ТЕМА: Грамматические признаки имени существительногоТЕМА УРОКА: Грамматические признаки имени существительного
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном и его грамматических признаках.
Образовательные : Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических признаках имен существительных; развивать умение находить имена существительные в речи; формирование умения определять основные грамматические характеристики имен существительных;
обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;
2. Коррекционно- развивающие : Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления, памяти.
3. Воспитательные:
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств ученика – упорства, трудолюбия, дисциплинированности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Проверка готовности к уроку.
Выполняют установку учителя.
1 мин
Проверка домашнего задания
II. Постановка учебной задачи
- Давайте вспомним, какую часть речи мы начали изучать.
- Что такое имя существительное?
Сегодня на уроке мы с вами вспомним постоянные грамматические признаки имени существительного.
Открыли тетради, записали число. Классная работа
Отвечают на поставленные вопросы
Дают определение существительного.
2 мин
III Словарный диктант
Отвечают на вопросы учителя
5 мин
IV Актуализация знаний
-Ребята, как вы думаете, а почему у имени существительного два вопроса? (Кто? Что?)
(живые предметы –неживые предметы, одушевлённые – неодушевлённые) Из словарных слов выбрать имена существительные одушевлённые (медведь, сорока)
При помощи суффикса превратить неодушевлённые имена существительные в одушевлённые. –щик,- ник, -ист,
Барабан_________ школа_______
Двор ___________ лес__________
Журнал_________ велосипед______
Задание: Выписать одушевлённые имена существительные.
Кино, девочка, камыш, сосна, мама, стена, хозяйка.
Продолжаем повторять постоянные грамматические категории сущ.
Здесь записано предложение. Прочитаем его.
Сестра Роза поставила в вазу розу.
-Почему в первом случае Роза написано с большой буквы? (имя) А имена пишутся с большой буква
Может кто-то вспомнит, как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?
(Такие имена существительные называются собственными )
Какие существительные, кроме имён, мы относим к собственным ? (имя, фамилия, географич названия, клички животных)
Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. (нарицательные)
Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Читаем задание, в каждой строчке записаны одинаковые слова,(комар, кузнец, Иванов)
Знаете ли вы кто такой кузнец?
В 2 строчках есть ошибки вам надо найти одну строку без ошибки
Задание:
Выписать строку в которой слова написаны верно: Спросить, кто такой кузнец - учили по истории (дать х-ку словам – какой)
иванов, кузнец, комар. (СЛАЙД 8)
кузнец, комар, Иванов.
комар, Иванов, кузьнец.
Кузнец - мастер, занимающийся обработкой металла.
Давайте попробуем все три слова объединим в одном предложении.
Умелый кузнец Иванов подковал маленького комара.
Запись предложения под диктовку
У имени существительного есть ещё один постоянный грамматический признак. Чтоб угадать какой это грамматический признак.
Здесь написано стихотворение, в котором пропущено слово, прочитайте его про себя и попробуйте угадайте это слово.
Женский … - запомню я И скажу: “она моя”.И запомню … мужской,И опять скажу: “он мой”.Средний …: “оно моё”Это правило моё! (кликнуть по слайду, чтоб пришёл род)
Правильно род, это и будет третий постоянный грамматический признак, который мы с вами сегодня вспомнили.
-Как же мы определяем род у имени существительного (при помощи слова-помощника) Назовите эти слова
10 мин
VIII Самостоятельная работа
А теперь закрепим наши знания на практике
Карточка 3
Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род.
Длинный Белый
Длинная белая
Длинный белый
С любым получившимся словосочетанием составить предложения
Итог
О какой части речи говорили?
Какие грамматические признаки вспомнили?
Что нового узнали?