МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Внеклассная деятельность – важная часть учебно – воспитательного процесса в ДШИ»

Буканина Ирина Васильевна, преподаватель фортепиано
г. Сургут ХМАО-ЮГРА

• Активизировать позитивную мотивацию к учебному процессу • Интенсивно развивать музыкальные способности • Воспитывать осознанное отношение к учебным дисциплинам • Повышать качественный уровень учебного процесса • Развивать творческий потенциал • Расширять кругозор • Наполнять процесс обучения радостными, позитивными эмоциями • Предоставить каждому ребенку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности, влечения


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Внеклассная деятельность – важная часть учебно – воспитательного процесса в ДШИ»

Автор: Буканина Ирина Васильевна

Преподаватель по классу фортепиано

г. Сургут

2017 г.

Буканина И.В., «Внеклассная деятельность – важная часть учебно – воспитательного процесса в ДШИ». Методическая работа.

Данная работа предназначена для педагогов дополнительного образования с целью освещения такой важной сферы в учебно – образовательном процессе, как внеклассная деятельность. В ней описываются значение и формы внеклассной деятельности,их анализ и целесообразность применения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Значение внеклассной деятельности

Основная часть

Формы внеклассной деятельности:

Классный час

Концерт (лекция – концерт, концерт для родителей, сольный концерт, тематический концерт)

Конкурсы

Фестивали

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Сценарии концертов класса «Сергей Прокофьев «Детская музыка», «Пётр Ильич Чайковский «Времена года»

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача детских школ искусств – становление и развитие личности ребёнка; поиск, поддержка и развитие детской творческой одарённости. Обучение в ДШИ является для учащихся специфической средой, важной, как для их творческого развития, адаптации в обществе, накопления жизненного опыта, так и для самоопределения. ДШИ служат тем базисом, на котором строится в дальнейшем профессиональное музыкальное образование. Программы музыкальных школ включают в себя комплекс музыкально – исполнительских, музыкально – исторических, музыкально - теоретических дисциплин. Тем самым достигается всесторонность музыкального развития учащихся.

В детской школе искусств обучаются дети, обладающие разными музыкальными способностями, а обучение игре на фортепиано требует от ребёнка определённыхмузыкальных данных; таких качеств, как воля, инициатива, трудолюбие. Большая психо – физическая и интеллектуальная нагрузка могут значительно усложнить процесс обучения. Как заинтересовать, мотивировать всех? В конкурсах, концертах даже городского уровня, не говоря обокружных и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее талантливые и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность?

Цель внеклассной деятельности–мотивация учащихся к обучению, формирование заинтересованной, творческой личности.

Задачи внеклассной деятельности:

Активизировать позитивную мотивацию к учебному процессу

Интенсивно развивать музыкальные способности

Воспитывать осознанное отношение к учебным дисциплинам

Повышать качественный уровень учебного процесса

Развивать творческий потенциал

Расширять кругозор

Наполнять процесс обучения радостными, позитивными эмоциями

Предоставить каждому ребенку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности, влечения

В нашей школе, как и в моём классе, сложилась целая система

внеклассной и внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребёнка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.Формы внеклассной работы могут быть довольно обширны и многообразны, но обязательно должны быть наполнены глубоким, богатым внутренним содержанием, что дает позитивные и благоприятные результаты, как для детей, так и для преподавателей. Все они имеют единое предназначение - несут в себе основные функции дополнительного образования: познавательную, воспитательную, творческую. Конечно, индивидуальная форма обучения на исполнительских отделениях в ДШИ позволяет найти наиболее тесный контакт с учащимися, лучше понять его психологические особенности, характер и выбрать эффективные методы воспитания тех или иных исполнительских навыков. Но есть такие задачи, которые решаются именно методами коллективной работы. Это воспитание личностных качеств и нравственное воспитание. Используемые во внеклассной деятельности формы очень разнообразны, это: классные часы, концерты, конкурсы, фестивали, родительские собрания, посещение с учащимися класса филармонических концертов, спектаклей.

