОБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1. Констатирующий эксперимент.……………….
3.2.Формирующий эксперимент.…………..
3.3.Контролирующий эксперимент………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ.
Дорого вовремя время
Времени много и мало
С. Я. Маршак
Темой времени пронизаны произведения многих писателей, художников, поэтов, философов. Ещё в древности люди ощутили загадочность, могущество времени, олицетворяя его с божественным существом Христосом , в котором видели начало мироздания.
В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.
Поэтому мы говорим о необходимости формирования временных представлений у детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Вместе с тем, специфические особенности времени, как объективной реальности, затрудняют его восприятие детьми. Поэтому педагогу в работе по развитию у детей представлений о времени необходимо учитывать данный фактор.
Объект исследования — проблема развития временных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования формирование навыков ориентировки во времени у младших дошкольников.
Гипотеза исследования — можно предположить, что развитие временных ориентировок будет более эффективным, если при работе с детьми разработать систему занятий с использованием традиционных способов работы.
Исходя из этого, целью исследования является развитие временных ориентировок у детей дошкольного возраста через использование традиционных способов работы.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние исследуемой проблемы, проанализировать литературу.
2. Рассмотреть нетрадиционные способы работы, как средства
развития замысливания временных ориентировок.
3. Разработать и провести систему занятий по формированию навыков нетрадиционных способов изображения.
4. Сравнить эффективность использования нетрадиционныхспособов изображения для развития замысла у детей старшегодошкольного возраста.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1.Значение развития временных ориентировок у младших дошкольников.
В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи, лунных фаз. Эти явления вызываются суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени — сутки, неделя, месяц, год. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 ч. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер и ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением Солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением Луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.
В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение частей суток, суток и времени:
День-часть суток от утра до вечера;
Вечер- часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня;
Ночь - часть суток от вечера до утра;
Утро - начало дня.
Сутки- промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а также вообще промежуток времени в 24 часа.
Время- продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
Модель-Образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение.
Модулирование- Изменяться, преобразовываться
Модуль- В точных науках: название некоторых коэффициентов, каких-нибудь величин. (11)
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в «Программе воспитания в детском саду» рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом(одни сутки сменяют другие, и наступает новый день), научить детей различать сегодня, завтра, вчера.
В овладении названиями частей суток у детей наблюдается неравномерность: они раньше выделяют те части суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с конкретными признаками (утро, ночь). Промежутки времен легче выявляются детьми, когда они могут соотнести показатели частей суток с собственным опытом.
Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти признаки («Утро — когда светло и дети идут в детский сад»; «Ночь — когда темно, дети и взрослые спят») нестабильны, зависят от времени года, от географического положения. При определении частей суток имеет значение индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи («Темно, все ложатся спать») могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны учитываться при обучении детей различению частей суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
1.2.Время и его особенности.
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи .Из этого следует, что временные характеристики явлении- продолжительность, частота, ритм и т.п.- универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов. Всякий процесс может быть охарактеризован своей временной структурой, имеет своеобразную временную «канву». Мы можем абстрагировать временные характеристики от предметного содержания точно также, как отвлекаемся от вещественных характеристик некоторого объекта, от его материала, массы, цвета при изучении формы предмета.
Итак, время объективно выступает как особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности. То, что называем восприятием времени, и есть ни что иное, как отражение в сознании человека объективного времени.
Явление объективной действительности характеризуются определенной длительностью, поэтому восприятие времени- это прежде всего отражение продолжительности явлении объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени.
Восприятие времени, с другой стороны, отражение быстроты протекания объективных процессов, их темпа.
В существующем объективно времени события следуют одно за другим, поэтому восприятие времени отражает последовательность явлении, событий, действий.
Как и во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются определенным комплексов анализаторов при ведущей роли кого-то из них. И.М.Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, «что только звук и мышечное ощущение дают представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства». Поэтому слух и мышечное чувство И.М.Сеченов назвал дробным анализатором времени и пространства.(15)
И.П.Павлов указывал, что отчет времени свойственен каждому элементу нервной системы, каждой ее клетке, и он экспериментально доказал, что любой анализатор может «отсчитывать время». И.П.Павлов говорил, что физиологической основой восприятия времени является смена возбуждения и торможения, что и позволяет «отсчитывать время». Эта мысль доказана рядом исследовании: при относительном преобладании во второй сигнальной системе возбудительного процесса происходит недооценка времени, при относительном преобладании тормозного процесса- его переоценка. Таким образом, точность оценки временных интервалов в конечном итоге определяется динамикой процесса возбуждения и торможения. Дифференцировка же временных интервалов является не чем иным, как результатом условных рефлексов на время.
