Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в рамках уроков истории и обществознания

Важнейшей задачей современного Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Если духовность мы определим, как устремленность личности к избранным целям, ценностной характеристикой сознания. А нравственность представим совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. То в сочетании они будут составлять основу личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов 1. природные или биологические, 2. социально-культурные, 3. педагогические, 4. духовные.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(в рамках уроков истории и обществознания)

Трубникова Н.И. – преподаватель истории

Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества

Т. Рузвельт

Важнейшей задачей современного Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи.  Это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. 

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Если духовность мы определим, как устремленность личности к избранным целям, ценностной характеристикой сознания. А нравственность представим совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. То в сочетании они будут составлять основу личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов:

природные (или биологические),

социально-культурные,

педагогические,

духовные.

До того, как дети приходят в наше учреждение, у них уже должны быть сформированы такие качества, как чувства патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:

- во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире подросток развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности;

- в-четвертых, нравственные знания информируют подростка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Я думаю, не является секретом, тот факт, что достаточно большой процент обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального уровня находятся в трудной жизненной ситуации. Это дети из малообеспеченных семей с низким уровнем благосостояния, из многодетных семей с недостаточным вниманием со стороны родителей. Достаточно высокий процент обучающихся составляют социальные сироты или полу-сироты, которые обделены родительской заботой и вниманием. Поэтому, в какой-то мере, преподаватели и мастера производственного обучения участвуют в создании особого морально-психологического климата, в котором живут наши обучающиеся, организуя особый процесс взаимодействия подростка с социумом. Такой образовательно-воспитательный процесс является своеобразной школой отношений с людьми и окружающей действительностью.

Мне хотелось бы предложить вашему вниманию наиболее доступные принципы по формированию духовно-нравственного воспитания обучающихся, которые применяются в нашем учебном заведении.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Все содержание учебного и внеучебного процесса, деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт воспитанника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример преподавателя.

Принцип общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет общение подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), преподавателями и другими значимыми взрослыми. Общение исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне общения. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом общественной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, в том числе общественно полезной, деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание — это ответ на заданные вопросы. 

Соблюдение и применение вышеназванных принципов осуществляются в нашем профессиональном училище через совместные КТД обучающихся и педагогов.

В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И.П. Иванову) имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение дела, коллективный анализ, ближайшее последействие.

Суть технологической «цепочки» КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив участников состоящий из педагогов и обучающихся делится на группы, команды, звенья, бригады. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия.

Распределение поручений на этапе коллективного планирования выполняются ребятами добровольно, по желанию, что позволяет подростку не способному проявить себя в учебной деятельности, открыть в себе творческие способности: умение петь, танцевать, читать стихи. Мы видим, как у нас на глазах меняются наши воспитанники, превратившись из «гадкого утенка» пришедшего к нам на первый курс в «прекрасную белую лебедь», личность - уверенную в себе обладающую, творческими способностями.

Я считаю, что  каждый  ребенок от  природы  наделен  разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Сотрудничество педагога и обучающегося – лишь способствует развитию творческой личности.

Проведение коллективного творческого дела опять-таки, в той или иной мере, опирается на активность групп, подключая для активизации соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела мы проводим совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.

 Ребята сочиняют стихотворения, рассказы, создают рисунки, с удовольствием показывают их, делятся своими мыслями и достижениями, с радостью принимают участия в различных конкурсах, КВНах, соревнованиях. Не редким у нас стало проведение мероприятий, где на равных позициях отстаивают свою значимость и обучающиеся, и преподаватели:

конкурс красоты (участниками были, как обучающиеся, так и педагоги);

новогодний КВН (команда преподавателей против команды обучающихся),

совместные спортивные мероприятия.

Проведение совместных КТД помогает нам установить психический контакт с обучающимися, улучшает взаимопонимания, доверие. Забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

Значимость и актуальность этих принципов можно проследить по результатам анкетирования, проведенного на всех курсах обучения.

На диаграммах (Примечание № 1) видно, что взаимопонимание, доверие, уважение обучающихся к преподавателям увеличивается в зависимости от курса обучения.

В процессе взаимодействия подросток раскрывается, ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех и всем.

Все это рождает у обучающихся творческую смелость, веру в себя, в свои собственные способности.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого подростка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

Поэтому мы считаем данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями.

Примечание № 1

Диаграммы

Примечания

Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 2009. № 8.

Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4.

Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.

Гафаров, Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р.М. Гафаров // Воспитание школьников.- 2010.- № 9.

Михеева, Л.Н. Проблемы нравственных ценностей. Взаимосвязь семьи и школы / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука.- 2010.- № 5.

Примечание № 2

Анкета

1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением своих прав и обязанностей:

А. родителям;

Б. друзьям;

В. преподавателям;

С. мастерам производственного обучения;

Д. к знакомому взрослому;

Е. ни к кому не обращаюсь.

2. К кому ты чаще всего обращаешься за необходимым тебе советом?

А. родителям;

Б. друзьям;

В. преподавателям;

С. мастерам п/о;

Д. к знакомому взрослому;

Е. ни к кому не обращаюсь.

3. Если тебе будет трудно, на чью помощь ты можешь уверенно рассчитывать?

А. родителей;

Б. друзей;

В. преподавателей;

С. мастера п/о;

Д. кого еще …;

Е. на себя.

4. С кем тебе нравиться проводить своё свободное время?

А. с родителями;

Б. с друзьями;

В. наедине с собой;

С. с кем еще ….

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области