Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Групповая консультация для родителей ЗАТО г. Североморск
на тему
«Родитель-подросток: как жить в согласии. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
(МБОУ СОШ №1 ЗАТО г. Североморск,
МБОУ СОШ №7 ЗАТО г. Североморск)
Ведущие специалисты ГОБУ МО ЦППМС-помощи:
начальник центра по профилактике
правонарушений несовершеннолетних Плиска А. В.
педагоги-психологи Малышева И.С.
Североморск,
12.09.2019г.
18.09.2019 г.
Ход собрания:
Слово предоставляется начальнику Центра по профилактике правонарушений несовершеннолетних А.В. Плиска.
Приветственное слово.
Информирование участников встречи о деятельности ГОБУ МО ЦППМС-помощи, основными направлениями работы специалистов Центра по профилактике правонарушений.
Основные вопросы, с которыми родители могут обратится к специалистам Центра по профилактике правонарушений несовершеннолетних ГОБУ МО ЦППМС-помощи:
нарушение детско-родительских отношений;
подростковый кризис;
агрессия и аутоагрессия;
лживость;
воровство;
капризы и негативизм у детей;
низкая школьная мотивация;
неврозоподобные состояния;
низкая самооценка, тревожность, застенчивость;
страхи;
сексуализированное поведение у подростков;
сексуальное насилие несовершеннолетних;
профориентация несовершеннолетних.
Контакты центра.
Основная часть
В Российской Федерации одним из основных национальных приоритетов является обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
Указом Правительства Российской Федерации 2018–2027 годы объявлены «Десятилетием детства»
В целях повышения уровня Вашей компетентности по вопросам взаимоотношения с детьми и профилактике правонарушений проводится сегодняшняя встреча.
Подросткам, вступающим в мир взрослых, требуется очень много времени и усилий для адаптации к окружающим условиям. Процесс адаптации к новым условиям всегда проходит достаточно болезненно, но от того, насколько подросток способен приспособиться к изменяющимся условиям с минимальными потерями для своего «Я», зависит его эмоциональное и психическое здоровье. Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современном обществе. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот процесс подтверждает и тот факт, что в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Основными видами преступлений продолжают оставаться: угон автотранспортных средств, кражи и грабежи. Причинами подростковой преступности является стремление к материальному обеспечению, самоутверждение, отсутствие контроля со стороны родителей, а также асоциальная направленность личности. Кроме того, отмечается преобладание у несовершеннолетней низкой культуры досуга, потеря интереса к учебе и школьной жизни и, как следствие, происходит попадание в разряд проблемных учеников, ненужность в классном коллективе. Серьезный дефицит семейного внимания, уважения к несовершеннолетнему, отчуждение взрослого сообщества от детей, не включенность в различные сферы деятельности общества, в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые, отсутствие доверия осложняют социальное созревание несовершеннолетних, способствуют выработке иждивенчества, потребительской позиции, социальной пассивности, росту цинизма, потере уважения к важнейшим человеческим ценностям.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio — отклонение) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности), вызывающее осуждение у педагогов, родителей;
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений детско-родительских отношений.
Как наладить общение с подростком, насколько опасны гаджеты, почему когда-то миленькие дети стали вредными и упрямыми, и когда это пройдет Вам расскажет педагог-психолог ГОБУ МО ЦППМС-помощи Малышева Ирина Сергеевна.
Выступление педагога-психолога ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Малышевой И. С.
Одна из основных проблем, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями, ведь подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия становятся явными.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую, конфликтную ситуацию.
А сейчас предлагаю Вам рассмотреть более подробно ситуации, с которыми Вы сталкиваетесь в общении с детьми:
(Слайд 1)
Ваш ребеночек стал чужим
Подростковый период – это время так называемого возрастного «кризиса». Интенсивно происходит перестройка организма – физически, эмоционально и личностно.
За три-четыре года меняется тело, идет активное становление в социальной сфере, значимее становятся сверстники, а не семья. Дети хотят отделиться от семьи, родителей, всего того, что диктует мир взрослых, в то же время максимально хотят копировать старших.
Не стоит переживать: отделение носит символический характер. Они «уходят для того, чтобы вернуться».