У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения. Одна из них — это непосредственное ощущение длительности, на базе чего образуются условные рефлексы. Другая- собственно восприятие времени, наиболее сложная и совершенная форма отражения, которая, развиваясь на общей органической основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы.
Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости или длительности. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Но «чувство времени» наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось, т. е. имеет сравнительно узкую сферу применения. Овладение же мерами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях.
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.
Итак, с одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой — на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм дыхания, биение сердца и др.). Точно так же весь ритм ежедневной жизни человека способствует выработке условных рефлексов на время.
Огромна роль и второй сигнальной системы в формировании представлений о времени, в оценке временных интервалов. Слово создает возможность определять различные отрезки времени в принятых мерах, их темп, ритм, последовательность и периодичность.
Основой восприятия времени является система перцептивных действий, формирующих образ. В восприятии времени участвуют три перцептивных действия: оценка, отмеривание и воспроизведение временного интервала. При оценке человек словесно определяет продемонстрированный ему интервал (например, одна минута). При отмеривании сам оценивает названный ему интервал. При воспроизведении повторяет продемонстрированный ему интервал.
Наименьшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени. Самое же точное восприятие времени наблюдается при воспроизведении временного интервала. Это обусловлено тем, что при оценке и отмеривании человек внутренне сличает воспринимаемый интервал с эталоном, хранящимся в памяти, а при воспроизведении, кроме внутреннего сличения, имеется возможность сопоставлять с продемонстрированным материалом, т. е. человек имеет дело уже с двойным эталоном.
Таким образом, можно говорить об особой роли слова в восприятии и оценке времени.
1.3.Восприятие времени детьми
Физиологические исследования показали, что выработка условных рефлексов на время у детей разного возраста протекает с разной скоростью, а у детей дошкольного возраста образуется с большим трудом и характеризуется крайне неустойчивостью.
Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера; что значит и в чем отличие, например, слов теперь — сейчас или сегодня — вчера — завтра и др. «При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Эта трудность, с которой ребенок не сразу может совладать» ,— пишет С. Л. Рубинштейн.(14) Поэтому известно, что дети-дошкольники часто спрашивают взрослых: «Сегодня это завтра, а теперь сегодня?», «А что год, правда, вертится: было лето, прошло и снова вернется?»
На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременных, качественных признаков.
Как видим, интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени .
Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков делами, соотносят к определенному времени и некоторые события, хорошо им знакомые и эмоционально привлекательные: «Елка — когда зима», «Поедем на дачу, когда лето» и др.
Дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по счету, и ждут их, готовятся к ним, спрашивают о них воспитательницу. Однако представления о длительности этих занятий неточны, и, хотя воспитательница нередко предупреждает детей, что осталась одна минутка до конца занятия и следует поторопиться, это предупреждение не организует деятельность детей, так как они не представляют себе длительность минуты; слово минута не связана у них с чувственным восприятием.
Что же касается представления о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они неточны. Тем 'более весьма смутны их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошлому у детей имеется, но по-разному локализуется во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут ли с ними беседы о локализации во времени разных известных ребенку событий. Оказывается, многое может быть освоено ребенком при надлежащем руководстве.
Развитию способности к более точной локализации и пониманию последовательности событий во времени может способствовать осознание причинных зависимостей этих событий, а главное — развитие умений пользоваться различными временными эталонами, что позволяет выразить временные отношения в количественных показателях.
С. Л. Рубинштейн пишет: «Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не уделяют достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности» . (14 )
В формировании представления о времени большую роль играет слово: в нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и др. Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Но конкретные признаки, характеризующие те или иные отрезки времени, будут весьма локальны, поскольку определяются разными географическими, экономическими и бытовыми условиями жизни людей. И не всегда и не везде день будет характеризоваться светом и трудом людей, а ночь — тьмою и сном людей. Поэтому весьма важно найти иные средства наглядности, которые бы раскрыли зависимость смены суток, времен года и т. д. Должны быть найдены общие признаки, характерные для понимания того или иного эталона. Так, для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра и т. д. необходимо прежде всего понять текучесть и сменяемость суток. Обычно признаком сменяемости одних суток другими для маленьких детей служит бой Московских курантов. «Сутки вертятся»,— говорят дети четырех-пяти лет. Осознание эталона «суток», их состава (утро, день, вечер, ночь), их длительности и смены доступно детям уже трех-четырех лет при условии правильного руководства со стороны взрослых. Понимание смены суток служит основой для ознакомления детей со значением других временных эталонов (дней недели, месяцев, сезонов, лет и др.), каждый из которых наполняется у детей своеобразными конкретными признаками.
Так, время активно начинает выступать для детей как характеристика реальных жизненных процессов: оно характеризует длительность, быстроту, последовательность, темп и ритм этих процессов.
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навыкразличения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения, последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток уже в младшей группе.
Ориентировка во времени детей младшей группы.
В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Ориентировка во времени в средней группе.
Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь – это части суток.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро – медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.
Ориентировка во времени в старшей группе.
В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится все светлее и светлее и т.п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т.д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?».
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили…"»… вчера», – заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было…"»… сегодня». «Рисовать мы будем…"»… завтра» и т.п.
Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро – вечер, завтра – вчера, быстро – медленно, рано – поздно и т.п.
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам – …»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.
Ориентировка во времени подготовительной группе.
Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».
Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.
Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т.д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.
Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.
При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.
Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро – вечер, сначала – потом, быстро – медленно и т.п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т.е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т.е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.
Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т.п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.
Методика проведения занятия.
1. Процесс формирования временных представлений у дошкольников на занятии начинается с ознакомления с частями суток. Целесообразно начать такое занятие с загадывания загадки, использования художественного слова и сюрпризного момента. Далее воспитатель раскрывает детям смысл понятия «утро» с помощью художественного слова или театрализации и предлагает выбрать цвет для обозначения этого понятия. Затем задает вопрос: «Ребята, как вы узнаете, что сейчас утро?» Дети предлагают свои ориентиры. Педагог предлагает систематизировать знание, создав модель «Утро». Для создания модели в центр фланелеграфа помещается круг цвета обозначающего утро (например, желтый), а вокруг него символы, обозначающие человека, солнце, механические часы и тень.
На доске располагается математическое табло, в каждом кармашке которого карточки-символы, обозначающие разные виды человеческой деятельности, положения солнца, стрелок часов, тени (с этими обозначениями целесообразно познакомить до занятия). Воспитатель предлагает детям отобрать те карточки, которые подходят к понятию утро. Каждый выбор обсуждается. Затем дети самостоятельно выводят формулу утра, выбирая наиболее характерные признаки (рисунок 2). И отвечают на вопрос: «Что такое утро?
Так же выводятся понятия «день», «вечер», «ночь».
2. Следующий этап – закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств и методов обучения.
На этом этапе можно провести игру «Когда это бывает», использовать загадки, инсценировки, рассматривание репродукций картин, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, выбирается ребенок, он вытягивает фант с цветом какой либо части суток (например дня), но не показывает его остальным. С помощью мимики и жестов он изображает один или несколько признаков дня, а остальные должны отгадать, какую деятельность он изображает и к какой части суток эта деятельность относится. Или детям предлагается репродукция картины (например, картина А.И. Куинджи «Днепр утром») и нужно дать ей название, определив какая из частей суток на ней изображена. Угадавший ребенок объясняет по каким признакам он установил, что это утро (розоватое небо, туман, тишина, сырая трава и т.д.). Так же проводится работа и с отрывками из художественных и музыкальных произведений. Воспитатель зачитывает отрывок и предлагает ответить, утром, днем, вечером или ночью произошло описанное событие. Если просушивалась мелодия, событие устанавливается путем анализа выразительных средств музыкального произведения.
3. Следующий этап – детям можно задать вопрос о значении той или иной части суток для человека и природы. Ночью человек и природы отдыхают, набираются сил, а некоторые животные наоборот просыпаются и выходят на охоту (например, крабы) для того, чтобы их не заметили и т.д.
4. Цель заключительного этапа занятия показать временную последовательность и перейти к новому понятию «сутки». Детям предлагается выложить цветные кружочки в той последовательности, в которой сменяются утро, день, вечер, ночь. Затем воспитатель говорит о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, с которыми дети познакомятся на следующем занятии.
Всего необходимо провести семь занятий: на ознакомление с частями суток, с днями недели, месяцами, четырьмя сезонами и понятием «год».
В процесс знакомства детей с временем можно добавить занятия по формированию представлений о времени и его измерении. Их особенностью является то, что через весь комплекс проходит единая сюжетная линия. Дети отправляются в страну Времени, где живут в волшебном замке четыре принцессы Утро, День, Вечер и Ночь. Макет замка Год является своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати башен, символизирующих двенадцать месяцев года. Каждая башня выстроена в четыре этажа (недели), каждый этаж – из семи кирпичиков цветов радуги (дни недели). Башни отличаются только маковками: у трех башен они белого цвета (зимние месяцы), у трех – зеленого (весенние месяцы), у следующей троицы – красного (летние месяцы) и у последних – желтого (осенние месяцы). Таким образом, в ходе занятий дети сначала знакомятся с принцессами (временами суток), затем начинают помогать строить им замок: делают кирпичи и выкладывают их в определенной последовательности (изучают понятие сутки и дни недели), выстраивают этажи (получают представления о том, что четыре недели составляют месяц), отстраивают сначала башни с белами маковками (изучают зимние месяцы), затем с зелеными, красными, желтыми. Итоговое занятие можно провести в форме праздника Новоселье.
Все занятия проводятся в течение года и между ними достаточно большие интервалы, поэтому важно продолжать знакомить детей с временной последовательностью и её измерением в повседневной жизни.
Кроме вышеперечисленных занятий необходимо познакомить детей с часами, развивать чувство времени, для этого могут использоваться игры и упражнения, которые включаются в третью часть традиционных занятий по математическому развитию.
Формирование представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе с детьми использовать и компьютер. На экране дисплея могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветовым знаком обозначить опознанное время. Правильность действия ребенка может быть оценена на экране дисплея в идее различной реакции изображенного символа: например, забавного человечка, радующегося или опечаленного.
2.2.Методика формирования временных представлении у младших дошкольников.
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.
Ознакомление детей с частями суток согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Какие же виды деятельности рекомендуется использовать в качестве показателей разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.
Ознакомление с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?
В конце беседы педагог обобщает: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это происходит утром. Сейчас утро, и мы занимаемся». Такие беседы проводятся на занятиях по математике, при этом особое внимание уделяется упражнению детей в правильном обозначения словами частей суток. В повседневной жизни важно упражнять детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.
Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания), и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером или ночью).
Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. Можно использовать и наиболее простые словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель в предложении пропускает название части суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем...?»
В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Полезно предложить самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.
Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, может осуществляться и посредством игр. Это игры-путешествия в утро, день, вечер и ночь. Начать игру можно словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает. Мы вышли из дома и увидели чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?»
В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). С этой целью надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части ярко-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рассматривать, чем они отличаются. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» Затем в играх с детьми показывает картинки с изображением характерной деятельности и выясняет, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делает заключение об изображенном времени.
На следующих занятиях к каждой картинке надо прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. Цветовой символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, следует предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Затем проверить правильность отбора, анализируя их содержание.
В дальнейшем детям можно предлагать только цветные знаки и по ним закреплять названия времени суток. Цветные знаки используются и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки или читает стихи, а дети, определяя, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.
Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнят соответствующие им цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.
В упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные знаки в качестве раздаточного материала и предложить детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем части суток. Или разложить карточки-знаки, начиная с любой из них, и затем пояснить последовательность частей суток.
В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры (24 часа), можно объяснить продолжительность суток, используя части суток. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь и утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.
Для усвоения понятия «сутки» можно рекомендовать такие приемы: на доске в ряд прикрепить четыре картинки с изображением частей суток. Выяснить, когда это бывает, сколько частей суток нарисовано на всех картинках, как можно назвать одним словом все то время, когда пройдет утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток. Предложить детям сложить карточки-знаки частей суток и назвать все это время одним словом. Проводятся и игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей» («Назови соседей утра...» и т. п.), «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. д.).
После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.
В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
2.3.Роль моделей в развитии временных ориентировок у младших дошкольников.
Ознакомление детей с частями суток согласно «программе воспитания и обучения в детском саду» начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Какие же виды деятельности рекомендуется использовать в качестве показателей разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. П. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. П. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.
Ознакомление с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие вопросы: «дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?»
В конце беседы педагог обобщает: «в детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это происходит утром. Сейчас утро, и мы занимаемся». Такие беседы проводятся на занятиях по математике, при этом особое внимание уделяется упражнению детей в правильном обозначения словами частей суток. В повседневной жизни важно упражнять детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.
Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания), и обсуждая вопрос: «когда это бывает?» на последующих занятиях задание усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером или ночью).
Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. Можно использовать и наиболее простые словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток. Например, в игре «назови пропущенное слово» воспитатель в предложении пропускает название части суток: «мы завтракаем утром, а обедаем...?»
В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Полезно предложить самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.
Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, может осуществляться и посредством игр. Это игры-путешествия в утро, день, вечер и ночь. Начать игру можно словами: «мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает. Мы вышли из дома и увидели чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?»
В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). С этой целью надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части ярко-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рассматривать, чем они отличаются. Воспитатель задает вопрос: «когда это бывает?» затем в играх с детьми показывает картинки с изображением характерной деятельности и выясняет, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих пр:«наков делает заключение об изображенном времени.
На следующих занятиях к каждой картинке надо прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. Цветовой символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, следует предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Затем проверить правильность отбора, анализируя их содержание.
В дальнейшем детям можно предлагать только цветные знаки и по ним закреплять названия времени суток. Цветные знаки используются и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки или читает стихи, а дети, определяя, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.
Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнят соответствующие им цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.
В упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные знаки в качестве раздаточного материала и предложить детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем части суток. Или разложить карточки-знаки, начиная с любой из них, и затем пояснить последовательность частей суток.
В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры (24 часа), можно объяснить продолжительность суток, используя части суток. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. Е. Сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь и утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.
Для усвоения понятия «сутки» можно рекомендовать такие приемы: на доске в ряд прикрепить четыре картинки с изображением частей суток. Выяснить, когда это бывает, сколько частей суток нарисовано на всех картинках, как можно назвать одним словом все то время, когда пройдет утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток. Предложить детям сложить карточки-знаки частей суток и назвать все это время одним словом. Проводятся и игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «назови соседей» («назови соседей утра...» и т. П.), «назови все части суток» («я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. Д.).
После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.
В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
2.4. Моделирование и модель, как основной метод формирования представлении о времени.
Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях- квадратах, кружках- обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки- модели выступают наглядном материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними.
Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения- линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева на право друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает название эталонов времени, чередование, последовательность их.
Однако, как показывает в своих исследованиях Т.Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета- утро.
3.1.Констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось с ноября 2014 года по февраль 2015 года, на базе МБДОУ детского сада №277 комбинированного вида. В исследовании принимала участие дети из 15 человек средней группы.
Цель : - выявить уровень развития временных ориентировок у младших дошкольников;
- провести анализ и синтез развития экспериментального обследования.
Чтобы выяснить, как дети определяют части суток по деятельности, характерной для того или иного отрезка времени, знают ли названия частей суток, как ориентируются во времени в течение дня. Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Когда тебя мама приводит в детский сад? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детского сада? Когда ты спишь дома?»
Использовался также набор из четырех картинок, где были изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки предъявляли детям поочередно и задавали вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны были определить и назвать время.
Также выясняли могут ли дети правильно употреблять в речи слова утро, день, вечер, ночь.
Ф.И. ребенка | различает | Правильно употребляет в речи слова | ||||||
Утро | вечер | день | ночь | утро | день | вечер | ночь | |
1.К.Спартак | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.К.Настя | + | + | - | + | + | _ | _ | + |
3.З.Даша | + | - | - | + | _ | _ | _ | _ |
4.М.Аня | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.Т.Женя | + | + | - | + | + | _ | _ | + |
6.Р.Лера | + | + | + | + | + | + | + | + |
7.Т.Семен | + | - | - | + | _ | _ | _ | + |
8.Г.Юля | + | - | - | + | _ | _ | _ | + |
9.Д.Тимур | + | - | - | + | + | _ | _ | + |
10.С.Маша | + | + | - | + | + | _ | + | + |
11.П.Даша | + | - | - | + | + | _ | + | + |
12.Д.Никита | + | + | + | + | + | _ | + | + |
13.Ш.Витя | + | - | - | + | _ | _ | _ | _ |
14.С.София | + | + | + | + | + | + | + | + |
15.Г.Гунеш | + | + | + | + | + | + | + | + |
В результате диагностики уровня усвоения представления о времени выявилось, что в группе преобладает средний уровень.При ответах на вопросы были обнаружены однотипные виды ошибок. На вопрос, что делаешь утром, многие дети начинали рассказывать весь свой день, но при помощи воспитателя делили свой день по порядку. Юля Г. Даже при помощи воспитателя не смогла ответить, что она делала утром, а просто беспорядочно перебирали все, что делала целый день.
С целью повышения уровня усвоения представления о времени были проведены развивающие мероприятия на формирование временных представлений.
Для усвоения детьми средней группы понятия «сутки» мы использовали ряд приемов.
Для закрепления знаний детей использовали чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия, например:
Спать пора! Уснул бычок, Встала- прямо не узнать!
