Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как работать над созданием проекта

В статье рассматривается вопрос эффективной подготовки учащихся к созданию проекта. Подробно описывается один из этапов создания проекта, поисковый этап, на котором у учащихся возникают наибольшие затруднения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Как работать над созданием проекта

М.А.Васильева

МБОУ гимназия №19

имени Н. З. Поповичевой г. Липецка.

В статье рассматривается вопрос эффективной подготовки учащихся к созданию проекта. Подробно описывается один из этапов создания проекта, поисковый этап, на котором у учащихся возникают наибольшие затруднения.

Приняв решение о создании проекта, у учащихся тут же возникает вопрос: «С чего же начинать?» Всякую работу над проектом необходимо начинать с первичного обмена мнениями. На данном этапе учащиеся осознают, в каком направлении им необходимо развивать работу, какое направление в проекте будет приоритетным.

Одним из основных этапов работы над проектом является поисковый этап. Считаю, что на поисковом этапе для успешной работы надо выделить основные задачи этапа.

I. Создание благоприятных условий этапа поиска и отбора информации.

Основной задачей учителя на данном этапе считаю создание благоприятных условий для этапа поиска и отбора информации. Что же должен делать учитель для создания этих условий?

1.Стимулирование потока идей.

На этапе стимулирования потока идей просто необходимо дать ребёнку пофантазировать. Ребёнок должен продумать, где и как он будет добывать информацию. Наши дети для поиска информации практически во всех случаях используют интернет. Задача учителя подсказать, что информацию можно поискать в научно-популярной литературе, в периодических изданиях, в научной библиотеке. Если работа касается какого-то определённого объекта или субъекта, имеет смысл изучить его технические характеристики или посетить место работы субъекта. Иногда, идеи детей о том, где, откуда и какой будет взят материал для проекта - это практически сказка.

Приведу пример:

При работе над классным проектом « О любимом городе языком цифр» с учениками 5-х классов дети должны были, используя информацию о нашем городе, составлять математические задачи. Некоторые дети, не понимая, что это научный проект, составляли задачи, в которых наш город Липецк насчитывал 2млн. человек. Моей задачей, как учителя, было объяснить ученикам в мягкой, дружелюбной форме, что в проекте все данные должны быть достоверными. Необходимо указывать источники, из которых брался материал для проекта.

2.Формулируем 5-6 подтем, связанных друг с другом.

Нельзя сразу объять необъятное. Гораздо полезнее, если ученик будет добывать знания по проекту дозированными порциями, будет прорабатывать данный материал. В этом случае у ученика будут появляться вопросы, ответы на которые ему захочется узнать. Только в этом случае ученику будет интересно получать новые знания. После проработки каждой подтемы необходима встреча учителя и ученика для обсуждения вопросов по подтеме. Задача учителя – оказание помощи ученику в разборе непонятного теоретического материала. Возможно, что при работе по подтеме из ниоткуда появится новая подтема, требующая разбора.

3.Продумываем варианты объединения выделенных подтем в единый проект.

При решении этой задачи учитель играет роль консультанта, помогающего создать логические мостики от темы к теме, создать в голове ученика единую картину его проекта.

Приведу пример.

Все дороги нашего города с позиций математики- прямые. Перекрёстки -перпендикулярные прямые. кольца-круги. В геометрии 7 класса изучается тема « Задачи на построение». Сначала задумывался проект «Задачи на построение». Однако, при разработке подтем возникли вопросы:

Как проложить прямую на местности?

Как строят перекрёстки?

Как построить кольцо развязки дорог?

Как в городе разбивают сложные клумбы?

Для поиска ответов на эти вопросы пришлось изучить много математической литературы, не раз сходить за консультацией к начальнику участка, руководящего ремонтом дороги на улице Плеханова. Закончив работу над подтемами, объединили их в единый проект под названием «Применение геометрических задач для планирования структуры значимых объектов города»

II. Задачи, стоящие перед учащимися по сбору информации по проекту.

Давайте разберём: какие же задачи мы ставим перед учащимися при сборе информации по проекту.

1.Определяем: где и какие данные предстоит найти.

Приведу пример:

Когда в 5 классе ребёнок пишет проектную работу по теме « Задачи на проценты», было бы глупо отправлять его к материалу задач на смеси и сплавы, хотя они тоже относятся к теме «Проценты».Таким образом, я хочу сказать ,что в учитель должен направлять ученика при поиске данных к проекту.

2. Непосредственный сбор данных и отбор необходимой информации .

Сюда необходимо отнести личные наблюдения, эксперименты, отбор теоретического материала проекта, работу с учебной литературой, ресурсами интернет, средствами массовой информации. На данном этапе учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает необходимую помощь, вместе с ребёнком обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией –ясное понимание цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы.

III .Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

Систематизируют полученные данные;

Объединяют в единое целое полученную информацию;

Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Казалось бы, что этап обобщения информации необходимо отнести уже к следующему этапу работы над проектом. Однако , считаю, что именно на этом этапе в режиме поиска и закладывается удача или неудача проекта. Почему? Да хотя бы потому, что мы опять ищем .Ищем всё самое нужное, удачное, новое из того материала, который собрали для проекта.

Приведу пример.

При написании работы «Решение линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметром» были выделены подтемы, собран интересный материал, обработана вся информация. Однако, на этапе обобщения информации стало понятно, что тема получилась обширная и, если её представлять в первоначальном виде, то мы получим не интересный проект, а обзор « Давайте познакомимся с параметрами».Именно на этом этапе было принято решение существенно сузить рамки проекта. В результате был создан проект «Решение линейных и квадратных уравнений с параметром». А материал, который не вошёл в проект будет хорошим проектом (при условии доработки) в будущем.

В заключение хочу сказать, что при чётком выполнении всех этапов работы над проектом, когда продумывается каждая деталь, каждая мелочь, не оставляется непонятым ни одной формулы ,свойства или задачи, у ученика возникает устойчивый интерес к исследованию. Ему хочется узнавать ещё что-нибудь новое и неизведанное. А это, по моему мнению, и есть путь к тому, что ученик будет учиться с удовольствием и интересом.

Литература.

1.АлексеевН.Г.О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VIIюношеские чтения имени В.И.Вернадского: Сборник методических материалов М:2000.С.5-14.

2.Бреховских Л.М.Как делаются открытия//Методический сборник

« Развитие исследовательской деятельности учащихся»-М,2001.C.7-29

3.Прокофьева Л.Б. Технология организации и сопровождения поисковой деятельности -путь творческого развития ученика и учителя. М. НИИ школьных технологий,2008-С.184-192

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области