Публикации за Ноябрь 2015 года

Дата публикации Автор материала
Название материала
2.12.2015
Рыбина Татьяна Леонидовна Этот удивительный мир фольклора (из опыта работы)

Этот удивительный мир фольклора (из опыта работы)

. Прошлое и настоящиее

На протяжении многих веков русский народ создавал богатейшую фольклорную традицию-самобытное и бесценное достояние национальной культуры.

С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на Жизнь, Природу, Общество и Человека. Эти воззрения основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались в художественной форме молодому поколению. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитывать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как ЧЕСТНОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ТРУДУ, ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ПРЕДАННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ИДЕАЛАМ.

Народное творчество всегда было базой для развития русского профессионального искусства: из фольклора черпали вдохновение великие русские поэты, писатели, композиторы, художники...

В 20 столетии в силу ряда общественных причин , связанных с разрушением русской деревни, стали стремительно разрушаться практически все виды народного творчества. Народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Распространилось мнение о народной культуре как о культуре отсталой. Никому не нужными стали старинные праздники, обряды.

Сегодня в нашей стране происходят коренные изменения. Как подчеркивают ученые, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, науки, к корням культуры, идет активный поток новых, соответствующих требованиям времени, методов массового воспитания и образования. Возрождается интерес к ИСТОРИИ НАРОДА,

ЕЕ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Произведения народного творчества должны жить присущей им жизнью: сказка должна СКАЗЫВАТЬСЯ, загадка-ЗАГАДЫВАТЬСЯ, игра- ИГРАТЬСЯ, а песня только тогда песня, когда ее ПОЮТ. И в наших силах сделать , чтобы жили они не только книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей- УСТНОЙ. А для этого надо устроить ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК, где весело только тому, кто сам поет песни, водит хороводы, загадывает загадки, проговаривает скороговорки, где каждый и гость, и хозяин.

2. З А Ч Е М Д Е Т Я М Ф О Л Ь К Л О Р ?

Понимание того, что ТВОРЧЕСТВО, ФОЛЬКЛОР - это чуть ли не единственная возможность спасти человечество от бездуховности, от внутренней пустоты, пришло ко мне давно. И начинать нужно, конечно, с детей. Ведь, если с раннего возраста, с детства им будет сделана " прививка" на Красоту, на Творчество, это останется уже на всю жизнь.

Начинать, скажу честно, было страшновато. По образованию я -"дошкольник", знаток методик дошкольной педагогики и психологии. Но кто сможет мне возразить, если я скажу: ЛЮБОВЬ К ФОЛЬКЛОРУ ПЕРЕДАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА САМ СТРАСТНО ЛЮБИШЬ И ВЕРИШЬ В НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, КОГДА САМ ЗАВОРОЖЕН ЕГО КРАСОТОЙ И ГЛУБИНОЙ!

А у меня за спиной - счастливое детство в дружной, доброй и веселой семье, волшебные сказки бабушки, мудрой, талантливой сказительницы, знающей, по-моему, все сказки, стихи и басни на свете, подарившей мне, внучке убежденной коммунистки , молитвы "Отче наш", "Богородице, Дева, радуйся", рассказавшей об обычаях Пасхи, Рождества, Троицы.

Это песни другой бабушки - гордой красавицы с необыкновенным сильным голосом, певшей когда-то в церковном хоре. И, конечно, это вечера, когда все собирались за столом, чаевничали, раскладывали пасьянс и... пели, чудно пели на 2-3 голоса русские народные песни, романсы. До сих пор помню то состояние радостного ожидания, в котором я, уложенная спать, каждый раз ждала-ожидала пения своей любимой, прекрасной и страшной для меня, маленькой, песни "Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село"..., а услышав, старательно " подстраивала" свой голос к общему хору.

Это было мое первое знакомство с фольклором, но уважение осталось на всю жизнь, искреннее и радостное. И потому я решила: СМОГУ!

Фольклорный кружок "ВЕСЕЛАЯ ГОРНИЦА" работает в нашем детском саду уже много лет. Составлена Программа , кружок пользуется популярностью, ребята занимаются с увлечением, родители часто дарят благодарные отзывы, и забываются все сомнения, все трудности, которых было так немало в начале этой работы...Помню первую встречу со старинной песней. Включила запись, и услышала громкий смех:" У, старухи поют!" И было в этих словах и в этом смехе такое презрение! Особая манера пения, которая так восхищает и притягивает, была "отторгнута"! Не поняли, не почувствовали мои " крутые" современные дети ничего! Было ужасно обидно.

Нужно было их заинтересовать, "настроить " на старину. Старалась очень. Знакомила с тем, как люди жили, рассказывала о старинной песне и ее значении в жизни людей всех времен, водила в Городской музей на лекции, экскурсии, знакомила с русскими песнями, веселыми , шуточными, игровыми, рассказывала о бабушке. Так и говорила: - Давайте поиграем по старинке, как моя бабушка играла. И появилась искорка заинтересованности, а затем, постепенно, и интерес, искренний, глубокий.

Сегодня эти " проблемы" вспоминаются с улыбкой. Пришел определенный ОПЫТ, УВЕРЕННОСТЬ, понимание ЗНАЧИМОСТИ ПРОВОДИМОЙ С ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ. С чего начинается каждый учебный год? С приема детей в фольклорный кружок " ВЕСЕЛАЯ ГОРНИЦА". Принимаю в кружок всех, кто желает заниматься. Родителям говорю обычно так: - Если хотите, чтобы ваш тихоня-увалень стал более АКТИВЕН, САМОСТОЯТЕЛЕН, ЯРЧЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЕЙ, УВЕРЕННЕЙ - приводите его в фольклорный кружок! Если хотите, чтобы ваш неуемный егоза - непоседа стал более СДЕРЖАН, ОРГАНИЗОВАН, НАУЧИЛСЯ ВЕСТИ СЕБЯ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ - ведите его в фольклорный кружок! И не важно, чисто ли он поет, правильно ли интонирует.

Бывают случаи, когда не поющий ребенок начинает петь только в конце года или даже на 2 год занятий. Но начинает ОБЯЗАТЕЛЬНО! В свое время я привела в фольклорный ансамбль " ДРУЖЕНЬКА" (ДК ФЭИ , педагог Мартынова М.А.) своего сына, в то время явно не обладающего певческой интонацией. Через год он уже пел уверенно свою партию самостоятельно в любой песне, а сейчас мой сын- студент Театральной Академии г. Санкт-Петербурга, будущий актер, как говорят педагоги, человек с замечательным голосовым аппаратом и певческими способностями. Он поет романсы, арии из опер. Спасибо фольклору!

Я уверена: народная песня способна кого угодно воспитать, подарить и слух, и голос, было бы желание и любовь к песне.

А главное, дети становятся ДОБРЕЕ, УЧАТСЯ ДРУЖИТЬ, быть внимательней и благородней в отношениях друг с другом и с окружающими, начинают воспринимать мир в ярких красках, т.е. ФОЛЬКЛОР РАСТИТ ОПТИМИСТОВ. А ведь это так пригодится в жизни!

3. М А Л Е Н Ь К И Е П Р О Б Л Е М Ы И Б О Л Ь Ш И Е П Л А Н Ы.

Но как " удержать" детей в кружке, не потерять их интерес в течение всего времени? Некоторые руководители кружков делились со мной " творческим опытом"- они удерживают детей за счет заманчивых предложений, обещаний участия в выставках, интересных поездках и т.д. Стимул? Да. Но ведь и обман - тоже! Принципиально я - против любого обмана, я такой " методический прием" в работе не использую, хотя мы с детьми не раз участвовали в различных творческих конкурсах, фестивалях, являемся лауреатами Православного фестиваля " Рождественская звезда", победителями творческого конкурса " МИСС "ДЮЙМОВОЧКА", дипломантами городского Конкурса чтецов... Наши дети- участники городского , знаменитого не только в городе, но и в стране фольклорного ансамбля " ИГРАЙ, РОЖОК", занимаются в фольклорном ансамбле"ПРАЗДНИК", в танцевальном коллективе " КУПАВА" Эти коллективы -гордость нашего Обнинска, их творчество известно во многих странах, они- победители многочисленных фестивалей и конкурсов и в России, и за рубежом.