Лег в коробку на бочок.До пояса умылась,
Сонный мишка лег в кровать,Убрала свою кровать
Только слон не хочет спать…И даже косы расчесать
( А. Барто.)Сама не поленилась.
( С. Баруздин.)
Показывали, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовали картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматривали с детьми серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Предлагали также самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.
Проводились также игры, например « Назови соседей» :
Назови соседей утра.
У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что доутра — ночь, а после утра наступает день.
-Назови соседей ночи.
«Назови все части суток»:
-Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все осталь-ные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День —что дальше! (Вечер.) И т. д.
После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточили на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовали наблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, мы использовали карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.
Все четыре карточки показывали детям одновременно и рассматривали, чем они отличаются. Ставили знакомый вопрос: «Когда это бывает?» Затем в парах с ними показывали картинки с изображением характерной деятельности и просили детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делали заключение об изображенном времени.
На следующих занятиях к каждой картинке мы прикрепляли соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. По нашему мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, мы предлагали детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Быстро разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяли правильность отбора, анализируя их содержание.
В дальнейшем детям предлагались только цветные знаки и по ним закреплялись названия времени суток. Цветные знаки использовались и как раздаточный материал: воспитатель показывал картинки или читал стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимали соответствующий знак. При этом мы использовали строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Что наступило?»
Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнили цветные знаки, определяющие части суток, мы приступили к уточнению знаний о последовательности частей суток.
С детьми, у которых выявили, средний и низкий уровень знаний временных представлений, были проведены индивидуальные занятия, с целью повышения уровня.
С детьми низкого уровня: Ш. Витя, Т. Семен, Г. Юля, Д. Тимур, З. Даша, проводились дополнительные занятия по формированию временных представлений. Большое внимание уделялось вопросам, на которые дети затруднялись ответить.
Все занятия и игры, вызвали у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения. Понравившиеся игры, дети использовали в самостоятельной деятельности. Подвижные игры использовались также и на других занятиях.
Ф.И. ребенка | Умеет определять части суток по деятельности детей | Назови какие части суток нарисовано на картинке по деятельности животных | ||||||
утро | вечер | день | ночь | утро | день | вечер | ночь | |
1.К.Спартак | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.К.Настя | + | + | + | + | + | _ | + | + |
3.З.Даша | + | + | - | + | + | _ | + | + |
4.М.Аня | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.Т.Женя | + | + | - | + | + | _ | + | + |
6.Р.Лера | + | + | + | + | + | + | + | + |
7.Т.Семен | + | + | - | + | + | _ | + | + |
8.Г.Юля | + | + | - | + | + | _ | + | + |
9.Д.Тимур | + | + | - | + | + | _ | + | + |
10.С.Маша | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.П.Даша | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.Д.Никита | + | + | + | + | + | + | + | + |
13.Ш.Витя | + | + | - | + | + | + | _ | + |
14.С.София | + | + | + | + | + | + | + | + |
15.Г.Гунеш | + | + | + | + | + | + | + | + |
Показатели уровня
1-ый этап | 2-ой этап | |
Высокий | 6 человек | 9 человек |
Средний | 5 человек | 6 человек |
Низкий | 4 человека | 0 человек |
В начале года у детей преобладал средний уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий уровень значительно повысился. Значительно улучшился результат у детей Т. Семен, Г. Юля, З. Даша, Д. Тимур. У этих детей был низкий уровень, а на втором этапе повысился до среднего. У П. Даши, С.Маши, К. Насти, от среднего перешли к высокому уровню. Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.
Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности.
3.2.Формирующий эксперимент
В ходе формирующего эксперимента мной был проведен комплекс упражнений, используемых на занятиях с дошкольниками, на развитие временных ориентировок. первоочередной задачей являлось научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную форму. Наши занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.
Упражнения для развития временных ориентировок:
3.3. Контрольный эксперимент
В ходе контрольного эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития памяти у дошкольников.
Динамика развития памяти дошкольников приведена в таблице:
Итак по результатам исследования развития памяти у детей:
высокий уровень (8 и выше);
средний уровень (7-5 баллов);
низкий уровень (4 и ниже).
20.09.04. | 10.03.05. |
2 человека | 5 человек |
5 человек | 5 человек |
3 человека | - |
Диаграмма развития памяти у детей до и после формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование представлений о времени имеет для детей особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.
Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Воспитатели должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
В исследовании проведен комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Исследования показали, что формирование представления о времени у средних дошкольников должно осуществляться с помощью широкого использования наглядных и практических методов, и на основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами и их символами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др.; Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:/Под ред. Столяра А.А.-М.:Просвещение,1988
Березина Р.Л., Данилова В.В., Рихтерман Т.Д и др.; Математическая подготовка детей в дошкольных упражнениях./Сост.В.В.Данилова.-М.: Просвещение,1987
Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. - №11. – С. 14-23.
Веракса Н.Е. Формирование единых временно-пространственных представлений// Дошк. Воспитание. –М.,1976- №5
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду.- М.: Издательский центр «Академия»,1997
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. -М.:Просвещение,1974
Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, - СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 80с.
Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская. – М., 1977. – 173с.
Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М.,1984
Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, - СПб. : Детство-Пресс, 2005г. – 94с.
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, М. Ю. Шведова. – М. : ООО ИТИ Техноложи, 2006. – 944с
Павлов И.П. Сочинения, т3. М., Изд-во АН СССР , 1951.
Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 110с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, из. 2. М., Учпедгиз, 1946
Сеченов И. М., Избранные произведения,Т1, М., Изд-во АН СССР, 1952 с 77-78
Столяр А.А., Соболевский Р.Ф., Рузин Н.К. Методические указания к учебному пособию «Математика,0».- Минск.1983
Щербакова, Е.И, Фунтикова, О.А. Формирование временных представлений / Е. И.Щербакова, О.А. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. - №3.- С. 14-18.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятий
Задачи:
Продолжать формировать о частях суток: утро - вечер; день - ночь.
Совершенствовать сравнивать два предмета по размеру: широкий - узкий.
умение понимать вопрос "сколько?" и при ответе пользоваться словами "много", "один".
Развивать внимание, навыки сравнительного анализа.
Воспитывать доброжелательное друг к другу, навыки коллективного взаимодействия.
Словарная работа:
Активизация словаря: утро, день, вечер, ночь; широкий - узкий; много - один.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и беседа на тему "сутки".
Сравнение 2-х полосок по величине.
Разучивание игры "Цветные фонарики".
Оборудование:
Иллюстрации на тему "Части суток" (раздаточный материал).
Два "ручейка" - широкий (ширина - 35см.) и узкий (ширина - 15см.)
Разноцветные "фонарики" по количеству детей.
Игрушка Чебурашка.
Магнитофон.
Путешествие «Чебурашки»
I ч.
Воспитатель: Сегодня на занятии математикой у нас будет много интересного.
Звучит песня "Чебурашка" муз. Шаинского сл. А. Тимофеевского
Воспитатель: Кто-то в гости к нам спешит, "Здравствуйте" - нам говорит.
-Узнали, кто это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Конечно, он снова пришел к нам в гости. Он любит с вами играть и заниматься. Здравствуй, Чебурашка, какой ты красивый на экране, приходи к нам в гости, как всегда.
(Воспитатель показывает детям игрушку "Чебурашка", на экране пустой слайд)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка! Давай рассмотрим картинки на экране.
Воспитатель: Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает?
Дети: Утром. (Я просыпаюсь утром)
Воспитатель: Когда мальчик проснулся? Когда петушок его разбудил?
Дети: Мальчик проснулся утром.
Воспитатель: Когда мальчик умывается?
Дети: Мальчик умывается утром.
Воспитатель: Когда дети делают зарядку?
Дети: Дети делают зарядку утром.
Воспитатель: Когда это бывает: птички просыпаются, солнце поднимается?
Дети: Утром.
Воспитатель: Найдите утро у себя на картинке, покажите Чебурашке.
Воспитатель: Солнышко проснулось, детям улыбнулось. Посмотрите, какое красивое солнышко, оно светит ярко, день наступил.
Когда солнышко светит ярко?
Дети: Днем.
Воспитатель: Дети играют на прогулке. Солнце светит ярко. Когда это бывает?
Дети: Днем.
Воспитатель: Когда уточки гуляют?
Дети: Уточки гуляют днем.
Воспитатель: Солнце светит ярко, воробей гуляет. Когда гуляет воробей?
Дети: Днем.
Воспитатель: Солнце светит ярко, все гуляют. Когда это бывает?
Дети: Днем.
Воспитатель: Ребята, найдите день у себя на картинке и покажите Чебурашке.
Воспитатель: Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Когда солнышко уходит?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Мальчик смотрит телевизор. Когда мальчик смотрит телевизор?
Дети: Мальчик смотрит телевизор вечером.
Воспитатель: Когда мальчик играет?
Дети: Мальчик играет вечером.
Воспитатель: Сонный Мишка лег в кровать,
Скоро Мишка будет спать.
