Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский торгово-технологический колледж
Создание психологических и дидактических условий для побуждения к активности студента
Выполнила: преподаватель
Латышева Татьяна Владимировна
2019
Есть разные подходы к повышению качества подготовки молодежи к труду в системе профессионального образования. Их авторы создают дидактические условия преодоления давно наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться. К сожалению, часто активизация сводится только к усилению контроля за работой учащихся.
Но студент может приспособиться к самому жесткому контролю или избежать его, поэтому требуется активизация работы не только студента, но и преподавателя.
Нужно не «принуждать» к активности, а побуждать к ней; нужно создавать психологические и дидактические условия порождения активности личности к познавательной деятельности. Этого можно достигнуть только при понимании обучения как личностно-опосредованного процесса взаимодействия и общения преподавателя и студентов, направленного на достижение объединяющей их цели – формирование творческой личности специалиста.
Основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х г.г. в исследованиях педагогов и психологов (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин и др.) Например, в работах А.М. Матюшкина обоснована необходимость включения проблемных методов во все виды учебной работы учащихся.
Другая часть активизации, возникшая относительно независимо от понятий проблемного и активного обучения выразилась в появлении активных методов обучения (АМО), к числу которых относят учебные деловые игры, семинар-дискуссию, а также формы и методы приобщения студентов к практической работе – экскурсии на производство, выездные занятия и т.д.
Теоретический анализ передового педагогического опыта показывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности обучения студентов, является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере раскрыться как субъект уче6бной деятельности. Без определенного уровня активности человека, не может состояться даже простейший факт познания. Значит речь должна идти не о противопоставлении «активный» -«пассивный», а об уровне и содержании активности студента: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, активности и воспроизведения, социальной активности.
Такая постановка вопроса приводит к обоснованию дидактического принципа активности личности в обучении и профессиональном самоопределении, обусловливая систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя, к их совместной деятельности.
Система потребностей и мотивов во многом определяет не только направление и уровень активности человека, но и своеобразие его личности. Поэтому воспитание личности специалиста означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, формирования активной творческой личности.
Мотивы познавательной деятельности весьма разнородны, так как отражают многообразие ситуаций, в которых протекает данная деятельность.
Можно выделить две группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы.
Познавательной является такая мотивация, при которой новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, а мотивация достижения – с мотивацией, при которой познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне познавательной деятельности. В первом случае человека интересует процесс и содержание познаваемого, а во втором – тот прагматический результат, который может быть получен в результате каких-либо познавательных усилий. (Например, положительная оценка на зачете или экзамене).
На формирование личности постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные именно на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность учащихся и эффективность процесса обучения.
С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована на мотивацию достижения: получить хорошую отметку, отлично сдать зачет и т.п., что делает актуальной проблему выявления психолого-педагогических условий, в которых познавательная мотивация вначале порождается, а потом трансформируется в профессиональную мотивацию.
Конечно, познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов учения, поэтому необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы она стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на успешное обучение.