Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Подарок блокадному Ленинграду

29 марта в Санкт-Петербурге отмечается день Партизанской Славы. Мало кто из послевоенного поколения знает, в этот день в 1942 году из Партизанского края был доставлен бесценный груз- 223 подводы с продовольствием. "Если бы не пришел обоз - не выжили бы мои родители, то и не было бы меня" - так говорят блокадники. Хочу, чтобы вечно помнили подвиг партизан 2ЛПБ и командира отряда "Грозный" М.С.Харченко.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Шиженская Нина Николаевна

заведующая музеем Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2-ой ЛПБ ГБОУ школы №104 Выборгского района Санкт-Петербурга

e-mail: shizhenskaya56@mail.ru

Продовольственный Обоз из Партизанского края в блокадный Ленинград

Прибытие продовольственного обоза в самые тяжелые дни блокады Ленинграда имело огромное значение, жители города почувствовали, что они не забыты, что их судьба небезразлична народу огромной страны.

В сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо. В Ленинграде остались почти 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Начался голод, жесточайшие бомбежки, наступила холодная зима.

Жители Псковской и Новгородской областей также оказались в тяжелейшем положении – вражеской оккупации. Их уничтожали, угоняли в лагеря. Но они не прекратили сопротивления. В тылу врага был создан первый в истории Великой Отечественной войны «Партизанский край».

Фашисты называли эту землю «незамиренной территорией». Партизаны действовали на пятачке площадью в 10 тысяч квадратных километров. Гитлеровцы неоднократно предпринимали попытки подавить сопротивление на этой земле, но каждый раз получали решительный отпор. Из-за этого немцы вымещали свою злобу на мирном населении: уничтожали целые деревни, расстреливали колхозников, сжигали дома. Псковская земля обильно полита кровью героев-партизан и замученных мирных людей. 

223 подводы с продовольствием, собранные жителями оккупированной территории для осажденного Ленинграда, стали символом беспримерного мужества непокоренной псковской земли.

Сегодня доставка продовольствия в осажденный город расценивается как подвиг. Тогда это было человеческое сочувствие и простое желание помочь людям, оказавшимся в тяжелейших условиях. Поделиться последним — это высшее проявление милосердия.

Немалую роль в сборе и отправке продовольственного обоза сыграл Михаил Семенович Харченко, командир отряда «Грозный» Второй Ленинградской Партизанской бригады, Героя Советского Союза, чье имя носит школа 104.

О молодом командире отряда партизанского полка Мише Харченко на ленинградской земле ходили легенды. Большой, крепкий, белозубый, ловкий и бесстрашный парень умел выживать в таких ситуациях, когда казалось, шансов на жизнь у него вообще не оставалось.

Однажды осенним утром у деревни Гористая отряд под командованием Харченко захватил в плен полицая Жукова. Пленный был перепуган, побелел, как холст. Полицая обыскали и нашли пропуск в… Ленинград на парад на Дворцовой площади и пригласительный билет на банкет в «Асторию». Партизаны заволновались. Никто из них не верил, что немцы захватят Ленинград, но все знали, как тяжело ленинградцам, знали, что в осажденном городе голод.

«Нужно помочь Ленинграду.» - сказал Харченко в штабе.

«А как?» - спросил А.Г. Поруценко.

«Собрать продовольствие, погрузить на самолеты и…» - предложил Харченко.

Поруценко одобрительно кивнул головой [3].

Вновь заговорили о помощи ленинградцам в ночь на 22 февраля 1942 г., накануне Дня Красной Армии, на партийном собрании в деревне Железница. Незадолго до этого сюда прилетел из Ленинграда начальник партизанского отдела политуправления Северо-Западного фронта Алексей Асмолов. Его рассказ об ужасах блокады партизан буквально потряс. Они и их семьи сами жили впроголодь. Но ленинградцам, о мучениях которых в своей глуши они не слышали, явно было еще хуже! Сход обсуждал, как помочь любимому городу и ленинградским детям.

Сбор продуктов для осажденного города - отдельная героическая эпопея. Как при отсутствии каких-либо средств связи донести эту идею до утопающих в снегу дальних деревень? Как организовать «агитационную кампанию», а потом сбор и перевозку продуктов так, чтобы об этом не узнали немцы?

