Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект внеурочного занятия

Цели 1 обобщение, систематизация изученного о словосочетании 2 развитие грамотности учащихся 3 повышение интереса учащихся к урокам русского языка. Задачи урока • Образовательные 1 повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании 2 отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях 3 закрепление навыков правописания 4 начать подготовку к ГИА.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема внеурочного занятия: « Вид и типы связи в словосочетании».

Цели:

1) обобщение, систематизация изученного о словосочетании;

2) развитие грамотности учащихся;

3) повышение интереса учащихся к урокам русского языка.

Задачи урока:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

4) начать подготовку к ГИА.

обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Универсальные учебные действия:

ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; вид и тип подчинительной связи в словосочетаниях; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип занятия: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН, подготовка к ГИА.

Технологии занятия:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере отпечатанный тест, компьютерная презентация.

Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания.

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), слайды, листы А4, ручки.

Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя.

На доске написаны слова: дерево, дом, урок, занятие, деревянный дом.

Чем они отличаются? (определение темы занятия).

- На прошлых уроках мы познакомились со словосочетанием, а сегодня на занятии мы мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме, а в виде занятия-состязания. Для этого необходимо каждому группе выбрать капитана, заранее вы подобрали название команд и девиз, представьтесь. (Команда «СУП» и команда «ГИН»), объясните столь необычные названия. А я представлю вам жюри «Глаза» (главное и зависимое слово).

1. Орфографическая минутка. На карточках.

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Сн…га днем сл…пили гл…за н…стерпимой б…лизной а ночью з…леновато г…рели.

В. Солоухин.

2.Инсценировка «Словосочетание».

Учитель

1-й Чтец

2-й Чтец

3-й Чтец

Три ученика

Три Чтеца встают лицом к ученикам. Учитель, который стоит рядом с ними, начинает сценку. С этой сценкой о словосочетании Чтецы выступают при повторении темы во второй части урока. Ученики могут записывать интересные мысли, чтобы во время закрепления темы воспользоваться этим материалом. В качестве внеклассного мероприятия сценку можно показать на Неделе русского языка.

Учитель. Идёт урок, старания вам всем не занимать.

Уже вы много знаете, а надо больше знать!

О словосочетаниях мы здесь поговорим,

Узнаем с пользой новое, а что-то – повторим!

Чтецы вопросы мудрые вам будут задавать,

Любой из вас подумает и может отвечать.

Да так, чтобы ребята все и умники-чтецы,

Потом о вас сказали бы: «Какие молодцы»!

Слова и сочетания слагают нашу речь,

Усвоить эти знания мы вам хотим помочь.

Со мною рядом умники, пора послушать их,

Любителей словесности, помощников моих.

1-й Чтец. Для умных, любознательных,

2-й Чтец. Прилежных и внимательных

3-й Чтец. И даже тех, кто ленится,

Чтецы вместе. Сегодня наш урок!

1-й Чтец. Нужны всем людям знания о словосочетании, О чём так любо-дорого нам здесь поговорить!

2-й Чтец. Достойны изучения слов наших сочетания Со связью подчинительной - любое выбирай!

3-й Чтец. Глагольные, наречные, есть именные – все они,

Как дивные созвездия родного языка!

1-й Чтец. Читайте, изучайте их охотно и старательно,

Они ведь пригодятся нам сегодня и всегда!

2-й Чтец. Простые и понятные, смешные и занятные,

Полезные и нужные тебе, и мне, и всем!

3-й Чтец. Три словосочетания: одно – согласование,

Второе – управление, а третье – примыкание.

Но как их отличить?

Примеры на доске или в таблицах.

1-й Чтец. По правилу, которое полезно заучить:

Во время размышления приходит понимание,

А после понимания мы обретаем знания!

2-й Чтец. Два слова в сочетании.

Одно, конечно, главное,

Второе в подчинении.

И всё же, тем не менее,

В обоих согласуются число, падеж и род.

3-й Чтец. Кто это сочетание нам точно назовёт?

1-й Чтец. Кто слушал нас внимательно, у тех готов ответ!

2-й Чтец. Не все вы здесь отличники, но ведь и глупых нет!

Небольшая пауза в ожидании ответа учеников.

1-й Ученик. Такое сочетание и есть согласование!

3-й Чтец. Всё так! Ещё задание

По словосочетанию!

1-й Чтец. У главных слов есть правило -

Другими управлять,

2-й Чтец. И слова, от них зависимые,

По смыслу подчинять.

3-й Чтец. И чтобы в косвенном они

Стояли падеже.

Ты можешь всё сказать о них!

