Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игра как форма организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Целью данной статьи является определение понятия игры, выделение особенности игры как формы организации учебно-познавательной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игра как формы организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной статьи является определение понятия игры, выделение особенности игры как формы организации учебно-познавательной деятельности.

Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. Высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами и, следовательно, имеющими постоянный, внеисторический характер.

В научной психолого-педагогической литературе имеется много подходов к определению понятия «игра».

Так, Н.А. Виноградова отмечает, что игра - этот термин, иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности не рассматривает этапы развёртывания (потребность, мотив, цель, структуру, контактирующие моменты игры) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр через их группировку или классификацию. [6, с.8-12].

С.А. Козлова, Т.А. Куликова предлагает такое определение игры – это особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества. [11,c. 257]. Подход этих авторов, по нашему мнению, не показывает особенности и содержание данной деятельности.

В. А. Дергунская определяет игру как основной способ, с помощью которого дети учатся. Играя, ребёнок активно использует все «инструменты», которые он имеет в своём расположении: собственное тело, отношения с родителями и родственниками, весь окружающий мир. [8,с.12]. Автор трактует игру как способ, с помощью которого дети учатся играя.

Е.С. Рапацевич рассматривает игру как форму деятельности, отмечая, что «игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий в предметах, науке и культуре» [13,с.123].

Близкой точкой зрения является позиция А.Ю. Коджаспирова и Г.М. Коджаспировой [10, с. 93], которые определяют игру как одну из форм проявления активности личности.

Проанализировав представленные подходы разных авторов на понимание игры, в данной статье будем придерживаться определения, которое предлагает Е.С.Рапацевич: «Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий в предметах, науке и культуре».

Анализ литературы показал, что учёные и педагоги-практики очень часто смешивают понимание игры как самостоятельной деятельности детей и как формы организации педагогического процесса. М.Р. Битянова дает такую сравнительную характеристику игры как деятельности и как формы [3, c.11-12]. Таблица №3.

Особенности игры как деятельности и формы.

Таблица №3.

Особенности игры как деятельности

Особенности игры как формы

Игра - это внутреннее мотивированная, самоценная для человека деятельность.

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными. Воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игр.

Человек включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами.

Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Игра задаёт участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы

Игра является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет, чувствует себя свободным от всех ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы).

Игра как форма организации образовательного процесса содержание этих игр определяется взрослыми образовательными задачами, в условиях детского сада они представлены обучающими играми, а также организациями занятий в игровой форме, функция, которая связанна с обогащением представлений детей, закрепления освоенных способов действий.

Игра - это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личностных возможностей за счёт привлечения потенциала других участников.

Высшим проявлением детской деятельности Фридрих Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребёнка. Фребель видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребёнка. [5, с.127].

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежит Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Всё время пребывания ребёнка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую игру. [5, с.128].

Классификацией игр занимались практически все ведущие педагоги и психологи. При этом часто внимание акцентировалось на какой-то одной характеристике игр, которой придавалось большее значение, чем другим.

Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике, заложил русский педагог П. Ф. Лесгафт. Руководствуясь идеей о единстве физического и психического развития ребёнка, Лесгафт создал систему подвижных игр. Раскрыл воспитательное значение игр с правилами, показал их психологическое отличие от имитационных игр.

Так, Н. К. Крупская в своих работах выделяла игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие) и организованные (с готовыми правилами). А. В. Запорожец и А. П. Усова, классифицируя игры, выделили творческие игры (драматизации, строительные), подвижные игры и дидактические игры.

Н. А.Короткова и Н.  Я. Михайленко предложили свою классификацию игр: сюжетные или творческие игры (ролевые, режиссёрские, драматизации); игры с правилами или игры-соревнования (подвижные, настольные, словесные). Наиболее подробная классификация игр представлена в работах Е. О. Смирновой: предметные игры (процессуальные); сюжетно-ролевые игры; режиссерские игры; игры-драматизации; игры с правилами (подвижные и настольные).

С.Л.Новосёлова разделяет детские игры на 3 класса:

1-й класс игр - игры, возникающие по инициативе детей. Они в свою очередь делятся на (сюжетно - отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные) и игры – экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами).

2-й класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых: обучающие (автодидактические, предметные, сюжетно – дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные ) и досуговые (игры – забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные).

3- й класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).

А. К. Бондаренко дидактические игры рассматривала как игры-соревнования, выделяя в них игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры [4, c. 63].

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися необходимым компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делится на две большие группы – дидактические и подвижные игры.

По мнению В.П. Арсеневой дидактическая игра – определяется как вид игры, организуемый взрослым для решения обучающей задачи. [2. c.19]. Цель дидактической игры: обучающая, которую преследует взрослый, другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение поставленных задач. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра – познавательная, она является звеном между учебной и самостоятельной игровой деятельностью, участвуя как метод, форма обучения или самостоятельная деятельность. Дидактическая игра хороша тем, что она позволяет взрослому не предъявлять ребёнку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого воздействия, не демонстрировать, а наоборот тщательно скрывать свою, безусловно руководящую позицию в воспитании и обучении.

.В. Менджеринская [12, с.19] делит дидактические игры на игры с предметами (наиболее доступные детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом, знакомится с ними; настольно-печатные игры, которые основаны на принципе наглядности (но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение); словесные игры (они связанны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышление ребёнка, так как дети в них учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждение, других, замечать логические ошибки.

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами).

Логические игры, произошли от названия «логика». То есть мыслить придется логически, делать какие-то умозаключения и выводы. Следовательно, задачей логической игры является разгадывание всевозможных загадок на протяжении всей игры. Такой жанр очень хорошо развивает мышление человека, тренирует зрительную память. Человек начинает думать и запоминать лучше. Начинает лучше работать логическое мышление. В общем, логические игры повышают умственные способности человека. Логические игры близки по сюжетам и целям к традиционным математическим головоломкам и упражнениям. Таким образом, мы можем выделить отличие логической игры от любой другой:  игровые задачи (своего рода кирпичики из которых состоит любая игра) решаются путем применения методов и законов познавательной деятельности. Пример такой игры «Угадай число». В таких играх важна не скорость, а верность ответа.

Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментирования с пред метом. Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. В некоторых играх шансы игроков изначально равны, но есть игры, где игроки задают себе различные условия, ставя цель выиграть любыми способами.

В играх, как особом виде общественной практики, воспроизводится нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра более чем, все остальные виды деятельности способствует здоровому развитию детей именно благодаря игре дети достигают успехов в ранние годы. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является формой, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. [7, с.12].

Поскольку игра является главным связующим звеном в жизнедеятельности дошкольников, на основании этого В. А. Деркунская определят задачи игры [8 с. 12]:

1. Улучшение когнитивных навыков у детей.

2. Развитие моторных навыков у детей, развитие умения координировать контролировать.

3. Развитие языковых навыков у детей.

4.Развитие социальных и эмоциональных навыков.

5.Развитие воображения креативности мышления.

По мнению С.А. Козловой и Г.А. Куликовой для игры должны быть характерны:

Воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений;

Целесообразность, активность, организованность, творческий характер игровых действий;

Подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учётом интересов отдельных детей и всех играющих;

Целенаправленное использование игрушек и игровых действий и материалов;

Доброжелательность отношений позитивный настрой детей;

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлений, воздействию на ребёнка, используемым приёмам, происхождению. Многообразие детских игр делает сложным их классификацию. Существует множество подходов и оснований классификации[11, с.230].

Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина[14, с.5-8] выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. игры-поручения - игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Перед играми - предположения детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

В основе игр- загадок их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

В основе игр-бесед лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

О. Дыбина [9.с,14-23] выделяет следующие виды дидактических игр: игры –раскладки, игры-определения, игры-загадки и отгадки, игры-описания, игры-упражнения.

Игры-раскладки направлены на формирования умения определять, какому природному или рукотворному относится предмет. Затем задача усложняется, требуется не только разложить предметы, но и обосновать свой выбор.

Игры-определения заключаются в определении способа использования предметов. В играх определениях можно дать задание выяснить назначение, строение предметов рукотворного мира.

Цель игр-загадок, отгадок является учить детей выделять главные признаки предмета, которые характеризует его как результат труда: человека, форму, строение, материал, функции, замечания. Решение задачи предстанет в виде осязаемых и видимых вещей.

В играх – описания учат находить недостающие детали, собирать предметы из частей, проявлять фантазию, развитие у детей понимания ретроспективы предметного окружения как продукта деятельности человека.

Целью игр-упражнений является развития речи ребенка, мелкую моторику, внимания, логического мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти, координации в пространстве.

Таким образом, игра- это форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий в предметах, науки, культуры. Особенности игры как формы является: игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными; воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игр; игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства; важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы; игра как форма организации образовательного процесса содержание этих игр определяется взрослыми образовательными задачами, в условиях детского сада они представлены обучающими играми, а также организациями занятий в игровой форме, функция, которая связанна с обогащением представлений детей, закрепления освоенных способов действий.

Библиография.

1.Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) [Текст]: моногр. / В.В. Абашина. – Сургут: РИО Сур ГПИ, 2003. – 130с.

2.Арсентьева, В.П. Игра ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебн. пособие [Текст]/ В. П. Арсентьева. – М: ФОРУМ, 2009. - 144с.

3.Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст] / М.Р. Битянова. Изд. 2-е. СБп: Питер 2009. - 304с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К. Бондаренко Кн. Для воспитателя детского сада-2-изд. дораб - Н.: Просвещение, 1991. - 160с.

5.Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подроста [Текст] : учебное пособие / Ред. – Сост. Г.В. Бурменская. Изд.2-е. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 656с.

6. Виноградова, Н.А. Занятие как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. А. Виноградова // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 2. - 8-12с.

7. Гончарова, Е. К. проблеме изучения компетенций дошкольников в познавательной сфере. [Текст]/ Е. К. Гончарова, Т. Захараш // Дошкольное воспитание.- 2010. - № 10 – С. 13-18.

8. Дергунская, В.Я. Новые формы современной деятельности воспитателя и детей в детском саду, ситуационные задачи для дошкольников [Текст] / В.Я Дергунская //Детский сад от А до Я.- 2012. - № 6(60). - С. 12.

9. Дыбина, О. Игра путь к познанию предметного мира [Текст] /О. Дыбина. //Дошкольное воспитания. - 2005. - № 4. – С. 14-23.

10.Кодждаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю.Педагогический словарь [Текст] : для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Кождаспирова, А.Ю. Коджаспиров; сост. Г.М. Кождаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.

11.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений./ С.А. Козлова; сост. С.А. Козлова – М.: Издательский центр «Академия», 6-е изд., испр., 2006. – 416с.

12.Менджеринская, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Т. А.Марковой.- М.: Просвещение, 1982.-128с.

13. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь. / Е.С. Рапацевич; сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, 2006. - 169с.

14.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И.Сорокина; сост. А.И.Сорокина. - М.,1982. - 98с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области