Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы при изучении произведений о природе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы при изучении произведений о природе

Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В психологии и педагогике разработан ряд приёмов активизации мыслительной деятельности школьников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приёмов создаёт условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.

Особое место в активизации познавательной деятельности занимают уроки литературы: здесь не только получают знания о литературе, художественном тексте и его особенностях, здесь учатся быть людьми, постигают законы добра и любви. Говорят, что от рождения в душу каждого человека Богом вложена свеча. И от учителя – словесника во многом зависит, насколько ярко загорится эта свеча человеческой личности, индивидуальности: будет ли она теплится едва - едва или запылает ярким пламенем.

Изучение художественной литературы даёт нам возможность приобщиться к духовной культуре человечества. Общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает формирующуюся личность. Но если нет желания учиться – учение мучительно и бессмысленно, только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей. Учение с увлечением – вовсе не учение с развлечением. Пробудить интерес к предмету – задача учителя. Не только интересное делать, но и всё, что нужно, делать с интересом – такую цель ставлю перед учащимися. Однако литературное образование в современной школе переживает проблемы. В условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности.

Для  понимания информации  экологического  характера на  уроках  русского языка   использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это  и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете, восхититься красотами флоры и фауны нашей земли.

На уроках русского языка проводятся также разные виды диктантов с экологическим уклоном: словарные, творческие, зрительные, объяснительные, графические, контрольные и другие.

Например, контрольный диктант в 8 классе:

       Каждая страна имеет национальную реку. У России есть Волга, которая является самой большой рекой в Европе.

    Тоненький ручеек, изгибаясь, пробивается среди глухих лесов и болот, поросших богатой растительностью. Так начинает Волга свой далекий путь. Пройдя через несколько озер, она набирает силу и разливается широко, могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

    Человек, путешествующий по Волге, не перестает удивляться красоте и разнообразию волжских берегов. В верховьях сжимают реку желто-красные сосновые леса. И воздух здесь напоен ароматом сосны. Лишь изредка где-нибудь возле оврага неожиданно зазеленеет березовая роща. Особенно живописен правый гористый берег, круто обрывающийся к реке.

    Ближе к югу зеленые заросли уступают место равнинным хлебам, уходящим в бесконечную даль. Но вот река круто поворачивает на юго-восток и сразу ощущаешь дыхание полупустыни. Дельта Волги испещрена рукавами, непроходимыми зарослями тростника.

    Два месяца нужно Волге, чтобы преодолеть путь от истока до устья.

Экологическая культура начинается с воспитания любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родному селу, в конечном счете – к Родине. Этому способствуют, несомненно, уроки литературы. Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы.

Произведение М.М. Пришвина  «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.

Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.

На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.

На основе курса школьной программы по литературе можно составить внушительный список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них роман Ч.Айтматова «Плаха»,  повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба», повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» и многие другие. Эти произведения побуждают  читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.

В старших классах (9-11) обязательно проводятся уроки, раскрывающие характер главных героев на фоне пейзажных зарисовок. Например, рассматривая образ Г. Печорина из «Героя нашего времени» М. Лермонтова мы разбираем такие эпизоды, как: описание Койшаурской долины - «Славное эта долина! Со всех сторон горы неприступные…» - этот эпизод нас как бы готовит к встрече с главным героем – славным и в тоже время неприступным; в Пятигорске, где поселился Печорин (гл. «Княжна Мери») – «…Весело жить в такой земле! Воздух чист, свеж, как поцелуй ребёнка: солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?» - через данный эпизод мы лучше понимаем чувства, мысли, сложный мир Печорина противоречивость его характера. А сколько эмоций вызывает эпизод поездки по степи Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь из повести Гоголя «Тарас Бульба»!

Таким образом, эта работа помогает учащимся понять тесную взаимосвязь человека и природы – и если он (человек) будет чище, лучше, добрее, то и природа будет отвечать тем же самым.

Изучить и понять художественные произведения невозможно без анализа изобразительных средств, использованных автором какого – либо стихотворения, повести, романа.

И особенно такая работа удаётся при изучения стихотворений о природе. Знакомя 5-классников впервые с такими литературоведческими терминами, как: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, лучше всего использовать тексты С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева А в средних и старших классах, обращаясь к пейзажной лирике, учащиеся, анализируя стихотворение, уже сами легко находят изобразительные средства. А также сами пытаются их использовать в своём творчестве (стихи, рассказы…).

 Духовный мир  учеников постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса.

Литература

1. Асмолова,А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова- М.: Просвещение, 2011.

2. Белавина,И.Н. Планета - наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .

3. Васильев,С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

4. Васильев, С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии /С.В.Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.

5. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.

6. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992.

7. Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва-Ставрополь,2009 .

8. Дагбаева,Н.В.Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета./ Н.В. Дагбаева //Воспитание школьников. - 2005.- № 10.

9. Душина, И.В. Методика преподавания географии/ И.В. Душина -М., 2007.

10. Дзятковская,Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н.Дзятковская , А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011.

11. Исаченко, А.Г. География в современном мире: Книга для учителя/ А.Г. Исаченко - М., 1998.

12. Казимирова,И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии./ И.Р. Казимирова - Гомель, 2000.

13. Кривошапкина, О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт) / О.М. Кривошапкина - М.: Просвещение, 2001.

14. Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителей./ Т.В. Кучер - М.: Просвещение, 2000.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области