Скажи и докажи!

1-й Чтец. В чём здесь секрет? Секрета нет,

Но есть подсказка – в ней ответ!

Небольшая пауза в ожидании ответа учеников.

2-й Ученик. Сначала уточнение,

Потом и объяснение,

Что связь у них объектная,

А речь моя ответная.

И нет другого мнения,

Что это управление!

2-й Чтец. И в этом нет сомнения!

Осталось примыкание. Как нам узнать его?

Небольшая пауза в ожидании ответа учеников или зрителей

3-й Ученик. Такое сочетание,

В котором к слову главному

Другое прибавляется.

Но им не управляется,

И с ним не согласуется,

А всё же, как бы нехотя,

Зависит от него.

А почему? Подробнее

Узнать мне очень хочется

Об этом примыкании

От каждого из вас!

3-й Чтец. Ну что ж, чтецы, конечно же,

Ответят как положено

Про это примыкание

Тебе и всем учащимся,

Кто хочет это знать.

1-й Чтец. В нём есть деепричастие, глагол или наречие.

2-й Чтец. По смыслу к слову главному примкнут легко они.

3-й Чтец. Примкнут - не успокоятся: от связи появляется

У них и слова главного оттенок смысловой.

1-й Чтец. Такое сочетание и будет примыкание!

2-й Чтец. Вот так! А ваши знания

И наше выступление

3-й Чтец. Оценит всё как следует,

1-й Чтец. Поддержит, посоветует

2-й Чтец. Учитель наш,

3-й Чтец. Наставник наш,

1-й Чтец. Чьё имя – педагог!

2-й Чтец. Учитель! Ваше мнение

Как свет в окне для нас.

3-й Чтец. У всех одно желание -

Чтецы вместе. Теперь послушать вас!

3.Карточки. Определить вид и тип связи. Вывод: что не является словосочетанием? (Слайд)

1. Замените словосочетание «стеклянная дверь», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

2. Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласование.

3. Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкание синонимичным словосочетанием со связью управление.

4.Нарисовать кластер. Одной команде вид словосочетаний, другой тип связи словосочетаний. (бумага, фломастеры). Защитить.

5.Игра «Веришь ли ты? (По одному вопросу каждой команде).

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

-Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

-.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

-.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

- Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

- Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

=.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

- Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

- Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

6.Тесты 9 класса. (приготовить четыре теста, выполнить задания о словосочетаниях).

7.Минутка отдыха для всех команд, жюри «Сосчитай числительные».

У простого сторожа-

Непросторный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Сразу столько обуви

Не носил никто!

У простой стоножки

Стоит постоять.

И у той стоножки

Опыт перенять!!!

8.Презентация «Лингвисты о словосочетании».

Подведение итогов. Слово жюри.

- Работая в команде какие навыки приобретаете? (дружба, взаимовыручка), когда объявили итоги вы позавидовали другой команде? Как вы думаете, что такое зависть?

10.Текст «Зависть» на партах и на презентации.

А сейчас мы узнаем, как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв.

(слайд о Д.С.Лихачеве)

В его книге “Письма о добром и прекрасном” есть Письмо № 15. Послушайте текст.

Чтение текста.

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? 4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6) На последнем слове вы нашли с завяза…ыми глазами спрята…ую другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезне…ого чувства зависти: развивайте в себе собстве…ые, индивидуальные скло…ости, собстве…ую неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13) Завидуете - значит не нашли себя.

(Д.Лихачев)

- Как вы назвали бы текст?-

- Д.Лихачев назвал текст “Про зависть”.

11.Толковый словарь. Что там сказано о зависти. Гульния

12. Как бы там ни было всегда одной из главных единиц синтаксиса является слово, а словами нам всегда нужно правильно пользоваться. Стих «Слова».

13. Итог занятия.

Учитель. Часы идут, торопятся, и времечко идёт.

Оно к звонку весёлому нас точно приведёт.

Но прежде чем уйдёте вы с урока погулять,

Полезно вам, пока вы здесь, ещё поразмышлять.

О словосочетании, хорош ли наш урок?

А может и такое быть: урок пошёл не впрок.

Но всем, кто здесь присутствует, и каждому из вас,

Хочу сказать напутствие - учительский наказ:

Учитесь, не ленитесь вы и помните всегда,

Что словосочетания совсем не ерунда.

Продолжите любую из фраз:

- Мне понравилось….

- Я понял(а)….

- Мне захотелось….

- Мне удивило….

- У меня возникло желание…. Грамоты в конце года всем +

14.Д/з: написать сочинение-миниатюру «Что такое зависть?»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области