Классный час – самая распространённая форма внеклассной деятельности. Как и всякая форма учебно - воспитательногопроцесса она призвана выполнять несколько функций:

Образовательную (знакомство с историей мировой музыкальной культуры, с творчеством великих композиторов, выдающихся пианистов – исполнителей)

Развивающую (расширение кругозора по истории музыкальной культуры, развитие образного мышления при слушании и исполнении музыкальных произведений, развитие внимания, памяти, логического мышления, умения грамотно объяснить, охарактеризовать услышанное)

Воспитательную (воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному, желания читать хорошую литературу и целого ряда ведущих качеств личности –честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности)

Темы классных часов могут быть самыми разнообразными: «Рождение фортепиано», «Жизнь и творчество Пётра Ильича Чайковского», «К юбилею Святослава Рихтера», «День Победы. Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская», в начале учебного года полезно провести беседу: «Правила дорожного движения», «Эффективность домашних занятий. Знакомство с «Жизненными правилами для музыкантов» Роберта Шумана»

Концерт – это, безусловно, самая значительная форма внеклассной деятельности.Специфичность учебного процесса в ДШИ заключается в том, что каждый ребёнок с детства учится выступать на сцене, для чего педагоги развивают навыки поведения на эстраде, концертную выдержку, стабильность в исполнении музыкальных произведений и многое другое. Эти навыки можно развить только в практической деятельности. Грамотно организованная внеучебная деятельность стимулирует желание учащихся продолжать обучение и демонстрировать навыки и умения, которые они получают в процессе обучения.

Виды концертной деятельности в ДШИ очень разнообразны: это ежегодные традиционные концерты «К Дню знаний», «К Международному дню музыки», «Посвящение в первоклассники», «Ура! Югра!», костюмированный новогодний концерт «Рождественская сказка», отчётные концерты отдела, школы и другие.

Дети с удовольствием участвуют в выездных концертах в дошкольные учреждения, Центр детского творчества «Добрый волшебник». При отборе номеров для таких мероприятий особое внимание уделяется высокому уровню исполнительского мастерства обучающихся, их творческим и артистическим способностям, качеству, яркости и оригинальности концертного материала, так как подобные выступления демонстрируют высокий уровень дополнительного музыкально- художественного образования, привлекают новый контингент.

Очень полезны родительские собрания с концертом учащихся, в которых играют все ученики, не зависимо от способностей. На таких концертах очень доброжелательная атмосфера, это помогает детям раскрепоститься, чувствовать себя свободно, здесь они приобретают сценический опыт, который им пригодится в более ответственных выступлениях. Родители имеют возможность послушать своих детей в концертном варианте, на сцене, на рояле, сравнить выступление своего ребёнка с выступлениями других учеников. Родители имеют представление об уровне класса в целом, они очень точно замечают, кто из ребят вырос в исполнительском отношении, а кто приостановился в развитии. Также, это расширяет их кругозор, они тоже знакомятся с новым репертуаром. Такие концерты традиционно мы проводим к Новому году и к 8 Марта. Дети читают стихи, в роли ведущих выступают разные ребята, это даёт возможностькаждому раскрыть свои творческие возможности.

Очень популярны лекции– концерты, которые дают учащимся теоретические знания о различных направлениях в истории развития музыкального искусства, стилистических и жанровых особенностях национальных композиторских школ, о жизненном и творческомпути композиторов и т.д. Лекции-концерты проводятся по тематике близкой детскому мироощущению и восприятию. Готовясь к лекции-концерту, педагог продумывает план своего выступления, пишет сценарий, подбирает интересные цитаты, примеры из литературных произведений. Тщательно подбирается музыкальный материал. Он должен включать контрастные по содержанию, форме и выразительности произведения, с учетом принципа тематического единства («Моцарт, который навсегда!», «Шубертиада»).

Самые ответственные, в профессиональном отношении, это, конечно, сольные концерты учащихся.

Музыкально одарённые дети требуют особого педагогического внимания и мастерства. Они способны решать профессиональные задачи, исполнять произведения повышенной сложности. Подготовка к концерту способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, целеустремлённость, ответственность, уверенность в своих силах, и, конечно, трудолюбие. Для успешного выступления в концерте и исполнения программы повышенной сложности и большего объёма, как правило, от 8 до 10 произведений, необходимо умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, обладать способностью к самовыражению с помощью звуков.

Качественно и глубоко изучая фортепианный репертуар, учащийся приобретает профессиональные навыки, которые помогут ему повысить качество обучения:

интеллектуальные, включающие в себя художественно – творческое мышление:

ценностно- смысловые, заключающиеся в осознании художественной ценности произведения, его музыкального образа, художественно – эстетического смысла;

личное самосовершенствование, нацеливающее на всестороннее гармоничное саморазвитие, расширение музыкального кругозора;

Формирование любых навыков обязательно должно быть подкреплено практической деятельностью, направленной на реализацию личностных устремлений учащегося в обучении. Проведение сольного концерта как раз и является эффективной формой развития творческих способностей обучающегося.

Педагогические задачи сольного концерта:

Представить достижения учащегося за время обучения;

Научить применять навыки, полученные в исполнительской деятельности;

Развивать музыкальное мышление и память путём умения выдержать определённый объём программы;

Воспитывать художественно-эстетический вкус учащегося через знакомство с лучшими образцами художественного творчества.

Задачи для ученика:

Проявить творческие и исполнительские навыки, сценическую выдержку при исполнении программы;

Донести до слушателей программное содержание произведений;

Уметь анализировать многообразие связей музыки и различных видов искусства;

Совершенствовать исполнительский уровень через исполнение произведений повышенной сложности;

Гармоничное развитие личностных качеств обучающегося при использовании личностно – ориентированного подхода.

Результаты проведения сольного концерта имеют ярко выраженную социальную, культурно-образовательную и психологическую окраску. Для самого участника исполнение программы будет способствовать повышению исполнительского уровня, росту мотивации к обучению игре на инструменте, его познавательной активности, сформирует навыки самостоятельной работы и творческой деятельности, осознанию собственной значимости и успешности в достижении цели.

Для слушателей общеобразовательной школы присутствие на концерте станет наглядной демонстрацией того, что их одноклассник достиг значительных результатов, обучаясь в учреждении дополнительного образования, что в итоге будет способствовать росту престижности ДШИ в культурно – образовательной среде города.

Сольный концерт является эффективной формой практической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала личности. Работа над подготовкой и проведением сольного концерта активизирует творческие возможности учащегося, способствует проявлению его самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных и профессиональных навыков. Работу по организации сольных концертов можно проводить в классе преподавателя исполнительского отделения на любой ступени обучения учащихся, имеющих для этого необходимые качества личности, которые воспитываются и совершенствуются педагогом на всех этапах обучения в ДШИ.

Особенно следует отметить такую форму внеклассной деятельности, как концерт класса. Такие концерты могут быть разного вида: а) ученики исполняют по несколько произведений, у кого что лучше получается; б) все участники концерта играют определённые произведения - одного жанра, одного композитора, программные пьесы, полифонические сочинения и т. д. Очень интересны исполнения фортепианных циклов силами учащихся одного класса. Мы с учениками исполнили цикл Сергея Прокофьева «Детская музыка» (2014 г.) и фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года» (2017 г.). Семь учащихся класса участвовали в обоих концертах. В конце работы опубликованы сценарии обоих концертов.

Главная цель таких мероприятий – прививать детям интерес к искусству, учить любить и понимать музыку, воспитывать у них художественный вкус, творческую активность, воображение, умение разбираться в музыкальной информации. Участие детей в совместном музицировании даёт им возможность ощутить радость творческого общения, сопричастность к общему делу; а мне, как педагогу, повышать эффективность развития учащихся, их исполнительский уровень.

Проведение таких концертов очень ответственно и требует большой подготовки. Работа состоит из нескольких этапов:

Проанализировать возможности учащихся класса качественно справиться с исполнительской задачей. Распределить произведения цикла среди учеников в соответствии с их уровнем развития (эмоциональным, интеллектуальным, техническим), индивидуальными особенностями;

Индивидуальная работа на уроках специальности над изучением произведений;

Разработка сценария – подобрать интересный, актуальный материал по теме, который будет понятен и интересен учащимся;

Подбор видеоряда – большинство сценариев внеклассных мероприятий дополнены мультимедийными (презентации, видео фильмы) и дидактическими (конкурсы, тесты, загадки) материалами, которые будут интересны слушателям и помогут максимально интересно и полно раскрыть тему;

Составление текста для афиши и пригласительных билетов;

Организация оформления сцены;

Работа с ведущими. Поскольку дети не только ведут концерт, но и сами исполняют произведения, это требует от них большей концентрации, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, свободно владеть текстом, это требует отдельной тренировки;

Привлечение родителей. Понимая серьёзность замысла, родители, как правило, с большим удовольствием вливаются в процесс на стадии подготовки концерта; помогают в организационных вопросах: оформление сцены, обсуждение костюмов, распространение пригласительных билетов на концерт. Присутствие родителей на репетициях помогает создать ощущение концертной атмосферы.

Важен репетиционный период, он проходит в несколько этапов:

индивидуальная работа с каждым учеником над качеством звучания в зале – баланс, техническое совершенство, поведение на сцене;

слушаем весь цикл, в том порядке, как задумано у композитора - ученик понимает значение, смысловую нагрузку своей пьесы в цикле, её драматургическое значение;

репетируем выступление солистов с ведущими. Исполнение отдельных пьес складывается в интересный сюжет, увлекательную, познавательную историю. Очень много зависит от ведущих, их выразительность задаёт эмоциональный тон всему концерту;

репетиция с видеорядом: каждый ученик должен знать, что происходит на экране в момент игры, чтобы это не отвлекало его в момент исполнения в концерте;

Участие в концерте способствует развитию творческих и личностных качеств детей:

Повышает у учащихся требовательность к качеству исполнения;

Расширяет кругозор;

Воспитывает ответственность за общее дело;

Улучшает контакт между учащимися в классе;

Вовлекает родителей в жизнь класса;

Развивает сценические навыки;

Прививает интерес к музыке, живописи и искусству в целом;

Не сомневаюсь, что после такого мероприятия у каждого ребёнка надолго останутся яркие музыкальные впечатления. Обычно мы устраиваем после концерта чаепитие с тортом, где у детей и взрослых есть возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления и ещё раз пережить радостные и волнующие моменты концерта.

Говоря о формах внеклассной работы нельзя не сказать о конкурсах и фестивалях.

Конкурсы бывают разного уровня. Многие конкурсы можно проводить среди учащихся класса. Например:

на лучшее чтение с листа,

на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения,

если в классе есть несколько учеников, обучающихся в одном классе, можно провести конкурс на лучшее исполнение одного этюда «за ширмой», и тогда остальные учащиеся могут выступить в роли жюри, что очень полезно, так как учит слушать и анализировать исполнение.

В нашем городе есть конкурсы и фестивали, которые регулярно проводят детские школы искусств: это конкурс ансамблевогомузицирования. Известно, что игра в ансамбле создает атмосферу радости совместного творчества, стремление к достижению общей цели, облегчает взаимопонимание исполнителей, воспитывает чувство товарищества и ответственности. Обучение ансамблевой игре решает проблемы воспитания и профессиональных, и личностно-коммуникативных качеств каждого участника в отдельности.

К очень эффективным и интересным формам внеклассной деятельности относятся конкурсы – фестивали, на которых учащиеся выступают в сольном инструментальном исполнительстве, играют в ансамбле.Участие в конкурсах развивает профессиональные навыки, дружеские отношения между детьми, даёт возможность познакомиться с архитектурными, историческими, художественными ценностями таких городов, как Санкт – Петербург, Москва.

Участвуя в фестивале «Концерт в концерте» ученик может познакомиться с формой концерта и сыграть с оркестром, что, конечно, мотивирует его к занятиям музыкой и развивает профессиональные навыки.

Уже несколько лет в школе проходит фестиваль семейного творчества «Семь цветов счастья», в котором принимают участие семейные ансамбли: дети играют и поют вместе с родителями, сёстрами, братьями, которые либо учатся в школе, либо уже окончили её раньше. Зрительская аудитория на таких концертах – друзья, родители, бабушки и дедушки – очень доброжелательная и благодарная, даёт возможность почувствовать детям, что они занимаются важным делом, и их поддерживает в этом вся семья.

Большую пользуприносят совместные посещения с учащимися класса иих родителями филармонических концертов. Это расширяет музыкальный кругозор, мотивирует к занятиям, а радость от совместно пережитых эмоций помогает лучше понимать друг друга и в творческом и в личном общении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав разные формы внеклассной деятельности можно сделать следующий вывод: внеклассная работа в рамках детской школы искусств является одним из важных и значимых направлений деятельности учреждения. Ведущим принципом внеклассной работы является развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование активной жизненной позиции. Любовь к музыке должна стать эмоциональной основой духовного становления личности каждого ребенка, что, безусловно, поможет им в дальнейшем.

Методическая значимость данной разработки заключается в том, что предложенный анализ форм внеклассной деятельности позволяет утверждать о её необходимости в учебно – воспитательном процессе в классе фортепиано и в детской школе искусств в целом.

Список используемой литературы:

1.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы . Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.  2.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. 3.Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004. 4.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.-С-Петербург,2006. 5.Маслоу А., Мотивация и личность.- Москва, 2004.

6.Мелик-Пошаев А.А. Ступеньки к творчеству. - М, 1987. 7.Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. Москва. «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997. 8. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. 9.Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.10.Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.

11.  Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М, 2001. 12.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. 

13.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М 14.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998 15.Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа. Вып. № 2, 2007.

Сценарий концерта класса

«Сергей Прокофьев «Детская музыка»

1 ведуший – Оксана: Здравствуйте, ребята!

2 ведущий - Арсений: Добрый день, уважаемые взрослые!

Оксана: Мы очень рады, что вы пришли на наш концерт. Мы хотим познакомить вас с творчеством известного русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

Конечно, в одном концерте невозможно рассказать обо всех произведениях, ведь Прокофьев сочинил очень много музыки – это и симфонии, оперы, балеты, музыка к кинофильмам.

Нет ни одного музыканта в мире, который бы не исполнял музыку этого великого мастера.

Арсений: А знаешь, Оксана, в детстве образованием Серёжи занимались родители: папа учил русскому языку, арифметике, географии и другим наукам, а мама языкам (французскому, немецкому) и музыке. Она учила сына играть на рояле, так как сама была хорошей пианисткой. А в пять лет Серёжа сам сочинил оперу «Великан».

Оксана: Но не подумайте, что Серёжа только занимался; как любой ребёнок, он находил время и для других занятий.

Скажи, Арсений, какое у тебя любимое время года?

Арсений: Конечно, лето.

Оксана: А почему?

Арсений: Потому что, лето – это каникулы. Мы уезжаем семьёй к бабушке на юг. Там всегда тепло, красивая природа, река Кубань. Я люблю кататься на велосипеде, гулять в парке, читать книги, играть в шахматы.

Оксана: Вот – вот, и у Серёжи было много интересных занятий. Его увлечения – это шахматы, строительство домика в саду, выращивание цветов на собственных грядках, издание ежемесячной газеты, театральные спектакли, ходьба на ходулях…и ещё множество дел – серьёзных и смешных, важных и случайных.

Арсений: Да, видимо во все времена самая счастливая пора – это детство. А ты знаешь, что у Сергея Сергеевича есть альбом фортепианных пьес «Детская музыка», в котором он отразил свои детские впечатления: картины природы, ребячьи забавы, описал летний день ребёнка.

Оксана: А день, конечно, начинается с утра.

Летнее ясное утро. Солнце ещё не взошло, его первые лучи только пробираются сквозь листву, вспыхивают в капельках росы, осторожно заглядывают в комнату. В окно видно высокое неяркое небо.

Арсений: Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шаловливо

«С добрым утром!»

Звучит пьеса «Утро»

Оксана: Пьеса «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Всё кругом просветлело и повеселело. Так и слышится бодрая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.

Арсений: Ежедневно мы гуляем,

На природу выезжаем,

В парк, на озеро и в лес,

Знаем много грибных мест.

И на дачу поработать

Приезжаем мы с охотой.

Вот прогулочный маршрут,

Там нас приключенья ждут!

Звучит пьеса « Прогулка»

Оксана: Ребята, а попробуйте отгадать загадку.

На лугу живёт скрипач –

Носит фрак, и ходит вскачь! (Кузнечик)

Угадали!

С травки на былинку,

Прыгает пружинка –

Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Правильно, молодцы!

Приятно гулять и наблюдать за кузнечиками, которые, то задорно прыгают, то спокойно шествуют.

