Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План самообразования "Формирование представлений о малой родине у дошкольников"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Принято

На педагогическом совете

Протокол № 1 от 03.09.2019г.

Утверждаю

И.о. заведующего

МКДОУ «______________

_______________________ И.И. Иванов

Приказ № от 03.09.2019г.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель подготовительной группы:

О.Н. Мурашкина

п. Троицкий, 2019г.

Содержание:

Актуальность

3

Перспективное планирование на 2019-2020 уч. год

5

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника

7

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду

8

Список литературы

11

Актуальность выбранной темы

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое,если не сказать - всё.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год).

Цели: 

Воспитание гражданина и патриота своей страны;

Формирование нравственных ценностей;

Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию;

Повышение уровня самообразования.

Задачи:

Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

Воспитать любовь к родному краю, дому, семье, детскому саду по средством экскурсии, прогулок, просмотров фильмов и презентаций, рассматриваний иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встреч со знаменитыми людьми, дидактических игр, тематических выставок, праздников, развлечений.

Сформировать нравственные ценности и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.

Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Перспективы при продолжении работы на следующий год:

Продолжить работу по теме: «Формирование представлений о малой родине у дошкольников»;

Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников.

Перспективное планирование на 2019-2020 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание

работы

Практический

выход

Изучение

методической

литературы

Сентябрь-

май

1. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5 - 7 лет.

2. Гамаль Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики.

3. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской.

4.Зеленова Н. Г. Мы живем в России : гражданскопатриотическое воспитание дошкольников : подготовительная группа.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий (авт.: А. Я. Ветохина и др)

Изучение статей

в журналах

Сентябрь-

май

«Воспитатель ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч»

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в подготовительной группе детского сада «Моя Родина – Россия». Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Беседа «Знаменитые люди прославившие наш край»

Выставка работ детского творчества.

Декабрь

Викторина «Моя Родина».

Выставка рисунков «Триколор – флаг России».

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Экскурсия в музей своего поселка.

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Выставка рисунков «Дымковская барышня»

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Участие в празднике, посвященному «Дню Защитника Отечества».

Март

Беседа «Моя мама – лучшая на свете».

Участие в празднике «Международный женский день».

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Культурный отдых горожан (музеи, Дом творчества, Дом культуры и т.д.)

Фотовыставка «Мое любимое место в городе»

Май

Беседа «9 мая - День Победы».

Непосредственно образовательная деятельность, посвященная Дню победы.

Участие в утреннике, посвящённому Дню Победы.

Работа с

родителями

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Информация для родительского уголка.

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Выставка плакатов.

Март

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Выставка рисунков.

Май

Работа по благоустройству территории детского сада (участка)

Озеленение и подготовка площадки.

Самореализация

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно- патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родной край, район, село… Надо показать ребенку, что родной край, район, село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Край, район, село – частица Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми и с их родителями.

Нравственно-патриотическое воспитание и пути

его реализации в детском саду

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей.

Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» , М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» , М.Д. Маханёва «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» , Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».

Авторы в своих работах указывают на использование:

1. Личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.

2. Интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на новые модели организации деятельности.

Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления познавательной и речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности.

Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку возможности: реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками; воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.

Интеграция происходит по нескольким направлениям.

1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).

2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.

3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.

Список литературы

1. Гамаль Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики / Е. В. Гамаль. – СПб.: Полиграфуслуги,2006.–64с.

2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2010. - 158 с.

3. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 110 с.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России : гражданскопатриотическое воспитание дошкольников : подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Москва : Издательство Скрипторий 2010. – 109с.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. - 190 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области