Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Театральная педагогика

распространение опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Театральная педагогика: реализация в образовании.

Как театральная педагогика помогает в школе.

Театральная педагогика

в проектировании здоровьесберегающей

деятельности младших школьников

Автор:

Бобровская Марианна Аркадьевна, педагог, МБОУ «Кюсюрская СОШ», Республика Саха(Якутия) Булунский улус, п.Кюсюр

Bobrovskaya Marianna Arkadyevna. Educator MBEU CSOH Repablik of Yakytya

e- mail: bobrovskaya

Тематическая рубрика: начальная школа

Аннотация. В статье рассматриваются показатели эффективности театральной педагогики в контексте здравотворческого подхода в образовании, реализации идей жизнетворения и здоровьетворения, её креативный потенциал.

Ключевые слова: театральная педагогика, театрализация, здравотворческий подход.

У театра есть чему поучиться. Педагогические практики, которые находят в театре источник образовательных инструментов, объединяются в особую систему — школьную театральную педагогику. И сегодня она даёт свои ответы на многие вызовы, стоящие перед образованием.

Театральная педагогика не предполагает обязательное разыгрывание сценок. Это взгляд на процесс образования как на драматическое действо, которое увлекает участников на эмоциональном уровне. Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания здоровьесберегающей образовательной среды является театральная педагогика. Мы рассматриваем театральную педагогику как одну из креативных технологий валеологического образования детей и подростков, формирования здорового образа жизни, проектирования здоровьесберегающей деятельности и оздоровления образовательной среды – создания «школы здоровья, радости и творчества». Обращение к театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями детей. Все события и их содержание, происходящие в игровой форме, полнее усваиваются и запоминаются. Театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребёнку раздвинуть рамки в постижении окружающего мира, пробудить желание делиться своими мыслями и умение слышать других, развиваться, творя и играя.

Театральная деятельность выступает как эффективное дидактическое средство. Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство и сказкотворчество, этюды и пантомимику, театральные упражнения и игры, кукольный театр: перчаточный, пальчиковый, марионеточный и пр. На уроках по литературному чтению, якутскому языку иногда инсценируем произведения, чтобы учащимся легче было воспроизвести читаемое. Например якутская народная сказка «Таал- Таал эмээхсин», распределяем роли, диалоги, на репетицию отводим 5 минут и начинаем перед классом свое мини- выступление. У детей загораются глаза, так как они становятся артистами. А слушатели непросто смотрят за выступлением остальных, но и помогают им и запоминают сказку.

Театрализация придаёт творческий стиль изучению программного материала. Элементы драматизации повышают познавательную активность детей, создают положительный эмоциональный фон любого занятия – урока или внеклассного мероприятия.

Театрализация является одной из форм организации взаимодействия педагога и детей, их содружества и сотворчества. Она способствует развитию творческого потенциала и самого учителя, реализации его фантазии, эстетических пристрастий, повышается авторитет учителя и среди коллег, обогащаются межличностные отношения, они становятся более тесными и доверительными.

Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театрализованные игры снимают психическую

и физическую утомляемость учащихся, корректируют различные стороны

психики ребёнка, межличностные взаимоотношения. Также театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально- педагогической реабилитации неуспешных школьников. В данном контексте театрализацию можно эффективно использовать и в системе коррекционно-развивающего обучения в совокупности с другими направлениями работы: анималотерапией, изотерапией, сказкотерапией, игротерапией, психогигиеной и пр.

Театрализация способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей учащихся. Дети создают костюмы и декорации, придумывают сценарий, стихи и песни. Каждый ребёнок может попробовать себя в различных лицах: режиссёра и автора сценария, художника декоратора и актёра – и выбрать, какое направление работы больше соответствует его интересам

и способностям.

Театральная педагогика может эффективно реализовываться совместно с проектной деятельностью учащихся. В таком случае сам спектакль будет являться продуктом проекта. Физическое здоровье. Занятия театральным искусством оказывают воздействие на некоторые физические характеристики: преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, мимику, осанку, постановку голоса, дикцию. Психоэмоциональное здоровье. Формируется культура чувств ребёнка: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность

управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.

Участие в постановках станет первым опытом осмысленного, оценённого и

признанного творчества. Интеллектуальное здоровье. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Элементы поисковой деятельности заключены в подборе материала при разработке сценария. Совершенствуются умения работать с текстом,

запоминать и воспроизводить информацию. Социальное здоровье. В любой

творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и партнёрства. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения школьника. Формируется многообразие отношений к природе и обществу, миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры. Духовно-нравственное здоровье.

Театр вбирает в себя национальное многообразие культур и одновремен-

но обладает универсальным художественным языком. Через театральную деятельность можно привить ученикам интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней. Реализация культурологического подхода в образовании предполагает гармоническое развитие разума, чувств и воли воспитанников на основе объединения всего накопленного опыта человечества, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству и научному знанию. В нашем селе есть театр при СДК «Чолбондор», где есть свои артисты, режиссер. Немало детских спектаклей посетили мои ученики и остались довольны. Например сказки народов Севера- красивые костюмы, декорация.

Физическое здоровье. Занятия театральным искусством оказывают воздействие на некоторые физические характеристики: преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, мимику, осанку, постановку голоса, дикцию.

Психоэмоциональное здоровье. Формируется культура чувств ребёнка: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.

Участие в постановках станет первым опытом осмысленного, оценённого и признанного творчества.

Интеллектуальное здоровье. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Элементы поисковой деятельности заключены в подборе материала при разработке сценария. Совершенствуются умения работать с текстом, запоминать и воспроизводить информацию.

Социальное здоровье. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и партнёрства. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения школьника. Формируется многообразие отношений к природе и обществу, миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры.

Духовно- нравственное здоровье. Театр вбирает в себя национальное многообразие культур и одновременно обладает универсальным художественным языком. Через театральную деятельность можно привить ученикам интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней. Реализация

культурологического подхода в образовании предполагает гармоническое развитие разума, чувств и воли воспитанников на основе объединения всего накопленного опыта человечества, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству и научному знанию.

Литература

1. Лиханова, Е.Н. Игра в театр / Е.Н. Лиханова, Э.Г. Дударь // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – № 6. – С. 75–77.

2. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию /Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 43–46.

3. Синенко, П.А. Театральная педагогика в школьном пространстве / П.А. Синенко // Сибирский учитель. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2003. – № 6 (30). – С. 50–51.

4. Я познаю мир : История вещей : детская энциклопедия / Н. Орлова, К. Буровик. – М. :ООО «Издательство АСТ» ; ООО «Издательство Астрель» ; ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области