Сегодня реальных участников тех событий остались считанные единицы. Все эти люди тогда были детьми. Один из них - ныне петербуржец Петр Тимофеевич Рыжов. Вместе с матерью он жил в партизанском лагере и был известен как талантливый исполнитель забористых частушек. На злобу дня сочиняли их сами партизаны, в хвост и в гриву костерившие при этом Гитлера и его приспешников. С таким репертуаром в составе импровизированной агитбригады и отправился семилетний Петя в «гастрольный тур».

Встречали, как он вспоминает, очень тепло. Люди отдавали свои скудные запасы, выкладывая у кого что было - мясо, зерно, крупы, мед. Делились последним даже жители сожженных деревень, открывая спрятанное в потайных ямах. Сами партизаны вскрыли свои схроны с продовольствием, рискуя оставить без необходимого себя и своих боевых товарищей...

Знали ли обо всем этом немцы? Разумеется, знали. Правда, поначалу они думали, что речь идет о переброске продуктов по воздуху. Мысль о том, что можно с обозом перейти линию фронта, была за гранью их самых смелых фантазий. Так или иначе, но за всеми участниками этой грандиозной акции началась настоящая охота.

В деревне Ясски пятеро парней собирали продукты. Отец одного их них донес немцам на его товарища. Того арестовали, а он рассказал о других. Предатель плакал, умолял освободить его сына. Но расстреляли всех пятерых.

Во время сбора продовольствия колхозники на своих собраниях высказали предложение послать письмо в Центральный Комитет партии. Эта идея была поддержана всем населением Партизанского края. «Пусть эти простые слова пройдут через линию фронта, достигнут стен Кремля, возвестят о делах и чувствах советских граждан, временно попавших под фашистское ярмо».

Так начиналось письмо, в котором рассказывалось о зверствах фашистов, о мужестве и патриотизме советских людей, не сломленных кровавым террором, о неутомимой борьбе с оккупантами. Патриоты, подписавшие письмо, клялись, что не сложат оружия до тех пор, пока хоть один оккупант останется на советской земле. «Кровавые фашисты, — говорилось в письме, — хотели сломить наш дух, нашу волю. Они забыли, что имеют дело с русским народом, который никогда не стоял, и не будет стоять на коленях». Это письмо было переписано на 13 ученических тетрадях и обсуждалось на тайных колхозных собраниях. Сборщики продуктов скрупулезно записывали - кто, что и сколько сдал. 13 толстых тетрадей с этими записями партизаны тщательно прятали. Подвиг простых людей, которые, не думая о себе, пришли на помощь осажденному Ленинграду, отражен в этих тетрадях. . Более трех тысяч советских людей по ту сторону фронта, не смотря на смертельную опасность для каждого, попади тетрадь в руки врага, поставили, не колеблясь, свои подписи.

Многие лишились жизни при сборе продуктов и подписей. Так, в деревне Великая Нива Сосницкого сельсовета во время собрания погибли председатель колхоза И. Смирнов, председатель сельсовета М. Воробьев и руководитель Волотовского антифашистского подполья Павел Афанасьевич Васькин.

Поначалу планировалось собрать сто подвод. Но собрали в два раза больше - 56 тонн разных продуктов. Отправляться решили от деревни Нивки. Груз, поделенный на части, до последнего момента хранился в соседних деревнях. Немцы, буквально идущие по следу, уже накануне отправления нагрянули в одну из них. Зашли в дом, где жила женщина с детьми, и потребовали выдать «склад». «Не скажешь - сгоришь». Сарай, где лежали продукты, был рядом, но она сказала, что ничего не знает. И они сожгли ее дом. Она с детьми стала жить в землянке, но бесценный груз был спасен.

Тронулись ночью 5 марта 1942 г. из деревни Нивки. Охрана - 60 партизан и 80 бойцов самообороны. Возчиков выбирали весом полегче, и потому среди них было много женщин и подростков. Для безопасности разбились на семь групп(сразу 250 подвод провести незаметно по дороге было невозможно),договорившись встретиться у самой линии фронта, у деревни Лапори. Всего двигалось 223 подводы (упряжки), которые везли 28 т муки и круп, 17 т мяса и сала, картошку, 14 пудов меда, масла, грибов - это была помощь Ленинграду от сельских жителей и 30 подвод с фуражом для коней. Кроме того, делегация везла 2 тыс. 125 рублей, собранных одновременно с продовольствием в фонд Красной Армии, письма правительству Ленинграда и И.В. Сталину, 13 тетрадей с подписями жителей Несломленного края.

Двигались только ночами, не разводя костров, чтобы обогреться, обсушиться и попить чаю. Путь был извилист - впереди шли разведчики во главе с Харченко, выбирая безопасные проходы. Пришлось идти даже через непроходимые Рдейские болота. «Спасли только морозы - было под 40. Но кое-где вода все равно проступала, и приходилось рубить деревья и делать гать, иногда вытаскивать из полыньи коней с грузом. Возчики ухаживали за своими лошадьми с нежностью и любовью: вытирали от пота, согревали на дневках своими фуфайками, на морду одевали мешок с фуражом для того, чтобы лошади не храпели и не дышали морозным воздухом – не простудились.

Маршрут Обоза по оккупированным территориям был извилист и смертельно опасен. Немецкие самолеты барражировали над всеми выездами из Партизанского края. Жестокая метель мешала и помогала возчикам: затрудняла дорогу саням, но и заметала путь, не давая обнаружить обоз врагу.

О движении обоза немцы узнали. На бреющем полете их самолеты прочесывали местность, пытаясь найти санный поезд. Пролетая над одной из деревень, где обоз остановился на дневку (подводы были спрятаны в ближайших лесах), летчики заподозрили неладное и «на всякий случай» обстреляли ее зажигательными пулями. Дома загорелись, но никто из партизан и местных жителей на улицу не выбежал. Решив, что деревня брошена, немцы улетели.

Путь в 125 километров занял неделю. Переходить фронт решили в промежутке между деревнями Каменка и Жемчугово, где у немцев не было сплошной линии обороны. На Большой земле обоз уже ждали. Накануне партизанская разведка соединилась с фронтовой. В назначенный час коридор шириной полтора километра оцепили автоматчики. Стремительно летящие сани преодолели рубежную дорогу Старая Русса - Холм. Немцы спохватились, лишь, когда обоз уже почти в полном составе был на той стороне. Завязался короткий бой, несколько лошадей были убиты, возчики их выпрягали и тащили подводы сами.

У линии фронта коридор для прохода обеспечили две группы партизан под руководством Михаила Харченко и Ивана Павлова. У Харченко - особая роль в беспрецедентной операции. Это он сумел так обеспечить охрану Обоза, что провел его словно в надежном коконе, обороняя сотни подвод с севера и востока. Харченко со своим вооруженным отрядом шел на расстоянии нескольких километров впереди. Где надо - отвлекал на себя противника, где надо - уводил немцев в сторону. Именно Михаилу Харченко пришла мысль увести Обоз в Рдейские болота.

А на финише рейда группа его бойцов - бывших студентов-лыжников института физической культуры имени Лесгафта - помогла "оседлать" шоссе, которое контролировали немцы.

И за шоссе Обоз ждали наши.

Воспоминания участников события опубликованы в книге Александра Асмолова "Фронт в тылу вермахта". По мнению оставшихся в живых участников Обоза сведения приведенные в книге является наиболее правдивыми и точными.

- Дожидались, когда будет потише. И в паузах протаскивали подводы, - вспоминает участник похода Кириллов. - Страшно было? Вроде и нет, все торопились очень. И все уцелели. Только в некоторых повозках лошадей ранило» [1, стр.117]

Воссоединение с советскими войсками состоялось 21 марта 1942 года. Обоз попал в расположение 8-й гвардейской дивизии.

Вот как об этом вспоминает боец Алексей Жердев:

«В ту ночь нас подняла стрельба за вражеской линией фронта. Не сразу мы поняли, что происходит. Вскоре на нейтралку пришла полковая разведка, а за ней двинулись минеры и стали вехами обозначать проходы в минных полях. И вдруг на "ничейной" земле показались крестьянские сани, запряженные лошадьми. Во весь опор они мчались к нашим окопам. Мы не верили своим глазам: ведь не танки - Обоз прорвал фронт!.." [2]

Обоз был направлен на железнодорожную станцию Черный Дор, здесь подводы разгрузили, 56 т продуктов сложили в 5 вагонов и доставили к берегу Ладожского озера. По Дороге Жизни они были переправлены в Ленинград на «полуторках». 29 марта 1942 года состоялась торжественная встреча делегации партизан с руководством города во главе с Н.А. Косыгиным. 19 марта, как пишет в своем дневнике боец 5-й Валдайской партизанской бригады Т. В. Игнатьев, они с друзьями узнали, что драгоценный груз уже прибыл в город. Ссылка Но только 21-го, после соответствующей радиограммы из Ленинградского обкома партии, из Партизанского края спешно выехала делегация партизан и колхозников. Она пересекла линию фронта в том же месте, где обоз, а потом уже с триумфом двигалась по Большой земле и 29-го прибыла в Ленинград. На станции Всеволожская ее торжественно встретило все городское руководство.

