Публикации за Ноябрь 2015 года

Дата публикации Автор материала
Название материала
30.11.2015
Подгорная Наталья Антоновна Активизация интереса учащихся к учебе

Обеспечение учебной рефлексии.

Рефлексия – в переводе с иностранного языка – размышление, самопознание. В Психологическом словаре рефлексия определяется как «осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению»

Одна из главных задач педагогической рефлексии в учебном процессе – своевременная информация о наличии и реальном влиянии на него позитивных и негативных факторов. С помощью этой информации можно сделать прогноз и разработать систему координирования организации учебной деятельности , смены ее технологии. Другая заключается в выявлении того нового, что благотворно повлияет на содержание, организацию или технологию учебного процесса.

Педагогическая рефлексия – это признанная мировым педагогическим сообществом в качестве необходимой, обязательной, узаконенной в педагогическом мнении деятельности. Рефлексия объясняется как вечная неудовлетворенность , постоянный поиск, осмысление нового, одержимость. Педагог-профессионал открыт для изменений, для новой философии. Рефлексирующий педагог умеет привлечь знания и умения из других наук для решения педагогической задачи, может увидеть механизмы реализации целей, прогнозировать результаты.

Уровень рефлексивных умений не определяется уровнем педагогического мастерства. Практика показывает, что даже опытные и талантливые педагоги , разработавшие собственные педагогические системы, часто не могут рефлексировать по поводу своей деятельности.

Что нужно, чтобы научиться рефлексии, научиться входить в рефлексивное пространство? Прежде всего, научиться применять систематизированные научные знания для решения педагогических задач. Для этого надо сначала сформулировать задачу, оценить ее значимость, определив действительно серьезные проблемы, которые есть у преподавателя. Следует отметить, что для малопродуктивных работающих преподавателей, характерна низкая оценка значимости педагогической задачи и необходимых для нее решения знаний и умений. Однако высок уровень оценки собственных знаний и умений («я и так все знаю, что надо для проведения урока»). Зато у педагогов, работающих более продуктивно, уровень самооценки часто занижен.

Современный педагог должен не только сам уметь «выйти в рефлексивное пространство», но и научить этому своих учеников.

Продумывая сценарий урока, учитель должен смоделировать ситуацию учения, а затем сформулировать вопросы для организации учебной рефлексии, в случае возникновения рефлексии, например:

-Что ты делал? (Вопрос, призывающий ученика произвести как можно подробнее свои действия до затруднения)

-Что у тебя не получилось? (Вопрос нацелен на поиск ошибки)

- Какова причина ошибки? (затруднения)

- Как выйти из затруднения?(Вопрос направлен на построение нормы действия.)

В данном случае, рассуждая, строя свою версию выхода из сложившегося положения, учащийся осуществляет учебную рефлексию.

Рефлексия рассматривается уже как фактор, определяющий качество современной педагогической деятельности. Чем выше уровень умений выполнять рефлексию, тем выше уровень культуры профессиональной деятельности.

Н.А.Подгорная



Организатор - Всероссийское СМИ "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Время Знаний

Россия, 2015 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.