Конечно, как педагог, я не могу не гордиться такими успехами, но это, поверьте, не самоцель! Для меня важней добиться " добровольности" посещения занятий кружка фольклора, увидеть радость и интерес в глазах ребят на занятиях. Сегодня список моих детей в журнале не уменьшается. Напротив, ребята записываются в кружок всей группой, по просьбе родителей и педагогов моя Программа была доработана, в кружке занимаются не только дети подготовительной к школе группы, но и старшей группы детского сада. Меня очень радует такой интерес и детей, и взрослых к ФОЛЬКЛОРУ.

А чем его объяснить? Думаю, тем, что все занятия с детьми стараюсь строить " на интересе". Безусловно, построить такое занятие гораздо сложней, чем обещать участие в выставках и поездках с гастролями. Нужна не только хорошая подготовка, но и полная эмоциональная отдача Стараюсь строить занятия так, чтобы не потерять доверие детей к себе как к педагогу, сохранить их интерес ко всему, что происходит на занятии, добиваясь самого главного и желанного - удовольствия от занятия " ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ ДУШИ", для творческого общения друг с другом, общения на равных, на предельной искренности.

Вот уж где приходится ПОСТАРАТЬСЯ! Это - как в любви! Всегда надо быть неожиданной и интересной! Я и в Бабу-Ягу превращаюсь, и кукольный театр показываю, и конкурсы певцов - танцоров устраиваю. Загадываю загадки, приношу туесок скороговорок, использую аудио беседы, видеоматериалы, читаю сказки, загадываю кроссворды и т.д., и т.п.

А как помогла мне в работе встреча у нас в " МУРАВУШКЕ" с Л.М. Музалевой, замечательной певицей, исполнительницей русских песен, заслуженной артисткой РФ, нашей землячкой! Ведь дети " вживую" увидели Артиста, талантливого, яркого, красивого, услышали замечательный голос Певицы. Вместе играли, вместе пели. А искры интереса горели - разгорались! Это было очень радостно!

Очень важно дать детям почувствовать могущество, волшебство РУССКОЙ СТАРИННОЙ РЕЧИ. Это очень важно в работе, ведь если текст детьми не принят эмоционально глубоко, всей душой, он оставляет их равнодушными, не волнует. Так произошло при разучивании старинной игры "КУРИЛКА": непонятный текс ее

" Курилка, курилка,

Ножки долгоньки Живот короток.

Не помри же ты, курилка,

Не заставь меня плясать,

Всю беседу целовать"... - вызвал НЕДОУМЕНИЕ - НИЧЕГО НЕ ПОНЯТЬ!

А разобрались: курилка - горящая, дымящая лучина. НОЖКИ ДОЛГОНЬКИ - длинная лучинка. ЖИВОТ КОРОТОК - тонкая лучинка. НЕ ПОМРИ - не погасни. БЕСЕДА – компания

И дети почувствовали себя равноправными участниками старинного действа, где даже слова -волшебные. А Я ЕЩЕ ДОЛГО " ЗЫБЫВАЛА" старинные слова, а дети с восторгом объясняли их мне, погружаясь в прекрасный родник русской речи.

П Р А З Д Н И К - Э Т О З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н О !

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК - праздник особый. Он знакомит детей-дошкольников с традициями, обычаями ,обрядами своего народа, он должен воспитывать у подрастающего поколения доброе, бережное отношение к ПРОШЛОМУ, должен делать ребенка чище, духовно богаче.

