МБДОУ Апастовский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
«Знакомимся
со своим
телом»
Конспект НОД
в старшей группе
Воспитатель Гатауллина Г.И.
Цель: знакомить детей со строением человека. Формировать сознательное отношение к своему здоровью. Учить видеть связь между необходимостью соблюдения правил гигиены и возможными заболеваниями. Воспитывать заботливое и осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: Демонстрационный плакат «Тело человека». Куклы Саша и Ваня. Иллюстрации или фотографии людей разного пола, возраста и рас; близнецов. Вырезанные из бумаги изображения частей тела, клей, кисти, лист бумаги формата А4, фломастеры – на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Подходя к зеркалу, каждый из вас видит себя, свое тело. Что же такое тело человека, из каких частей оно состоит?
Проводится игра «Мое тело». Воспитатель называет части тела, дети выполняют соответствующие движения. Например:
головушка соловушка (гладят себя по голове;
ручки-хватучки (хватательные движения кистями рук);
спинка-тростинка (распрямляют спину);
ножки-сапожки (топают) и т.д.
по окончании игры воспитатель предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть плакат «Тело человека».
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Это тело человека.
Воспитатель: Я буду называть части тела и их отделы (локоть, колено, плечо, ступня, ладонь, шея, бедро), а вы покажете, где они находятся.
Дети выполняют задание, затем садятся за столы.
Перед вами на подносах вырезанные из бумаги изображения частей тела. Вы должны собрать из них и наклеить на лист бумаги изображение всего тела человека.
Дети выполняют аппликацию.
Каких деталей не хватает на вашем изображении?
Дети: Глаз, носа, рта, волос.
Воспитатель: Возьмите фломастеры и дорисуйте их.
Дети дополняют изображение и раскладывают готовые работы на демонстрацинном стенде.
Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются эти человечки? (Ответы детей.)
Посмотрите на картинки (показывает). Чем отличаются изображенные здесь люди?
Дети: Среди них есть мужчины, женщины и дети. Это люди разного возраста, роста. Среди них есть люди полные и худые. У них разный цвет кожи.
Воспитатель: Правильно! Кроме того, люди отличаются цветом глаз и волос, формой носа, ушей и губ, длиной рук и ног. Так много отличий – все не перечислишь! Одинаковых людей не бывает. Но иногда мы встречаем людей, очень похожих друг на друга, их называют близнецами. (Показывает иллюстрацию с изображением двух пар близнецов: двух сестер и двух братьев.) но даже у них есть незначительные различия во внешнем виде, например родинки. А характеры близнецов могут быть совсем разными.
Давайте пригласим наших приятелей Сашу и Ваню и попробуем сравнить их (выставляет кукол на стол).
Саша и Ваня: (за них говорит воспитатель). Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Саша и Ваня, можно, ребята рассмотрят вас и расскажут, чем вы похожи и чем отличаетесь?
Ваня: Конечно! Это будет очень интересно!
Дети: Ваня выше Саши. У Саши лицо круглое, а у Вани вытянутое. У Саши черные волосы, а у Вани желтые. У Саши руки и ноги короче, чем у Вани. У Вани нос длинный, а у Саши короткий.
Саша: Какие мы, оказывается, разные! Как внимательно вы нас рассмотрели!
Ваня: Саша, почеши мне, пожалуйста, спину. Да и голова у меня что-то чешется, и живот…
Саша: Ты наверное, давно не мылся?
Ваня: Нет, я мылся…недавно, две.., нет, три недели назад!
Саша: Разве так можно! Ведь мыться нужно каждый день, а голову мыть 1-2 раза в неделю.
Ваня: А зачем?
Воспитатель: Дети, объясните Ване, для чего необходимо мыться?
Дети: Чтобы быть чистым, здоровым и не бояться микробов.
Ваня: Ну ладно, я буду принимать душ, зато можно будет по утрам не умываться?
Саша: Ты не прав! Умываться надо обязательно! Ребята, для чего мы умываемся?
Дети: Чтобы хорошо выглядеть, чувствовать себя бодрым, чтобы кожа была чистой и здоровой.
Ваня: А я не знал… (кашляет).
Саша: Мы с тобой позавчера виделись, ты был здоров, почему же ты теперь кашляешь? Что ты вчера делал?
Ваня: Вчера я играл на балконе, пускал бумажные самолетики. Было так здорово!
Воспитатель: Ты что же, раздетым выходил на балкон и простудился?
Ваня: Нет, я очень тепло одет: в шубе, шапке. Вот только ноги замерзли, я забыл на ноги одеть.
Воспитатель: Эх, Ваня! Разве так можно! Разве ты не знаешь, для чего нужны одежда и обувь?
Ваня: Конечно, знаю! Для красоты!
Воспитатель: Красивая одежда – это конечно, хорошо. Ребята, расскажите Ване, для чего еще люди одеваются.
Дети: Для того, чтобы не мерзнуть, когда холодно; чтобы не получить солнечные ожоги в жару; для защиты от ветра, дождя, снега.
Воспитатель: Правильно! А есть еще и специальная одежда. Люди, занимающиеся разными видами спорта, надевают наколенники, наколотники и шлемы, чтобы не повредить руки, ноги и голову во время тренировок и соревнований.
Специальная одежда есть и у представителей многих профессий. Например, космонавты и водолазы надевают скафандры, пожарные – костюмы из огнеупорной ткани, противогазы и каски. Приведите еще примеры использования людьми специальной одежды.
Дети: Врачи, парикмахеры, продавцы, рабочие, строители.
Саша: А теперь поиграем. Мы с Ваней будем давать вам задания, а вы их выполняйте!
Саша и Ваня (по очереди):
- возьмитесь правой рукой за левое ухо;
прикоснитесь правой рукой к левому колену;
поднимите левую ногу;
согните обе руки в локтях;
наклоните голову вперед. И.д.
Дети выполняют задание.
Саша и Ваня: Вас не запутаешь! Молодцы! Пришло время прощаться. До свидания, дети! До новых встреч!
Дети: До свидания!
Дети исполняют выученную любимую песню.