Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников"

Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимы для него. Определение уровня школьной мотивации я провожу с помощью тестов для учащихся, их родителей и учителей, которые преподают в моем классе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Стать на тему «Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников»

Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимы для него. Определение уровня школьной мотивации я провожу с помощью тестов для учащихся, их родителей и учителей, которые преподают в моем классе.

Мотивация достижения успеха является позитивным мотивом учащихся. «Необходимо дать детям радость успеха в учении, пробудить чувство гордости, собственного достоинства», - писал В.А.Сухомлинский.

Для того, чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), все учащиеся класса ведут «папку достижений», которая состоит из «индивидуальных листов продвижений» и «тетради открытий». С течением времени папка пополняется, поэтому ученики называют её «пирамидой достижений». Эта «пирамида» помогает школьникам преодолевать трудности, быть более инициативными, отслеживать свои успехи. Учитель с ее помощью наблюдает за изменением состояния ученика, его личным образовательным приращением знаний, способностей и опыта.

Ученик вкладывает в папку свои творческие работы, вопросы.

По «листам продвижения» ученик может увидеть свой рост, проследить над чем ему надо поработать. Очень важно, что, анализируя «листы продвижения», родители следят за развитием ребенка, а не гонятся за хорошими отметками.

В «тетради открытий» собираются все творческие работы, грамоты, благодарности ученика.

Одна из задач учителя – развитие самоконтроля учащихся. Поделимся своими приемами работы при ее решении.

В 1 классе с этой целью мы применяем цветовую методику или методику цветового дерева: по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок -–символ на свое дерево. Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось», желтый – «получилось, но не все, что задумал», красный – «пока многое не получается, нужна помощь».

Цветовую методику можно использовать после выполнения проверочной или контрольной работы до проверки работы учителем.

Для формирования адекватной самооценки необходимо предоставлять ученикам право выбора уровня сложности работы, которую им предстоит выполнить.

Для этого, составляя контрольные работы, мы изначально определяем уровень сложности работ: средний, выше среднего, высокий. Каждая работа имеет уровневую

символику, с которой ученики хорошо знакомы.

Средний уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

Первоначально мы помогаем в выборе контрольной работы, поскольку не каждый ученик способен сразу правильно определить свои силы и часто его самооценка бывает завышена. Но, ученикам не говорится конкретно какую работу они должны выполнять, а корректно направляются советом учителя. Впоследствии школьники учатся самостоятельно правильно оценивать свои возможности и способности.

Часто у учителей возникает проблема: как оценить контрольную работу, как объяснить ученику, почему ему поставили именно 3, а не 4? Для решения этой проблемы присуждается каждому заданию в контрольной работе свой балл (от1 до 10), в зависимости от степени сложности. После работы указывается максимальное количество баллов, которое можно набрать за нее, а рядом - количество баллов, набранных учеником. В результате они видят не отметку, а свои проблемы (если имеются) или достижения (когда набирают максимум).

После проверки контрольной работы каждый ученик получает не только резальтат, но и рекомендации или пожелания учителя, например: «Ты молодец, справился. Думаю, что в следующий раз ты можешь повысить уровень сложности», «Не расстраивайся, мы еще раз поработаем. Помни: если долго мучиться, то всегда получится».

С некоторыми учащимися проводится анализ успеха или неуспеха для приближения их к объективной самооценке. Такое собеседование позволяет раскрыть ему причины его успеха или неудачи, что приводит к осознанному. А не насильственному выполнению работы над ошибками.

Одной из главных задач, которая ставится перед учителями – добиться понимания учеником целей обучения, а также научить ставить цель урока. До той поры, пока цель ученику не ясна, педагогу нет смысла говорить об учебной деятельности. Для этого проводятся следующие приемы целеполагания: провокация ( вызов реакции несогласия), делегирования возможностей принимать решения (вовлечение учеников в процесс мышления), сопоставление всех «за» и «против» (нахождение правильного решения), неожиданности (использование неожиданностей, неизвестной информации).

Цели урока ставятся разными способами.

Пример 1

Урок окружающего мира, II класс.

Тема: «Дуб – символ могущества и долголетия»

Учитель предлагает каждому ученику закончить предложение : «Мне знакомо (незнакомо) это дерево, но я хотел бы узнать о нем_________________________».

Исходя из дополненных предложений, педагог совместно с учащимися ставит цель и задачи урока, например: цель урока – расширить знания о дубе; задачи определяются в зависимости от того, как ученики закончили предложения.

Пример 2

Урок русского языка, II класс.

Тема: Правописание суффиксов –ик-, -ек.

- Есть два похожих суффикса – «ик», «ек» (домик, внучек). Какая буква пропущена в словах арбуз…к, горош…к?

Как определить, какой суффикс писать?

Нам необходимо найти ответ на этот вопрос. Следовательно, какова цель нашего урока? (Научиться определять, когда пишется суффикс «ик», а когда «»ек»)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области