Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок в 5 классе по теме "Словосочетание"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: «Словосочетание»

5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Задачи: научить выделять словосочетания в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.

Предметные результаты:

Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планирование и регуляция своей деятельности, умение принимать

решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Оборудование: Учебник

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка.

Урок я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть 100 раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.

Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».

Напомню вам правила игры:

Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.

1.Главные члены предложения –это подлежащее и сказуемое (да).

2.Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят (да)

3.Совокупность правил об употреблении знаков препинания называется синтаксисом(нет) пунктуацией.

5.Имя существительное обозначает признак предмета (нет) предмет

6.Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными (да)

7.Глагол обозначает действие предмета (да)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1.На экране вы видите фотографии с изображением озера Байкал.

-Что вы видите на экране? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)

- Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)

- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.)

Итак, определим тему и цели урока.

Перепишите в тетрадь эти словосочетания.

Осенью старый дуб сбрасывал с шумом свои жёлтые листья и жёлуди.

Найдите все возможные словосочетания в этом предложении.

Старый дуб, осенью сбрасывал, желтые листья , сбрасывал с шумом, свои листья, сбрасывал листья, сбрасывал желуди

Какие слова остались?

Дуб сбрасывал, листья и желуди

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

Составление кластера

Словосочетаниями не являются:

Сочетание подлежащего и сказуемого

Однородные члены предложения

физкультминутка

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Упражнение 128

Работа в парах.

Задание даётся на листочках по вариантам. Выбери только сочетания слов, которые являются словосочетаниями, запиши их номера.

В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

В -2. Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.

1. Мы перебрались.

2. Через овраг.

3. Лесной овраг.

4. Перебрались и вышли.

5.К небольшой речке.

6. Вышли к речке.

1. Летом и осенью.

2. Белки сушат.

3. Сушат летом.

4. Сушат осенью.

5. Сушат шляпки.

6. Шляпки грибов.

7. Запасливые белки.

ТОЛЬКО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!

Проверь!

В -1.\ 3, 5, 6.\

В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/

Итог урока.

Игра «Светофор»

Лист падает _

Падает тихо+

Желтые листья+

Красные и желтые_

осень

А теперь обратите внимание на высказывания.

1.Как приятно знать, что ты что-то узнал.  (Мольер)

2.Я знаю, что я ничего не знаю.  (Сократ)

3.Познание начинается с удивления (Аристотель)

 4.Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и  я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну.  Конфуций

-Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке?

«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Антуан де Сент-Экзюпери

Шкала самооценки:

«!» - знаю и умею применять;

«?» - не уверен в своих знаниях, есть вопросы. 

Прочитать §50 стр. 126, выписать из басни И.А.Крылова 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области