Занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в волшебную страну»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать и расширять словарный запас.
-Закреплять у детей умение образовывать форму множественного числа существительных, подбирать слова с противоположным значением, умение использовать в речи обобщающие слова.
-Упражнять детей в умении отвечать на вопросы.
Развивающие:
-Развивать артикуляционный аппарат, слуховое внимание.
Воспитывающие:
-Воспитывать любовь к народному фольклору (сказкам).
Оборудование:
Лепестки ромашки, магнитная доска, мяч, иллюстрации из сказок, конверты, следы.
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность детей | Методические комментарии |
- Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы Ромашка». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. -Давайте прочтем его. «Здравствуйте дети, пишет вам фея; злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой любимый цветок. Он забрал у него все лепесточки. Чтобы расколдовать цветок, вы должны выполнить несколько заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста». -Ребята, поможем фее расколдовать цветочек? - Угадав загадку, вы узнаете, о каком цветке идёт речь. Жёлтое солнышко в белых лепестках,Жёлтое солнышко светится в лугах.На поляне летней — только посмотри —Выросли цветочки с солнышком внутри. - А вот и тот самый цветок, посмотрите какой он скучный, некрасивый. - Ребята, посмотрите, кто-то оставил свои следы, может это злой волшебник. Я предлагаю вам пойти по следам, возможно, они нас приведут к заданиям. - А вот и первое задание, сейчас узнаем, какое. 1.«Скачет сито по полям А корыто по лугам, За лопатою метла Вдоль по улице пошла» -Какое же горе случилось с Федорой? -Почему это произошло? 2.«У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего» - Какие животные звонили и просили помощи? - О какой помощи просил носорог? - Что случилось с бегемотом? Слушаем следующую загадку: 3.В сказке лисонька плутовкаобманула зайку ловко,Из избушки выгнав прочь.Плакал зайка день и ночь.Но в беде ему помогодин смелый петушок. -Какие избушки построили заяц и лиса? -Почему лиса выгнала зайку? -Кто помог зайцу выгнать лису из его домика? 4.«Нам не страшен серый волк Серый волк, серый волк Где ты ходишь, глупый волк Старый волк, страшный волк?» -Как звали поросят из сказки? -У кого был самый прочный дом? -Из чего был построен дом у Наф – Нафа? - Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием, один лепесток мы нашли. Давайте поспешим дальше. А вот ещё один конверт. 2лепесток Дидактическая игра "Назови ласково". - Я вам буду называть слова, а вы должны произнести их ласково. гриб лист ветка куст ягода трава птица ёлка цветок дождь солнце - Молодцы ребятки, вот вы и справились со вторым заданием. Сколько у нас теперь лепестков? -Идём дальше. 3 лепесток Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». - Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением. Муравей маленький – слон? Днём светло – ночью? Зимой холодно – летом? Камень тяжёлый – пух? Подушка мягкая – стол? - Молодцы ребятки, и это задание вы выполнили. - У нас появился ещё один лепесток. - Движемся дальше. 4 лепесток Дидактическая игра «Один – много». - А сейчас давайте поиграем; я буду кидать вам мяч, и называть один цветок, а вы называете много, и возвращаете мне мяч. Роза Тюльпан Ромашка Колокольчик Одуванчик Лилия Подснежник Ландыш Василёк Астра Гладиолус Георгин Гвоздика Мак - Идём дальше. 5лепесток - Ребята! Как вы думаете, из какой сказки эти картинки? - Почему вы решили, что это сказка «Красная шапочка» - Давайте разложим картинки по порядку - Вы такие молодцы, вспомнили сказку от начала и до конца. Вот мы и с этим заданием справились. - Продолжаем наш путь дальше. 6 лепесток Дидактическая игра: "Назови одним словом". - Давайте поспешим выполнить следующее задание. - Я буду перечислять слова, а вы должны назвать их одним словом. - Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза. - Берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь. - Скворец, снегирь, синица, дятел, воробей, ласточка. - Брусника, земляника, малина, смородина, клубника. - Ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек, астра. - Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик. -Молодцы, вы справились и с последним заданием. Посмотрите, сколько у нас лепестков, давайте их вернём ромашке. -Но для этого нам нужно вернуться в группу. Произнесём волшебные слова: Ножками потопаем, В ладоши мы похлопаем. Покружимся, повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глазки закроем, скажем «Пока»! В группу нам возвращаться пора! - Ребята, вам понравилось помогать фее? -Давайте вспомним, какие задания мы с вами выполнили, чтобы вернуть ромашке лепесточки. Фея, которая написала вам письмо, благодарит вас, что вы помогли ей справиться с волшебством и дарит вам на память свой любимый цветок. | -Да -Ромашка - «Федорино горе» -От неё убежала посуда. - Потому что она её не мыла. - «Телефон» - Слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру, носорог. - Спасти бегемота. - Он провалился в болото. - «Заюшкина избушка» - Лиса – ледяную, а заяц – лубяную. - Потому что её избушка растаяла. - Зайцу помог петушок. - «Три поросёнка» Ниф - Ниф, Нуф - Нуф и Наф – Наф) - У Наф - Нафа - Из кирпича Грибочек Листочек Веточка Кустик Ягодка Травка Птичка Ёлочка Цветочек Дождичек Солнышко - Два лепестка большой) темно) (тепло) (лёгкий) (твёрдый) Розы Тюльпаны Ромашки Колокольчики Одуванчики Лилии Подснежники Ландыши Васильки Астры Гладиолусы Георгины Гвоздики Маки - «Красная шапочка» - Девочка в красной шапочке, волк, бабушка, и т.д. - Насекомые - Деревья - Птицы - Ягоды - Цветы - Дикие животные (звери) Ножками потопаем, В ладоши мы похлопаем. Покружимся, повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глазки закроем, скажем «Пока»! В группу нам возвращаться пора! - Да | Создание проблемной ситуации. Разгадывание загадки Цветок прикреплён на доске. Идём по следам Дети угадывают сказки, отвечают на поставленные вопросы. Умение произносить слова ласково. Умение подбирать слова с противоположным значением. Умение образовывать форму множественного числа существительных. Беседа по картинкам. Учить высказываться, не перебивая друг друга. Умение использовать обобщающие слова. Рефлексия. Каждый ребёнок получает по цветочку. |