Вспомните свои подростковые переживания, клятвы никогда не быть похожими на «этих» взрослых, и какие наблюдения о себе можно сделать сейчас? Родителям бывает страшно отпускать и доверять ребенку, потому что им кажется, что ребенок дезориентирован, зачастую родители его могут «не узнавать» – еще вчера был «наш ребеночек», а сегодня как незнакомый. Родителям подростков важно пересмотреть особенности воспитания и стараться искать новые возможности договориться, вместе обсуждать способы сотрудничества.
(Слайд 2)
Ребенок – тоже человек. Дайте ему возможность думать самому
Первый признак подросткового кризиса – ребёнок начинает обесценивать то, чему учили родители, и зачастую остается с внутренней пустотой, если родители не учили его находить свои смыслы (а в основном вкладывали в его голову свои мысли), самому размышлять о себе и мире вокруг. Бывает, воспитание в стиле «инструкции» – когда родители во всем помогут, все объяснят и всюду направят. Другая сторона этого, что родители бояться предоставить ребенку возможность самому подумать о себе и ситуации, самому нести ответственность за результат своих действий или бездействий.
Поэтому очень важно с первого класса задавать ребенку «вопросы-размышления», не спешить быстро все урегулировать и уладить – «Как ты сам/а это понимаешь? Что ты сам/а про это думаешь? Как ты мог/ла бы справиться с похожей ситуацией в следующий раз?
Протекание подросткового возраста тоже очень индивидуально – ребенок может активно выносить внутренние перестройки и проживать их в себе; или изменения проживаются глубинно, не очень заметно для окружающих. Многие подростки проживают этот период защищаясь депрессией или негативизмом.
(Слайд 3)
Чрезмерная забота и опека – медвежья услуга
Подростковый возраст теперь начинается раньше, у некоторых предпосылки могут быть заметны с 9 лет. И, несмотря на то, что акселерация активно заявляет о себе, ограничений в интенсивном проявлении своего взросления стало больше. У детей меньше возможностей нести ответственность за себя и свою жизнь, учиться самодисциплине и планированию.
Чрезмерная забота и опека родителей делает свое дело – «медвежью услугу».
У многих детей нет возможности просыпаться с помощью будильника, учиться самостоятельно готовить завтрак, самому добираться до школы, на тренировки, выполнять домашние задания – жизнь родителей подчинена ритму их детей. И чем дольше происходит такое «благо», тем меньше возможностей взрослеть, дети на долгое время остаются инфантильными и мир вокруг воспринимают с позиции: «все для меня и во имя меня».
(Слайд 4)
Гаджеты: сила в воображаемом мире
Подростку необходимо пространство, где он себя чувствует всемогущим и контролирующим. И они находят такие возможности в воображаемой, виртуальной жизни, потому что там они чувствуют себя такими, какими хотят себя видеть. И конечно, с интенсивностью переживаний виртуального мира мало что может сравниться, кроме искренних, теплых взаимоотношений, чувства нужности и ценности себя.
Возможно, многим родителям трудно проводить время «просто вместе» со своим ребенком, они больше нацелены на «дело».
Может, это родители того поколения, когда все сделанное должно быть полезно; в детском опыте таких родителей их родители проводили с ними мало времени, так как много работали и т.д, дети были предоставлены сами себе, сами организовывали свой досуг. Хотя, по сути, игра была и остается важным компонентом психического развития ребенка, и выбор каждого родителя – как дозировать виртуальную игру и давать возможность для игры реальной. Индустрия развивающих и настольных игр предлагает большой выбор на любой вкус.
(Слайд 5)
Ничего не хочу: потеря смыслов и чувство пустоты
Одна из «острых» тем этого возраста – потеря смыслов, чувство пустоты, бессмысленности происходящего. Подростковые депрессивные состояния – распространённое в наше время явление. Подросток отказывается от активности только в том случае, когда все его предыдущие действия потерпели крах, когда его не услышали или он чувствовал себя безнадежно ненужным.
Эта тема про неразделенность во взаимоотношениях – с родителями, со сверстниками, со своими ощущениями и понимания себя.
Многие подростки легче проживали свои подростковые годы, если бы имели возможность самоутверждаться за счет полезных, конструктивных поступков (например, иметь возможность самостоятельного заработка, реализации своих творческих способностей и т.д.). Тогда они имеют возможность заявить о себе реальными делами, а не через свои «теневые стороны», расписывая стены зданий в городе.
(Слайд 6)
Передайте ребенку право «контролера»
Дети из благополучных семей могут играть на скрипке или посещать кружки, но в отсутствии родителей начинают себя вести отвратительно. Почему так происходит? Потому что важная функция родителя – постепенно передавать ребенку навык «контролера, направляющего, регулирующего и наполняющего смыслами», то есть отдавать ответственность за свою жизнь, за ее планирование, встречу с последствиями действий или бездействий ребенка. В наше время многие родители так много хотят дать своим детям, что забывают подумать – где заканчивается родитель и начинается ребенок. То есть «что я хочу для ребенка, значит, то для него и лучшее».
Но очень важно, чтобы ребенок сам участвовал в выборе своей жизни – учился понимать, что для него самого важно, и почему.
И иногда стоит вовремя завершить занятия скрипкой лишь потому, что ребенок перерос это и хочет попробовать себя в другом деле. Но у многих родителей есть страх, что если они разрешат ему бросить музыкальную школу, то это научит ребенка не доводить дело до конца. Хотя, для многих детей — это может оказаться подтверждением, что я сам по себе не важен, важен мой результат. Для многих детей — это время эмоционального насилия над собой и закатывания своих потребностей под асфальт жизненных принципов.
И когда дети вырываются на волю, они начинают отыгрываться за все, чему натерпелись за годы взросления.
(Слайд 7)
Причины агрессии
Симптом один, а причины агрессии разные – это и неуважение к пространству другого (потому что нет опыта уважения к моему пространству), отыгрывание накопленной злости в более безопасной обстановке – дома с родителем не могу, а в троллейбусе незнакомому – с радостью. Родителям стоит проанализировать – какие отношения доминируют в семье, что можно сделать своими силами, чтобы у ребенка был пример мирного общения и умения справляться со злостью, не причиняя вреда ни себе, ни другим.
(Слайд 8)
Дети – продолжение родителей
Безусловно, дети являются продолжением своих родителей, как хороших, так и скрытых от глаз других качеств, их моделей поведения. Когда родитель постоянно говорит о том, что врать плохо и требует максимальной честности от своего ребенка, но при этом ребенок время от времени наблюдает картину, когда мама просит папу на чей-то телефонный звонок сказать, «что она еще на работе», то это двойные стандарты. Очень важно, чтобы родители были максимально честны к себе, видели себя во всех своих проявлениях. Чем больше расхождений реального себя и образа себя как родителя, тем больше трудностей и психосоматических симптомов может быть у ребенка.
(Слайд 9)
Всем детям нужны родители
Подросткам, несмотря на внешнюю изоляцию от взрослого мира, родители нужны вдвойне. Потому, что это время большой нестабильности, потери ранее полученных знаний о себе. Подростку очень важно получать обратную связь от взрослых – слышать про свои успехи и неудачи. Получать поддержку.
Конечно, любить и поддерживать подростков очень непросто.
Потому что они очень амбивалентны и противоречивы, договориться с ними бывает невозможно. Но родителям важно помнить: все, что вы наблюдаете в его поведении – это показатель того, как у него обстоят дела в его внутреннем пространстве – в его мыслях и чувствах, в его мнении о себе и о мире в целом. «Уроки сделал, шапку одел?» – этот формат коммуникации уже не объединит вас с ребенком. Но если подросток будет видеть и слышать от вас другую заинтересованность и заботу о нем – «Как ты сегодня справился со всем, что происходило? Что было самое трудное? О чем были мысли? Какая мелодия крутилась в голове?» – то это будут вопросы-мостики, которые могут вас сближать. Вопросы, связанные с результативностью, успешностью, выбором профессии и про будущее – могут быть провальные.
Вопросы, связанные с его мыслями о себе, о своих ограничениях и тревогах – очень важны.
Спросите его: «есть ли что-то, о чем мы с тобой ещё не говорили? Ты быстро растешь, я могу не успевать за тобой… А мне важно, чтобы у нас сохранялись отношения. Даже когда кажется, что это невозможно…». Не просите сразу много от ребенка, покажите на своем примере, что значит сотрудничать, слышать, быть рядом и в радости, и в горести.
(Слайд 10)
Памятка для родителей
• Ребенка хвалят - он учится быть благородным
• Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей
• Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире
• Ребенка поддерживают - он учится ценить себя
• Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть
• Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины
• Ребенка высмеивают - он становится замкнутым
• Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным