Методическая разработка.
Тема: «Инновационные технологии в раскрытии творческих способностей у учащихся на уроках изобразительного искусства».
Составил: учитель изобразительного искусства и черчения Смирнова Татьяна Владимировна.
Я хочу представить опыт своей работы.
«Нельзя кого – либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека».
К. Роджерс.
Глобальные социально – экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуаций формировать новые перспективные идеи.
В наше время в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью.
Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Так как каждый урок построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменит учителя, а только дополнит его.
Современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник, поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. Мне очень помогает применение в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), новых методов обучения. Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. А вот как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить увлекательным, как с современными детьми говорить на современном языке? Я думаю, что многие из нас задают подобные вопросы, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО: • использование медиа-ресурсов как источника информации; • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока; • организация проектной деятельности учащихся; • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора.
В моей практике немало примеров уроков с применением современных образовательных технологий: это и урок-мастерская, и урок-проект, и урок-экскурсия, урок-презентация, интегрированные уроки, беседы, вернисажи. Такие занятия имеют свои преимущества. Во-первых, определяется продолжительность каждого этапа занятия учителем с учетом конкретных условий работы, возраста учащихся, особенностей психофизического развития, сложности изучаемой темы для конкретного класса. Во-вторых, обязательно создаётся благоприятный эмоциональный фон для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В-третьих, сокращается монолог учителя и увеличивается время на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В-четвёртых, изменяется оценочная деятельность учителя путем формирования действий самооценки и самоконтроля учащихся. В-пятых, организуется совместная деятельность учащихся и учителя, учащихся в группах различного состава, основанная на внутренней мотивации, диалоговом общении.
Я использую мультимедиа для наглядности. С этой целью я использую диски “Шедевры русской живописи”, “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, которые помогают совершать виртуальную экскурсию. Это облегчает работу учителя по поиску наглядности, вносит разнообразие в ведение уроков. Диски позволяют прослушать и посмотреть краткую информацию по темам. Материал можно использовать на уроках по различным темам в 5, 6, 7 классах, подключая к мультимедиа и проецируя на большой экран.
На уроках я часто использую фильмы-презентации. Во время просмотра имеется возможность активно общаться, задавать вопросы, делать пояснения, обсуждать произведения искусства.
Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации. Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.
Мой опыт использования информационных технологий на уроках показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в системе ведет к позитивной динамике общей успеваемости и качества знаний. Растет и количество учащихся принимающих участие в различных конкурсах.
Целью конкурса детских рисунков является поиск и поддержка талантливых детей. Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению.
Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания. Моя задача – правильно сориентировать ребенка, подтолкнуть его к творчеству, дать возможность развиваться в человеке тому, что у него уже заложено природой.
Секрет успеха в том, чтобы использовать как можно лучше то, что тебе дано.