Тема «Как привить любовь к книге у младших школьников»
Выступление на педагогическом совете. Учитель Бесхмельнова С.Г.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
Василий Александрович Сухомлинский
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители.
А наша задача – помочь им в этом.
Поэтому крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге считаю сотрудничество с родителями.
Основной целью сотрудничествас родителями является:
Содействие воспитанию любви и интереса ребенка к книге, просвещение и настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.
Для достижения поставленной цели в практике своей работы использую различные формы работы с родителями:
Информационно – аналитические формы работы с родителями
Это анкетирование, проведение опросов
Данные формы работы позволяют изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснить образовательные потребности родителей.
Познавательные формы работы с родителями
Содействовать воспитанию любви к книге и чтению помогаютиндивидуальные и групповые консультации,родительские собрания на темы : «Роль чтения в жизни ребенка»,«Книга в семье: что и как читают наши дети», « Методы организации домашнего чтения»,«Развитие интереса к чтению у младшего школьника.»
Важной формой работы по формированию интереса детей к чтению являются семинары – практикумы. Например, на семинаре - практикуме на тему «Учим стихи с детьми», родителям предоставлялась информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи.По ходу встречи родители участвовали в практическом выполнении заданий – прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений.
Интересной формой работы является работа над проектом.В классе сложились совместные проекты учитель – родители – ученики.(Например, проекты на темы: «Моя любимая книга», «Читают ли школьники книги»,«Макеты диафильмов» к произведениямК.Г. Паустовского.
Интересны и актуальны темы творческих проектов,которые можно порекомендовать для работы с детьми :
1.Библиотека моей семьи.
2.Любимые литературные произведения моей семьи.
3. Книги, которые передаются в семье по наследству.
4.Уникальная книга моей семьи.
5. Роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека.
Досуговые формы работы с родителями
Чтобы сформировать читательский интерес у детей младшего возраста, необходимо заинтересовать их. С этой целью провожу в классе познавательные и литературные игры: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», КВН по сказкам, «Путешествие в глубь строки».
Такие встречи проходят интересно и несут в себе большой эмоциональный заряд.
Особенно понравился детям конкурс, проведенный вместе с родителями «Папа, мама, я – читающая семья». Этот конкурс помог родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание родителей на то, что читают дети.
Во время проведения конкурса была организована выставка книг, которые читают в семье, родители вместе с детьми инсценировали сказку, участвовали в конкурсе «Продолжи стихотворение». Была в программе литературная викторина, аукцион пословиц о книге и чтении, поэтический турнир, соревнование в семейном скорочтении скороговорок.
Проведенный праздник «Посвящение в читатели» помог мне в том, что все дети стали читателями школьной библиотеки, а родители в подарок приготовили интересные детские книги, пополнив классную библиотеку.
Традиционным в классе стало КТД "Книги своими руками"
В процессе создания книг, дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом и иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе.
Наглядно – информационные формы работы с родителями
Для развития читательского интереса у учащихся класса, родителям выдаютсяинформационные памятки , буклеты, а так же памятки для детей, с опорой на которые родители могут контролировать, правильно ли ребёнок читает и работает с содержанием прочитанного литературного произведения.
Привитие любви к книге процесс деятельный,системный. Вашему вниманию в качестве примера представляю план совместной работы учителя и родителей на год, в котором сочетаются разные формы работы по привитию интереса к книге.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки |
1. | Диагностика учащихся и родителей по проблеме | Анкетирование | Сентябрь Май |
2. | Марафон родительских собраний | Круглый стол, дискуссия, лекция, просмотр видеофильма | В течение года |
3. | Акция родителей “Подарим библиотеке книжки” | Акция | Октябрь |
4. | Семейный поэтический конкурс «Русским поэтам посвящается. Серебряные родники России» | Конкурс чтецов | Ноябрь |
5. | Встреча с интересными людьми | Беседа с библиотекарем | Декабрь |
6. | Книжкин дом | Экскурсия в книжный магазин | Январь |
7. | Любимые произведения семьи | Проект- презентация | Февраль |
8. | По дорогам сказки | Литературная семейная викторина | Март |
9. | Книга в моей семье | Конкурс семейных мини- сочинений | Апрель |
10. | Читаем вместе в школе и в семье | Семейный праздник, подведение итогов | Май |
11. | Встреча с учителем | Индивидуальные и групповые консультации для родителей | В течение года |
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что данная работа даёт положительные результаты. Дети становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса, что позитивно отражается на их успехах. Родители тоже не остаются в стороне, становятся партнёрами учителя, школы. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию, общению, привитию любви и интереса к книге.