Наш кузнечик по утрам

Делает зарядку –

Очень ловко и легко,

Прыгает на грядку.

Звучит пьеса «Шествие кузнечиков»

Арсений: Холод, дождь, колючий дождь

Стучит по мокрым крышам.

Гулять из дома не пойдёшь, твой голос еле слышен.

Но вот толпа лохматых туч

Расступится в испуге –

Рисует нам художник луч

Палитру в полукруге.

Чтоб не забыл мир красоты

Нам дарят чудо с высоты.

Звучит пьеса «Дождь и радуга»

Оксана: Арсений, а в какие игры ты любишь играть?

Арсений: Я играю вконструктор, в шахматы, собираю роботов; в компьютерные игры, конечно.

Оксана: А вот маленький Серёжа играл с друзьями в пятнашки. Это русская народная игра. Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются, а пятнашка их ловит.

Звучит пьеса «Пятнашки»

Оксана: Арсений, а ты когда – нибудь совершал плохие поступки?

Арсений: Да, бывает, что – то сделаешь не так, как надо; случайно обидишь кого – нибудь неловко сказанным словом, потом переживаешь.

Оксана: А у Сергея Прокофьева есть пьеса «Раскаяние», которая сначала называлась «Стыдно стало».

Звучит пьеса «Раскаяние»

Оксана: Какой же день без танца? Ты знаешь, Арсений, раньше домой к детям приходил специальный учитель и разучивал с ними танцы. Ребята, отгадаете загадку?

Летний бал у нас в разгаре,

Я кружусь по залу в паре.

Этот танец нас пленил,

Его Штраус сочинил. (Вальс)

Арсений: Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

Звучит пьеса «Вальс»

Оксана: «Тарантелла» - зажигательный итальянский народный танец, исполняется в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет, особенно распространён в Неаполе и Сицилии.

Арсений: С историей тарантеллы связано много легенд, одна из которых гласит, что, только танцуя тарантеллу, можно было спастись от болезни, вызванной укусом паука тарантула. Название и танца, и паука произошло от города Таранто, расположенного на юге Италии.

Звучит пьеса «Тарантелла»

Оксана: А вот ещё одна загадка:

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш)

Арсений: Мальчики всегда любили играть в солдатиков.

Раз – два! Аты – баты!

Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Службу честно здесь они несут.

Звучит пьеса «Марш»

Оксана: А вот уже вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца, доносятся звуки песен, которые распевают крестьяне, возвращающиеся с работы; всё вокруг таинственно и загадочно.

Звучит пьеса «Вечер»

Арсений: А какой же день ребёнка без сказки! «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…- рассказывает сказку бабушка – летят гуси – лебеди, несут Иванушку в заповедный лес. А вот и избушка на курьих ножках; лешие из – за пеньков выглядывают, глазами – угольками посверкивают…». Тут место страшное, полагается замереть и дыхание перевести только тогда, когда потечёт сказочка прежним говорком к мирному, спокойному концу.

Звучит пьеса «Сказочка»

Оксана: Как писал сам композитор, последнюю пьесу «Ходит месяц над лугами» он написал, когда жил в Поленове в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам.

Арсений: Серебрятся небеса,

И почти под облаками

Шепчут что – то нам леса,

Ищет путь в густом тумане,

Дышит вечностью река…

Красота – повсюду с нами,

Нам в подарок – на века!

Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами»

Оксана: Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева наполнено ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе.

Арсений: А его детская музыка вдохновляет и покоряет сердца детей уже многих поколений.

Сценарий концерта класса

«Пётр Ильич Чайковский «Времена года»

1 ведущий – Маша: Здравствуйте, ребята!

2 ведущий – Саша: Добрый день, уважаемые взрослые! Мы очень рады, что вы пришли на наш концерт.

Маша: Творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского дорого любителям музыки всего мира. Чайковский сочинил очень много произведений в разных жанрах: это оперы, симфонии, балеты, романсы… Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из самых популярных сочинений композитора -фортепианным циклом «Времена года».

Саша: Интересна история создания цикла. Пётр Ильич сотрудничал с музыкальным журналом «Нувеллист», в котором печатались новые произведения русских и зарубежных композиторов, сообщалось о значительных событиях музыкальной жизни России и Европы. Издатель этого журнала Бернард сделал заказ Чайковскому на сочинение фортепианных пьес. Журнал выходил ежемесячно и каждый номер открывала пьеса Чайковского. Названия пьес и эпиграфы из стихов русских поэтов тоже принадлежат издателю. А в конце года подписчики журнала получили отдельное издание всех 12 пьес с названием «Временагода».

Маша: В долгие зимние вечера у камина собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали; в дворянских – музицировали, читали вслух, беседовали или просто мечтали.

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголёк,И свечка нагорела.

Звучит пьеса«Январь. У камелька»

Саша: В дни Масленицы, одного из самых весёлых праздников на Руси, в городах и деревеньках проходили шумные народные гулянья: катанье с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных городков, угощение блинами, а в конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы.

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Звучит пьеса«Февраль. Масленица»

Маша: В марте, после долгой зимы начинают возвращаться птицы и одними из первых прилетают жаворонки. Их пение связывают с началом весны, с пробуждением природы от зимнего сна.

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Звучит пьеса«Март. Песнь жаворонка»

Маша: Первый весенний цветок, маленький голубой подснежник. Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на лёгком ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние слёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином.

Звучит пьеса«Апрель. Подснежник»

Саша: Пётр Ильич Чайковский очень любил Петербург, здесь прошла большая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех. А как он любил знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга и мечтать о счастье…

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Звучит пьеса«Май. Белые ночи»

Маша: Вот и наступило лето! Следующая пьеса называется «Баркарола», от итальянского слова «барка», что означает «лодка». Широко, привольно льётся мелодия песни. Голос на воде звучит особенно звонко, песня разносится далеко-далеко, а каждый звук наполняется солнечным светом, вспыхивает, искрится и звенит.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать.

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

Звучит пьеса«Июнь. Баркарола»

Саша: Лето в разгаре! Пора собирать урожай! Идут по полю шеренги косарей в разноцветных рубахах, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос, а над всем этим праздником плывёт – разливается чудесная народная песня. И музыка словно говорит нам обесконечно искренней, верной любви русского композитора к родной стране, к её природе, к её народу.

Раззудись, плечо,

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо

Ветер с полудня!

Звучит пьеса«Июль. Песня косаря»

Маша: Жатва – это сбор с поля созревших хлебов, важнейшая пора в жизни русского крестьянина. Работали в поле семьями от зари до зари. Во время уборки урожая всегда царило радостное оживление, душевный подъём.

Люди семьями принялися жать,

Косить под корень рожь высокую!

В копны частые снопы сложены.

От возов всю ночь скрыпит музыка.

Звучит пьеса«Август. Жатва»

Саша: Урожай собран, пора на охоту! Охота проходила всегда очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак и требовала от её участников мужества, силы, ловкости и азарта!

Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.

Звучит пьеса«Сентябрь. Охота»

Саша:  Осень была одним из любимых времён года композитора. Он писал: « Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта…». В музыке пьесы звучит сожаление об увядающей природе, она полна печали и глубокого раздумья.

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Звучит пьеса«Октябрь. Осенняя песнь»

Маша: Как приятно прокатиться по первому снегу на тройке: сидишь в санях, закутанный в медвежий тулуп, вокруг белые просторы, звенят под дугами колокольчики и разносится протяжная песня ямщика.

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши.

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

Звучит пьеса«Ноябрь. На тройке»

Саша: Святки – старинный праздник перед Новым годом (по старому стилю), во время которого из дома в дом ходили ряженые, пели святочные песни, водили хороводы, а девушки гадали о своей будущей судьбе. Пётр Ильич замечательно передал доброе, радостное настроение рождественских праздников в жанре популярного в то время вальса.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок Сняв с ноги бросали.

Звучит пьеса«Декабрь. Святки»

Маша: «Я желал бы всеми силами души, - писал Пётр Ильич, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». Желание композитора сбылось.

Саша: От сердца к сердцу идёт музыка Чайковского. Она всегда искренна, всегда правдива. В ней каждый человек может узнать свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
ВНИМАНИЕ! Дипломы на эл. почту НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Все дипломы можно скачать в таблицах с итогами мероприятий через раздел Скачать дипломы
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.10.2018

Полезные материалы для воспитателей




click fraud detection