Но это - не просто сценарий, не просто знание того, кто за чем и что за чем идет, а всегдашняя ГОТОВНОСТЬ К ИГРЕ. ТОЛЬКО ПОЧУВСТВОВАВ, ЧТО ВЫ НЕ ТОЛЬКО РАСПОРЯЖАЕТЕСЬ ЭТИМ ПРАЗДНИКОМ-ИГРОЙ, НО И САМИ ИГРАЕТЕ, РЕБЯТА ЛЕГКО ПОЙДУТ ЗА ВАМИ. Фольклорный праздник не ПРОВОДЯТ, его ПРОЖИВАЮТ. Сейчас, сию минуту.

Человек эмоциональный, увлекающийся, во время праздника я как бы " выпадаю" из времени, полностью погружаясь в праздничное действо, в Игру, Детство. Думаю , что ребята тонко чувствуют эту мою искреннюю радость Праздника и с удовольствием уходят в волшебство ИМПРОВИЗАЦИИ. Да, я как постановщик-режиссер праздника-спектакля(а любой детский праздник таковым является, он и строится по театральным законам, даже самый маленький) помогаю детям хорошо разобраться в сюжете, чтобы ребята поняли его смысл, задачи, цели своих персонажей, их характеры. При подготовке к празднику использую творческие этюды для развития выразительности движений, интонации, дети сами находят лучшие варианты, дают оценку работе товарищей, объективную и доброжелательную. Мы можем провести мини-конкурс на исполнение самой небольшой, но важной роли и поздравить победителя аплодисментами, он даже может получить символическую корону победителя. Но все это - до праздника, а на празднике я порой точно и не знаю. кто " возьмет" на себя определенный текст. Да кто захочет сегодня! Вы скажете - легкомысленно? Неорганизованно? не согласна. Потому что считаю: необходимо стремиться к " аутентичности " фольклора, он должен всегда оставаться живым, естественным, искренним, а праздник должен " проживаться" детьми так же, как он проживался нашими предками, сиюиминутно. Только тогда праздник будет настоящим. поэтому главное - дать детям как можно больше свободы-детской импровизации, разбудить детскую фантазию, пробудить желание быть хозяевами праздника, яркого и удивительного. Ему, празднику, противопоказана заорганизованность, где все отрепетировано и нет никакой вольницы. ИМЕННО СВОБОДА И ВОЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ РОЖДАЮТ ПРАЗДНИЧНУЮ РАБОТУ СЕРДЦА И ДУШИ. И если на празднике это получается, радость у нас с детьми бывает общей, а события праздника остаются в памяти на долгие годы.

Когда-то, выступая в городском Доме Ученых с детьми с приветствием торжественному вечеру (нам нередко поручают такие выступления) получила от нашего аккомпаниатора конкурса, известного и талантливого преподавателя ДМШ комплимент, которым горжусь и сегодня, помню все годы: - Много видел ребят на сцене, но таких естественных и раскованных вижу впервые. Вас можно в Москве показывать!" Как приятно" Значит, все делаем правильно! И все впереди!

Творчество маленьких актеров проявляется не только в "проживании" праздника, но и в подготовке к нему- изготовлении костюмов и их элементов, масок, украшении места проведения праздника. Ведь праздник должен быть не только веселым, но и ярким, красивым, эстетичным. Очень важна эстетика костюмов.

У нас есть несколько вариантов " возрастных" костюмов для детей и взрослых.

Это не показушная " кокошниковая" псевдокрасота, а именно то, что носили дети в давние времена: рубахи, фартучки, девичьи повязки. Но сшиты они " по-настоящему", по старинным выкройкам из умных книг, сшиты добрыми руками педагогов - воспитателей "МУРАВУШКИ". Такие костюмы обязывают, вызывают уважение, окрашивают выступление

особым шармом, ощущением истинности происходящего. В них удобно, весело, они дают свободу, чувствуешь себя красивым, уверенным. Не обязательно костюмы должны быть сложными, можно обойтись выразительными деталями, главное - чтобы всем было весело и интересно!

И, конечно, замечательно, если на празднике появляются и живут предметы - свидетели " старины глубокой", непривычные для нас сегодня, но такие необходимые в былые времена! Мы бережно собираем все эти предметы, храним их, знакомим с ними детей. Старинная прялка моей бабушки, самовар, деревенские чугуны, пестрое лоскутное одеяло, домотканый половичок, да мало ли! И все это дышит, живет и радует нас, сегодняшних, особым теплом, рукотворной красотой, воспитывая исподволь у детей чувство прекрасного, художественный вкус. Так же важна эстетика помещения, где проводится праздник.

Осенью в зале на праздничном панно появятся березы в осеннем золотом уборе, летящий в даль клин журавлей, серебряные нити дождя, упрямое веселое солнце, выглядывающее из-за тучки. На Святках в зале летают изящные снежинки, висит окно, за которым ждут детей Хозяин с Хозяйкой, в горнице развешивают радужные крылья старинные рушники. Отношусь к эстетике праздника со всей серьезностью. Считаю своим принципом следующее: РЕБЕНОК НЕ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ НА ПРАЗДНИКЕ НИ ОДНОГО НЕКРАСИВОГО, НЕЭСТЕТИЧНОГО ПРЕДМЕТА! Ведь праздник воспитывает ДУШУ, а в этом воспитании НЕТ МЕЛОЧЕЙ! Это трудная работа, требующая много сил от всего коллектива единомышленников - педагогов. Но всегда надо помнить: БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕТ Д Е Т С Т В А. ЕСЛИ НЕТ ПРАЗДНИКОВ - НЕТ Н А Р О Д А!

Были ли проблемы? Конечно, были.

Очень долго не могла на занятиях использовать материал, связанный с Рождеством Христовым. Почему? Объясню.

Твердо убеждена: педагог на занятиях с детьми имеет право использовать только тот материал, который хорошо знает, открывать детям то, во что сам искренне ВЕРИТ, что ИДЕТ ИЗ ГЛУБИНЫ ЕГО ДУШИ. Мне же, педагогу - атеисту, умом понимающему необходимость, значимость данного материала, очень трудно было принять его "сердцем". Боялась фальши, невольного обмана детей. Да и дети наши, дети атеистов, с их светским воспитанием, долго не были готовы к таким темам, возникала общая неловкость. Поняла, что необходимы ЗНАНИЯ. Прочитала множество методической литературы по ознакомлению детей с православными праздниками, ходила в Городской музей. Посещала концерты фольклорных ансамблей, камерного хора, читала Библию, стала посещать Храм. Материал стал ближе, " впитался" ,прошел через душу, окрасился собственным к нему отношением, Верой. Рада этому, т.к. на занятиях я не кривлю душой, и дети это чувствуют. А Рождество стало одним из самых любимых, ярких и веселых праздников у нас в " МУРАВУШКЕ". Сегодня на занятиях часто использую замечательные произведения писателей- классиков и современных авторов по данной теме: " ЛЕГЕНДА О РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКЕ", автор неизвестен, " РОЖДЕНИЕ ХРИСТА" О.Ефремовой, удивительно выразительное " РОЖДЕСТВЕНСКОЕ" Саши Черного.

Заметила для себя, что даже сложный, глубокий материал о Рождестве детям - дошкольникам интересен. Значит, работа продолжается. Главное, чтобы дети не оставались равнодушными, чтобы полюбили, узнали свое прошлое, чтобы появилась в них потребность ЛЮБИТЬ. А любовь дает ЗРЯЧЕСТЬ.

Многое предстоит им увидеть, узнать о прошлом своей земли, своего народа, народном творчестве, обрести корни, утраченные много веков назад, чтобы не шагали они по земле нашей Иванами, родства не помнящими, а жили, как прадеды, в ладу и согласии с природой-матушкой, себе на радость, другим на загляденье, да и чтоб перед потомками не совестно было!

ДОБРОГО ИМ ПУТИ!



Организатор - Всероссийское СМИ "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Время Знаний

Россия, 2015 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.