Продукты давно уже были в городе, но именно эта дата, 29 марта, теперь официально называется датой прибытия обоза – Днем Партизанской Славы. И именно этим 22 делегатам досталась вся благодарность восхищенных ленинградцев. Посланцы Партизанского края выступали на заводах и кораблях Балтийского флота, их торжественно принимал в Смольном первый секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Жданов. Они передали ему трофейный автомат и квитанцию о внесении в сбербанк 26 756 рублей и 80 копеек, собранных их земляками для нужд обороны. Вручили и 13 тетрадок - приветственное письмо с 3 тысячами подписей партизан и колхозников.

Ленинградская поэтесса Вера Инбер в благодарном послании писала:

Спасибо вам, товарищи и братья,

За все, что вы привозите ему,

Наш город заключает вас в объятья,

Вас прижимает к сердцу своему.

Он вас благодарит, великий город,

В гранитные одетый берега.

Спасибо вам. И хлеб ему ваш дорог,

И, главное, забота дорога.

Подарки ваши - их мы не забудем,

Вы жизнью рисковали, их везя.

Спасибо вам. Где есть такие люди,

Такую землю покорить нельзя.

30 марта делегация была на приеме членами Военного совета Ленинградского фронта, руководителями города в Смольном. Всех членов делегации Партизанского края наградили правительственными наградами.

Встречи с участниками делегации проходили в цехах оборонных предприятий – на Кировском, Балтийском, Металлическом заводах, на фабрике им. Урицкого и на заводе «Большевик», в воинских частях, на кораблях Балтийского фронта – линкоре «Октябрьская революция» и крейсере «Киров».. 5 апреля ленинградцы обратились с письмом к партизанам, опубликовав его в газете «Ленинградская правда». Это была благодарность за продукты, присланные из- за линии фронта. Вот строки из этого послания:

«В вашей пуле – особая сила,

В цель не может она не попасть.

Там, где вы, - там фашизму могила.

Там, где вы, - там Советская власть»

«… пройдут годы, но не забудется их подвиг. О делах партизан будут сложены прекрасные песни, ибо это – живая легенда, которую творит наш народ».

8 апреля 1942 г. был объявлен Указ Президиума Верховного Совета о награждении наиболее отличившихся в боях с захватчиками партизан и партизанок. Трем патриотам, в том числе и пулеметчику Второй Партизанской бригады Михаилу Харченко, за особо выдающиеся заслуги перед Родиной было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды Героя (№556) и Ордена Ленина (№6878). Награды Родины были вручены Герою в городе Валдай начальником политуправления Северо-Западного фронта бригадным комиссаром А.И. Ковалевским.

Партизанский обоз навсегда стал примером силы русского духа, побеждающего не только чужие армии, но и саму смерть. «Партизанский край» просуществовал до сентября 1942 года, когда в результате немецкой карательной операции были уничтожены деревни района, и партизаны ушли в другие районы.

Список литературы:

Асмолов А.Н. Фронт в тылу вермахта. – М: Политическая лит-ра, 1977. - 320 с.

Королькова Л. Сопровождал легендарный обоз, свидетель и участник тех далеких событий – Михаил Кириллович Кириллов] / Л. Королькова // Коммуна: газета Дедовичского района Псковской области. – 2012. – 4 мая. http://kommunanews.ru/obshestvo/soprovozhdal-legendarnyy-oboz-04-05- 2012. Обращение 11.10.2019 г.

Смирнов Г.К. Подарок Ленинграду. К 60-летию продовольственного обоза осажденному городу. – Порхов: 2002.- 25 с.

Почтовая марка с изображением М.С.Харченко.

М.Харченко – командир диверсионного отряда, охранявший бесценный груз. . Март 1942 года. Серболовские леса

Герой Советского Союза Михаил Семенович Харченко, пулеметчик отряда «Грозный», командир диверсионного отряда имени Бундзена Второй Ленинградской Партизанской Бригады. Апрель 1942 г. Город Валдай.

Партизанский обоз отправился из деревни Нивки 5-го марта 1942 года.

Прибыл в Ленинград 29 марта 1942 года.

Встреча ленинградцев с делегатами Партизанского края.

30 марта 1942 года. Дворцовая площадь

Мемориальный комплекс Партизанскому обозу в деревни Нивки.

Март 2017 года

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области