Интегрированное экологическое занятие
«Заповедной тропою»
Разработала, воспитатель МКДОУ Д/с «Ягодка» с Ванавара Э.М.Р.–Зубарева А.Г.старшая группа
Цель занятия:Познакомить детей с заповедниками России и нашего района
Задачи:
Образовательные:Познакомить детей с заповедниками Сибири и дальнего востока. Рассказать, что такое заповедник. Показать какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем Тунгусском заповеднике.
Развивающие:Классификация обитателей нашего леса. Обогащение словарного запаса: «Заповедник, тайга» Закрепить последовательность цифр до 5, названия дней недели и их последовательность. Поупражнять в рисовании природы и аппликации
Воспитательные: Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. Побуждать желание побывать в этом месте.
Развивающая среда: Книги о Тунгусском заповеднике, карточки с обитателями леса, фотоальбомы, пейзажи природы, слайды презентации.
Ход занятия:Дети рассматривают картины о природе .
Воспитатель: - Обратите внимание, какие пейзажи! Какие прекрасные реки, болота, горы и сопки.Сколько, много леса, куда ни глянь везде лес и лес, а вот, как называется наш лес, мы сейчас узнаем у белки, которая грустная сидит на дереве, потому что нечаянно уронила связку грибов. Давайте поможем нашей белочки развесить грибы с цифрами по порядку от 1-5. И если мы правильно сделаем, то перевернув, их мы сможем прочитать, как называется наш лес? Читаем слово - ТАЙГА - Правильно такой лес – тайга и наш посёлок находится в тайге. А кто знает, как называется наш посёлок?(ответы )
Предлагаю сесть на лавочку
Пальчиковая гимнастика с бумагой «Шорох»
Воспитатель:-Ребята, природа имеет, важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то без чего жить невозможно. А без чего именно, подскажут наши загадки.
1.Ну–ка, кто из вас ответит Не огонь, а сильно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт? (Ответы детей) - Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? 2. Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь Он не видимый и всё же, Без него мы жить не можем? – А без воздуха мы можем прожить? (ответы)
Дыхательная гимнастика
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, растения, животные – всё это природа. -От природы зависит жизнь человека.-А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Ответы (Да- люди сажают деревья, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки) -А может ли человек губить природу? Ответы (Они загрязняют реки, вырубают леса, истребляют животных и.т.д) -Да ребята люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. -К сожалению очень много примеров, когда человек наносил огромный вред природе. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. (звери, рыбы, птицы, насекомые, растения)
- Но замечательно то, что люди умеют исправлять свои ошибки. Более 100 лет назад в нашей стране был принят закон, который позволил создать заповедники. Сейчас их 101. –Что же такое заповедник? (ответы детей)-Да, заповедник-это место, где охраняется государством природа. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, грибы, ягоду, ловить рыбу, убивать животных, птиц. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомят с красотой и богатством земли.
Показ слайдов«Заповедников Сибири и дальнего востока»
Аутотренинг:Ребята закройте глаза, расслабитесь, мы с вами отдохнём: Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок. Я вздыхаю его чистый свежий воздух. Поют песни птицы, сидящие на ветках деревьев.Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром заповедника. Я хочу жить в мире с природой.
-Ребята, а вы знаете, что у нас в Эвенкии, на нашей малой родине постановлением правительства 9 октября1995 года то же был создан заповедник.(слайд 1)
Расположен он в 70 километрах от села Ванавара, где много лет назад упал Тунгусский метеорит(слайд 2)
Называется он Тунгусский потому что граничит на юге с рекой Подкаменная -Тунгуска (слайд 3-карта)
Прочитать стихотворение Черникова В.М.(слайд 4)
-А вы хотите побывать в заповеднике?-Давайте выберем маршрут (слайд 5)
-А ,что значит,маршрут рассчитан на 7 дней? как можно сказать по другому? (1 неделя) Назовите по порядку эти дни? (ответы детей)
-И так мы полетим сначала на вертолёте (летим) А дальше нам нужно идти пешком, но хотя по календарю уже весна,в лесу ещё много снега, поэтому мы поедем на лыжах.Физминутка: Мы на лыжах в лес пойдём. Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут. Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер. Он деревья крутит, вертит. И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик Раз прыжок и два прыжок, Вот и скрылся наш дружок. И так мы добрались до места. Давайте присядем на полянку и будем знакомиться с нашим заповедником. Слайд -6
Идея сохранения района Тунгусского феномена для будущих поколений принадлежит Кулику.
Слайд7. Исследование же падения Тунгусского метеорита началось только в 1927 году, когда была организована Академией наук специальная экспедиция под руководством Л.А.Кулика.Этаэкспедицияпроложилапутькместувзрывачерезглухуютайгу, гдееёучастникампредсталаграндиознаякартинаразрушенийвтайге, ибылнайденцентрлесноговзрыва. Слайды 8,9
Слайд10 11 12Это водопад Чургим, реки Кимчу,Хушма,Чамба. Все эти реки находятся в нашем заповеднике.
Слайд13Растительный покров района образован в первую очередь лесами: сосной, елью, пихтой, кедром, берёзой, осиной. А также заболоченными кустарниками, болотами, лугами.
Слайды14 15 16 17Леса занимают около 70 % площади заповедника. Болота занимают 3ю часть площади.
В нашем заповеднике живёт много животных, рыб, птиц,а какие вы сейчас посмотрите и мне скажите. Но для того чтобы хорошо рассмотреть нужно потренировать наши глазки. Релаксация глаз Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала. Зорче глазки, чтоб глядели, разотрём их еле- еле. Чтобы зоркими нам быть, надо глазками кружить. Чтобы зоркими нам стать, надо глазки закрывать.
Слайды 18 19 20Здесь обитают соболь и горностай, лось и северный олень, медведь, лисица, росомаха, белка, барсук, заяц Среди водоплавающих птиц: Крохаль большая, чернеть хохлатая, гоголь. Из сухопутных птиц встречаются кукша, рябчик, глухарь тетерев.
Слайды 2122 23.В речках и озёрах много видов рыб: Ленок, тугун, хариус, щука, плотва, елец, язь, сиг,майга, карась серебряный, налим, окунь
Понравился вам наш заповедник? Запомнили зверей и птиц? А вот сейчас мы и проверим.
Проведём соревнования «Чья команда знает больше птиц и рыб.которые живут в нашем заповеднике».
Ребята отгадайте загадку: «Кто на своей голове лес носит? (олень) А чем питается зимой, наш северный олень? (мхом, ягелем).
Физминутка. «Оленчики» Игра «Скажи животных нашего леса» (Передавая мяч назвать животного) Чистоговорки:Ать, ать, ать – лес мы будем убирать. Ать. ать, ать - костры в лесу не оставлять. Ать, атьать - нельзя животных убивать. Ать, ать, ать –в лесу деревья не ломать. Предлагаю придумать в рифму свою чисто говоркус этими звуками. (ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках нужно беречь природу? Ответы детей Правильно охранять природу надо в любом месте. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» 1 Ломать ветки деревьев – плохо. 2Ходить только по тропинкам в лесу – хорошо. 3 Шуметь в лесу – плохо. 4 Разорять муравейник – плохо. 5Убирать мусор за собой – хорошо. Предлагаю детям прочитать стихи«Лесные правила»
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать. Бегай, прыгай и играй, только,чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки убегут с лесной опушки. Ветки ёлок не ломай,никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы ненадо рвать. Из рогатки не стрелять в лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают ну кому они мешают? Здесь не надо всех ловить, топать, хлопать и сорить. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин –кедр и лось.Сохрани лесной покой и лес подружиться с тобой.
Да ребята заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники наше богатство, наш золотой фонд. И есть специальная Красная книга, куда заносятся исчезающие и редкие виды флоры и фауны. А мы сегодня с вами сделаем газету, которая называется «обитатели нашего заповедника».