Формирование у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ СОСТАВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ

учитель начальных классов Останкович М.А.

МБОУ Карпогорская средняя школа № 118

Аннотация: в статье дано общее представление о моделировании и текстовой задаче, описана психолого-педагогическая и методическая основа формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи, представлена методика обучения младших школьников решению составных текстовых задач на движение методом моделирования и определена практическая роль моделирования как основного способа формирования у младших школьников общего умения решать составные текстовые задачи на движение на основе экспериментальных данных.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, моделирование, модель, текстовые задачи, составные текстовые задачи на движение, предметные и метапредметные умения решать текстовые задачи, младшие школьники.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО основным метапредметным результатом обучения младших школьников является сформированность универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы для протекания образовательного и воспитательного процесса. Среди универсальных учебных действий выделяют моделирование как деятельность, обеспечивающую формирование у младших школьников умения кодировать информацию, использовать заместители для ее представления, а также освоения схем решения учебных и практических задач.

В курсе математики в начальной школе особое значение приобретает работа с текстовыми задачами, решение которых представляет собой процесс поиска и построения системы моделей, отображающих структуру задачи.

Формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи имеет психолого-педагогическую и методическую основу. Процесс решения текстовой задачи –это процесс поиска системы моделей. Построение моделей позволяет учащимся кодировать информацию, выделять отношения, которые рассматриваются в задаче, и осуществлять ее решение. Чтобы самостоятельно решать текстовые задачи, учащиеся должны освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую данной задаче, и переходить от одной модели к другой. При этом учащиеся не находятся в рамках образца и алгоритма действия, они используют приемы для изучения, преобразования, конструирования структуры задачи, продумывания возможного результата, а затем ее последующего решения. Такой подход позволяет формировать общее умение решать текстовые задачи независимо от ее типа и алгоритма действия.

Среди текстовых задач выделяют составные текстовые задачи на движение, особенность которых заключается в том, что при их решении используются схемы, отражающие не отношения между величинами, а процесс движения. Возможности для овладения моделирующей деятельностью при решении составных текстовых задач на движение имеются в современных школьных курсах математики разных авторов, однако реализовать их на практике учителю удается не всегда. Большинство младших школьников сталкивается с трудностями перевода словесной модели задачи в знаково-символическую модель, что в свою очередь является базовым умением младшего школьника при решении текстовых задач.

Методика обучению решению составных задач на движение заключается в последовательном формировании общих представлений детей о движении, скорости, времени и расстоянии, их зависимости друг от друга, введении буквенных обозначений величин, обучении анализу ситуации задачи и построении на его основе наглядных графических изображений процесса движения с участием всех объектов, а затем выполнении арифметических действий. Обучение решению составных задач на движение осуществляется постепенно через комбинирование различных приемов и методов, включение детей в проблемные ситуации и процесс моделирования.

Составные текстовые задачи на движение решаются при активном использовании моделирования. Для того чтобы решить задачу, учащимся необходимо произвести семантический анализ текста и построить модель решения задачи: графическую или табличную. Учебные модели являются одновременно средством обучения и способом решения задачи. Процесс решения задачи является знаково-символическим процессом, который включает в себя: прочтение и анализ текста задачи, перевод ситуации задачи в модель, работа с моделью, соотнесение модели и решения задачи.

Эффективность моделирования в формировании у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение была подтверждена в ходе нашего экспериментального исследования на базе МБОУ СШ № 36 г. Архангельска. В исследовании приняли участие 25 учащихся, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Возрастной состав учащихся 10 – 11 лет.

В ходе экспериментального исследования на начальном этапе был выявлен исходный уровень сформированности умения решать составные текстовые задачи на движение у учащихся экспериментального класса. Нами была проведена самостоятельная работа, которая включала 4 задания, каждое из заданий носило комплексный характер, анализу подлежали одновременно предметные и метапредметные умения (умение устанавливать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; использовать знаково-символические средства для представления информации, способность понимать учебную задачу и находить способ ее решения). Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся экспериментального класса при решении составных текстовых задач на движение успешнее справляются с решением задач одним способом. Трудности возникают в самостоятельном моделировании ситуации, описанной в тексте задачи, в планировании хода решения задачи, в выборе величин для составления табличной модели задачи.

Далее нами была проведена целенаправленная работа по формированию умения решать составные текстовые задачи на движение (умения моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, обеспечивающего успешный поиск пути решения текстовых задач на движение, использовать методические приемы сравнения, выбора, преобразования, направленные на осознание взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние). Учащимся было предложено несколько составных текстовых задач на движение и представлены способы их решения методом моделирования.

Для выявления уровня сформированности умения решать составные текстовые задачи на движение у учащихся экспериментального класса после проведенной работы была вновь организована самостоятельная работа, которая также включала 4 задания с аналогичным, но иным содержанием. Большая часть учащихся класса проявила способность выстраивать алгоритм действий для решения задач, применять теоретические знания для решения проблемы. Младшие школьники стали использовать моделирование для решения составных текстовых задач на движение на основе осознания взаимосвязей между величинами «скорость», «время», «расстояние».

Таким образом, результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что работа, основанная на использовании специальных заданий, при выполнении которых учащиеся осознают обобщенную характеристику скорости, изучают, преобразуют, создают модели разных видов, тем самым осознанно усваивают зависимости между величинами скорость, время, расстояние способствует успешному формированию у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение.

Литература:

Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.

Бородулько, М.А., Стойлова, Л.П. Обучение решению задач и моделирование (С. 140 – 149). Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей / Сост. Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. – Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век», 2005. – 272 с.

Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 288 с.

Методика работы с текстовыми задачами на уроках математики в условиях реализации ФГОС: учеб. пособие / Сост. Т.В. Захарова, А.И. Пеленков, Е.Н. Яковлева, Т.В. Качурина, Т.В. Котова. – Красноярск: Сибирский федер. ун-т, 2017. – 102 с.

Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: МГУ, 1988. – 288 с.

Трофименко, Ю.В., Джепа, Ю.В. Система методической деятельности учителя по обучению решению текстовых задач на движение / Ю.В. Трофименко, Ю.В. Джепа // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 186 – 190.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный (дата обращения: 10.03.2019). – Загл. с экрана.

Царева, С.Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 1 – 13.





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.10.2019