Когда это бывает?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Солнышко уходит, небо темнеет, птички засыпают, когда это бывает?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Найдите вечер на картинке и покажите Чебурашке.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А что же дальше?
Воспитатель: Посмотрите дети, месяц на небе, звездочки светят. Когда это бывает?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Что мы делаем ночью?
Дети: Ночью мы спим.
Воспитатель: Когда мальчик спит?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Когда спят бычок и медвежонок?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Что делают воробей и белочка?
Дети: Спят.
Воспитатель: Когда они спят?
Дети: Они спят ночью.
Воспитатель: Когда спит ежик?
Дети: Ежик спит ночью.
Воспитатель: Месяц на небе, звезды. Это ночь наступила. Что мы делаем ночью?
Дети: Мы спим ночью.
Воспитатель: Найдите ночь на картинке, покажите Чебурашке.
Воспитатель: Мы рассмотрели все картинки про утро, день, вечер, ночь. Вспомнили, что делают ребята и зверята утром, днем, вечером, ночью. Чебурашка, ты все запомнил?
Чебурашка: Да, все запомнил.
Воспитатель: Молодец Чебурашка, молодцы ребята! А теперь, пойдем все вместе поиграем.
II ч. Игра "Ручеек"
Воспитатель: Погуляем по полянке, по дорожке топают ножки. Вышли на лужок, на крутой бережок. Впереди не река, а два ручейка. Где ручейки?
Дети: Ручейки впереди. (1-2 ответа)
Воспитатель: Мы пойдем вперед. Будем все вместе перешагивать через ручейки. Сначала - через широкий, потом - через узкий.
Воспитатель и дети перешагивают через широкий ручеек.
Воспитатель: Через какой ручеек мы перешагнули?
Дети: Мы перешагнули через широкий ручеек. (2-3 ответа)
Воспитатель: Идем дальше. Еще один ручеек. Какой он?
Дети: Ручеек узкий. (2-3 ответа)
Воспитатель: Перешагнем через узкий ручеек.
Чебурашка: Сначала мы перешагивали через широкий ручеек, а потом - через узкий. Они остались сзади, а впереди - избушка. Пойдемте вперед.
Дети: Вперед к избушке.
III ч. Игра "Фонарики разноцветные"
В избушке лежат разноцветные фонарики. Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику. При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у соседа, какого цвета фонарики. " Наступила ночь. Стало темно. Зажглись фонарики ночью и пустились в пляс. Сколько танцует фонариков?"- "Много" - "Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли фонарики" (дети присели).
Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, а воспитатель спрашивает: "Сколько всего фонариков в коробке?"
Воспитатель: Чебурашка, сколько всего фонариков в коробке?
Чебурашка: В коробке много фонариков.
Воспитатель: Дети, правильно ответил Чебурашка?
Дети: Да, правильно.
Воспитатель: Молодец Чебурашка, молодцы ребята.
Итог.
Воспитатель: Хорошо сегодня занимались. Что делали на занятии?
Дети: Вспомнили про утро, день, вечер, ночь. Перешагивали через широкий и узкий "ручеек". Зажигали фонарики.
Воспитатель: Что было трудно делать на занятии? Кому было легко заниматься?
Очень хорошо все занимались, и дети, и Чебурашка. Занятие окончено.
Игра «Назови пропущенное слово».
Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:
- Мы завтракаем утром, а обедаем −…
- Мы умываемся утром, а ложимся спать −…
- Мы спим ночью, а просыпаемся −…
В эту игру можно поиграть на свежем воздухе. Вместо мяча использовать
снежный ком или шишку.
Д/и «Режим дня»
Цель: определить уровень знаний детей о временных понятиях «сначала», «потом».
Оборудование: три карточки с изображением деятельности мальчика в разное время суток: просыпается, чистит зубы, делает зарядку.
Инструкция: «Посмотри на картинки. Кто изображен на картинках? Что он делает на этой картинке? Чем занимается здесь? А на этой картинке? Кто-то перепутал все картинки. Помоги разложить их правильно. Выложи на стол ту картинку, которая должна быть сначала. А потом какую положим? А после? »
Словесные игры:
«Найди лишнее слово» («Утром мы завтракаем, занимаемся, обедаем», «Ночью спим, гуляем с папой»)
«Назови пропущенное слово» («Мы завтракаем утром, а вечером? », «Мы пойдём гулять… »)
«Придумай-ка» (необходимо придумать предложение с заданным словом: «Утром я … » или «Спим мы … »
«Придумай рассказ» (составление коротких рассказов на заданную тему, как реальных, так и вымышленных)