Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы

Стружкова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
г.Брянск

Cтимулирование мотивации и интереса к предмету/ Развитие навыков критического мышления, принятия решений, взаимодействия.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Повышение мотивации к обучению  на уроках русского языка и литературы

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников?

И это, действительно, проблема. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у  него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? 

Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Работая в 6-7 классах, считаю, что одним из основных способов мотивации в изучении русского языка является занимательность.

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Чтобы достичь успехов в постижении того чудесного и таинственного, что скрывается за словами «русский язык»,  я прибегаю к таким приемам, четко продумывая этапы уроков, отбирая материал, действующий на восприятие, осознание, запоминание, обеспечивающий прочность знаний.

Один из таких приемов – игровой урок. Такая его форма, как путешествие, особенно эффективна при повторении изученного. Например, на уроке по теме «Глагол как часть речи» учащиеся 6-го класса побывают в «Королевстве спряжений», прогуляются по «Лесу частицы «Не», искупаются в «Реке времен». На каждой станции делается «Привал», где ученики выполняют то или иное задание с пословицами, рифмованными правилами, шутливыми стихами.

Также при повторении изученного материала часто в начале урока в течение 10-15 минут провожу аукцион знаний по принципу « кто больше». Тот, кто отвечает последним, получает пятёрку. Таким образом, данный игровой элемент повышает мотивацию учащихся к изучению предмета; вовлечены все учащиеся, тем самым определяется уровень овладения знаниями.

Перед изучением новой темы часто на уроке зачитываю лингвистическую сказку, где те или иные части речи становятся героями удивительных приключений. Дети с удовольствием слушают такие сказки. После чего я предлагаю ответить на вопрос: что нового мы узнаем сегодня на уроке. Предлагаю сформулировать цели урока.

Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование. После изучения темы «Правописание гласных о, е, ё после шипящих в разных частях слова» разыгрываем спектакль (Грамматическая сказка) «Вовкины двойки, или как Вовка буквы искал». Двоечник Вовка попадает в Королевство волшебницы Грамматики, и, чтобы выбраться оттуда, он должен найти пропавшие буквы о, е, ё и исправить все свои ошибки. Вовка побывает в шатре Корня, замке Суффикса, чертогах Окончания, достойно пройдет все испытания и отыщет буквы.

Вот момент из этого урока.

В шатре Корня.

Ведущий: На исходе дня он добрался до восточного шатра, в котором жил сам Корень.

Корень: Ну, рассказывай, Вовка, с чем пожаловал?

Вовка: Послали меня к вам шипящие на поиски сестер их, букв О и Ё, не у вас ли они живут?

Корень (хитро улыбаясь): Знаю я этих сестриц, но чтобы их увидеть, должен ты самостоятельно различить эти буквы в припевках.

(На доске)

Ж..сткой щ..ткой ш..рстку трет

Добродетельный енот.

И расч..ской чешет ч..лку

Дочке ж..лтенькая пч..лка.

Вовка (в смятении в зал): О или Ё? Они, как близнецы, звучат совершенно одинаково. Пропал я, совсем пропал! Надо было правило учить! Так, надо собраться и поразмышлять. Где я нахожусь? В замке Корня. Корень! Что и когда пишется в корне? Ага! «Расческой чешет» - вот однокоренные слова, где «чешет» является проверочным для «расчески».

Значит, щётка – щетина,

Шерстка – шерсть,

Пчелка – пчела,

Жёлтенькая – желтеть.

(Вовка уверенно пишет Ё на месте пропусков)

Корень: Верно, в царствии моём

Смело пишем букву Ё.

Но, однако, не всегда.

Догадайся, О когда?

Вовка (напрягаясь, морща лоб): Вспомнил, честное слово, вспомнил, стишок такой на уроке учил.

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Корень: Ну что же, молодец! Ты справился с моими вопросами.

Инсценирование грамматических сказок позволяет соблюдать единство научности и занимательности: чтобы настроить ребят на восприятие сложного материала, приходится продумывать и оформление (музыкальное, наглядное, вещественное).

Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока. Например, первый урок по теме «Имя числительное как часть речи» начинаю по рисунку «Незнайка у ворот Числограда». Ворота откроются тогда, когда учащиеся правильно определят, к какой части речи относятся слова, написанные на стене Числограда: два, двойной, второй, двойка, удвоить дважды, вдвоём.

А при изучении темы «Правописание приставок на согласный»

создаю проблемную ситуацию для решения грамматической задачи:

Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?

Чтобы улучшить усвоение, осознание трудного материала, обращаю внимание учащихся на научное сопровождение урока, например, работу с текстом – высказыванием ученых о русском языке, частях речи. Например, в 7-ом классе к уроку по теме «Причастие как особая форма глагола» эпиграфом были взяты слова В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», и привлекалось высказывание В.М. Ломоносова: «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Беседу поддерживали вопросы и задания:

Как вы понимаете выражение «причастная к глаголу»? Что значит быть причастным к чему-нибудь?

Почему в «образе прилагательного»?

Сравните словосочетания «веселый ветерок» и «веселящийся ветерок», просклоняйте их.

Что значит «заключают имени и глагола силу»?

Какую «силу глагола» имеют причастия?

Ученики сделают вывод о причастии, отвечая на вопросы:

Чем отличаются причастия от прилагательного?

Что общего у причастия и глагола?

Идет совместный поиск ответа.

Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. При решении поисковых задач, когда нужно проанализировать новые языковые явления, учащиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поиск.

На уроках литературы наряду с другими формами мотивации учащихся использую такую форму урока, как игровая деятельность.

«Игра – путь детей к познанию мира», - писал М.Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят учащимся удовольствие от процесса обучения.

Я использую задания под названием «Шапка» вопросов» .

Учащиеся пишут на полосках бумаги свои вопросы, например, по пьесе Островского «Гроза» и, скатав полоску в трубочку, относят ее в одну из «шапок». Таких «шапок» три. В одну учащиеся складывают записки с вопросами для проверки знания текста; в другую — связанные с выяснением того, как относится отвечающий к изложенному в записке мнению о драме, суждению о персонажах, и в третью «шапку» складываются вопросы по пьесе «Гроза», на которые спрашивающий учащийся сам затруднялся ответить.

Среди вопросов в первой «шапке» были, например, такие: «Как Катерина жила до замужества?» Примеры из второй: «Мне не нравится Кабаниха, особенно за её отношение к домашним, а тебе?» И, наконец, примеры из третьей «шапки»: «Я не понимаю, зачем Катерина решилась на самоубийство».

Трое учащихся (по желанию) тянули по одному вопросу из каждой «шапки» и после небольшой подготовки, во время которой можно было пользоваться текстом пьесы, отвечали на вопросы. Пока они готовились, остальные учащиеся, разделившись на пары, обсуждали свои вопросы и возможные ответы на них.

Реализация такого метода обучения обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

стимулирование мотивации и интереса к предмету

развитие навыков критического мышления, принятия решений, взаимодействия

Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется новизна для предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса к происходящим событиям.

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы  и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Закончить хочу стихотворением М. Цветаевой.

Не запрещай себе творить,Пусть иногда выходит криво —Твои нелепые мотивыНикто не в силах повторить.

Не обрывай свои цветы,Пускай растут в приволье дикомМолчаньем, песней или крикомСреди безбрежной пустоты.

Не запрещай себе летать,Не вспоминай, что ты не птица:Ты не из тех, кому разбитьсяГораздо легче, чем восстать.

Не запрещай себе любить,Не нужно чувств своих бояться:Любовь не может ошибатьсяИ всё способна искупить.

Не бойся жить, не бойся петь,Не говори, что не умеешь:Ты ни о чём не пожалеешь —Да будет не о чем жалеть!

Не бойся в камне прорастать,Под небосвод подставив плечи.Пусть без мечты порой и легче —Не запрещай себе мечтать!



Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection