Социально – педагогические рекомендации воспитателям и классным руководителям по планированию и организации коллективной творческой деятельности

Пузырева Юлия Владимировна, Воспитатель
Ямало-Ненецкий автономный округ г. Лабытнанги

Цель - поделиться практическим опытом об эффективной методике "Коллективной творческой деятельности" в воспитательном процессе. Задача: рекомендовать педагогам использовать в работе методику КТД.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Автор: Пузырева Юлия Владимировна,

воспитатель филиала ГБПОУ ЯНАО

«Ямальский многопрофильный колледж»

в г. Лабытнанги

Социально – педагогические рекомендации воспитателям и классным руководителям по планированию и организации коллективной творческой деятельности

Две тайны извечно стоят перед воспитателем юных: тайна успешного и тайна безуспешного воздействия на душу, разум, чувство ребенка. Это тайны методов воспитания, способов проникновения во внутренний мир ребенка. Рассматривая первую из тайн, мы находим разгадку второй.

В самых разных стечениях обстоятельств – обычных и необычных – мы прибегаем к различным способам воздействия на своих воспитанников. Каждый контакт взрослого с ребенком – личное творчество данного педагога, мера его образованности, воспитанности, таланта, чуткости, такта.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными коллективами, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций, соблюдение которых сможет облегчить путь к высоким результатам:

1. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела - необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело, интерпретированы и доведены до учащихся. Не надо навязывать свою точку зрения, убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

2. Любое воспитательное дело проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор динамичных дел, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного дела разносторонний эффект.

3. Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

4. Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления. Материал подбирается таким образом, чтобы он служил основой предполагаемого воздействия. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации.

5. Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Пассивность - первый враг воспитательных дел: присматривайтесь к поведению учащихся, они сами подскажут, что нужно изменить.

6. При подготовке воспитательного дела стремитесь к максимальной организационной четкости. Любое воспитательное дело должно стать «школой организации» для воспитанников. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях. Подготовка и проведение дела – верный путь к сплочению коллектива.

7. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра - их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть групп, отдельных учащихся. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одной группе, далеко не всегда прививается в параллельной группе. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

8. Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, так как оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале воспитательных дел много интересных разработок, и это гарантирует новизну, а совершенствовать их, соотнося с конкретными условиями, можно до бесконечности.

9. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный человек более восприимчив. Найти в каждом воспитательном деле близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности - один из важнейших путей в деле повышения культуры воспитательной работы.

Принимая участие в планировании воспитательных дел, учащиеся проходят хорошую школу плановой организации деятельности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им прикладные, практические значения планирования работы. Планирование будет успешным, если педагог учтет следующие рекомендации:

Будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что зачем и почему нужно делать, превращает воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу добиться нелегко.

Воспитательное дело – занятие коллективное. Дайте ребятам почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие, каждый раздел, над которым работает учащийся, обязательно связывается с другими разделами и зависит от них. Планирование должно иметь коллективный характер.

Познакомьтесь с методами сетевого планирования, методикой составления наглядных и понятных графических планов. Изучите ее с учениками, научите их применять сетевые графики при планировании других видов труда.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс: воспитатели, воспитанники, средства – могут образовать некий жизнеспособный процесс.

Есть некоторые условия, которые помогают успешно организовывать воспитательное дело:

Воздействовать на детей так, чтобы включать каждого как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск нужного окружающим людям, в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач, в творческое исследование приобретенных знаний и умений, в преодоление трудностей при выполнении задуманного, в борьбу со всем, что мешает добру нашей жизни, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Необходимо постоянно сохранять внутреннее, духовное родство со своими воспитанниками. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

Следует стремиться к тому, чтобы воздействие воспитателей и воспитанников становилось одновременно воздействием воспитанников друг на друга и каждого на самого себя. Тогда каждую личность формирует единый воспитательный коллектив, и каждый участник жизни этого коллектива – и младший и старший – воздействует на эту жизнь, улучшая её и обеспечивая воспитательную результативность.

Необходимо использовать различные виды воспитательного воздействия – открытое и незаметное, прямое и опосредованное. Использовать творчески – многообразными конкретными способами. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо – в личном общении, и опосредованно – через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое, и опосредованное воздействие должно иметь, прежде всего, практическую направленность: что и как следует сделать, чтобы стало лучше и нам, и нашей группе, и другим людям, которые рядом с нами и далеко от нас. А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть), которые при этом ставятся, решаются незаметно для воспитанников. Это и есть скрытое воспитательное воздействие, чрезвычайную важность которого подчеркивали многие ученые. Тогда открытое воспитательное воздействие, которое нацеливает на достижение собственно воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих задач: «Чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то…».

Каждый метод и прием воспитания должен быть способом – общим и конкретным – всестороннего творческого воздействия. Любой из способов воспитательного воздействия существует не сам по себе, а в определенной системе воспитания.



Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection