Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы и приёмы работы над дикцией и артикуляцией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хору

Цельсистематизация дидактических упражнений, направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата. Задачиразвитие вокальных навыков, устранение вокальных трудностей, развитие в учащихся выносливости, силы воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Восход»

городского округа Самара

Методические рекомендации для педагогов по хору.

«Методы и приёмы работы над дикцией и артикуляцией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хору».

Составитель:педагог дополнительного образования

Саенко Альбина Анатольевна

2019

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.

В хоровом искусстве объединяется музыка и слово в одно целое. Музыка, сопровождаемая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на художественное развитие, воображение и чуткость. Процесс работы в хоре  над хоровым произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, дыхания звукообразования, дикция и артикуляция.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения слов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на занятиях.

Целью данной методической работы является систематизация дидактических упражнений, направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата.

Упражнения на дикцию и артикуляцию на уроках не только способствуют развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на занятиях. Очень просто сказать: «снятие зажатий», - но ведь их сначала надо обнаружить и только после длительной и кропотливой работы с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в процессе пения. Упражнения выполнять с детьми желательно перед зеркалом. Зеркало – большой помощник в работе, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего. В нем ребенок видит все недостатки проделываемого упражнения и с помощью педагога может вовремя их исправить.

Четкость произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем – от точности движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Первыми упражнениями для разработки гибкости и податливости речевого аппарата и его отдельных мышц является артикуляционная гимнастика, которая помогает:

- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

- разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им

наибольшую подвижность;

- развить мимику, артикуляционную моторику;

- развить выразительную дикцию.

Сказка «Путешествие язычка»

Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с нёбом.

Жил был Язычок (вытащить язык на нижнюю губу). Язычок жил в домике под названием Рот. В этом домике 2 дверцы: губы ( почмокать губами) и зубы (постучать зубами). Проснулся утром Язычок и стал в своём домике порядок наводить. Помыл окна (работаем язычком по одной щечке, потом по другой), помыл потолок (работаем язычком по небу), подмел пол (работаем язычком внизу). Открыл две дверцы и вышел на крылечко (положить расслабленный язычок на нижнюю губу). Лежит язычок отдыхает. Стало скучно язычку. Посмотрел он направо (выполняем движение языком направо), налево (выполняем налево). Увидел ребят, обрадовался и запрыгал до самого потолка (щелкаем язычком). И решил Язычок вместе с ребятами сделать зарядку.

Упражнение «Лошадка»

Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок.

Цель:Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Упражнение «Грибок»

Широко открою рот,Будто щёлкну я вот-вот.Присосу язык на нёбо,Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание:Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Упражнение «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:Там язык уже стоит.К зубкам подняты края —Вот и «чашечка» моя.Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

Упражнение «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе — Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель:Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.Описание:Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки. «Покусываем кончик языка»

Выдвигаю свой язык,Чтоб лениться не привык.И от кончика до корняЯ кусаю всё проворней.

Цель:Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).Описание:Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.1. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает в выполнении упражнения.1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, осуществляется самомассаж языка.

Игровые упражнения

1. «Надуйте щёки». Изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.

2. «Сдуйте щёки». Хлопком по щекам, губы в «пучок»

3. «Потерялся котенок» - произнести «мяу», широко открывая рот,

повернуть голову влево-вправо.

4. «Разговор про себя». Произнести любую фразу, четверостишие, не открывая при этом рот.

5. «Робот». Голова как у робота, поворачивается вправо, влево, вниз, вверх, а затем «ломается»: напряжение сбрасывается, голова опущена.

6. «Дразнящаяся обезьянка». Широко открытый рот, язык

максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом.

7. «Силач» - рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Подставить сложенные одна на другую ладони под подбородок. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

Игровые упражнения для развития дикции и артикуляции.

«Баскетбольный мяч», показать рукой удары по «мячу» одновременно проговаривая согласные: Б-П; Д-Т; К-Г; З-С.

«Моторная лодка» - Р-р -р (без звука; со звуком)

«Смываем с картины» ( с приседанием – Р-р-р)

«Лошадка» - цокать медленно-громко, быстро-тихо

Зевать с закрытым ртом (несколько раз)

Произнести беззвучно: «Ка-а-а-ар»

Дак-дик-дук-дак – быстро-быстро (губы не двигаются)

Вокальные упражнения

(тренинг артикуляционных мышц)

Бра-брэ-бри-бро-бру - (по трезвучию)

Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да - (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)

Да-да-да-да-да - (ч. 3 или ч. 5), челюсть прыгает свободно

Дай-яй-яй – (ч. 3), активная работа челюсти

Дари-дари-дари-дари, дари-дари-да.

«Поезд едет скрежеща, же – че – ша – ща».

Р-Р-Р-Р-р – (ч. 3 поступенное движение вверх-вниз)

Ехал Грека через реку,Видит Грека в речке рак!Сунул Грека руку в рекуРак за руку Грека - цап!

«Мы перебегали берега перебегали берега» (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)

Веники, веники,Веники – помелики.На печи валялисяС печи оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,Я Гавриле говорила:Веретёна, не точёна,В бане веники мочёна.Веники, веники,Веники – помелики.На печи валялисяС печи оборвалися.

Работа с текстом песен

Работу над песней начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

Сомкнуть (слегка сжать) зубы и утрированно проговорить текст песни,(затем проговаривается текст как обычно).

Подоприте кулачком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читайте текст, отодвигая челюстью кулак.

Проговорить текст нараспев, соединяя гласные.

Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги«бра», «дри».

Выразительно прочитать текст (по одному куплету) на высоком звучании.

Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен. Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Заключение.

Таким образом, чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в целом, безукоризненного звучания гласных и согласных, надо неустанно работать над развитием артикуляционного аппарата и его технических возможностей.

В данной методической работе специальные упражнения систематизированы:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звуков.

Подобные занятия направлены на формирование умения обучающегося контролировать внимание на артикуляционном аппарате, не пропуская никаких зажимов. При этом не надо бояться усталости мышц, надо избегать новых зажатий. Учащиеся должны анализировать собственные ощущения при пении или выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения, должно быть характерным для достижения поставленной цели, то есть хорошей дикции.

Список литературы

1.Алферова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. (Пособие для самостоятельной работы). – Санкт-Петербург, 2003.

2.БелоусенкоМ.И.Роль артикуляции дикции в процессе сольного пения. Их преимущества и недостатки // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С.

1306–1310.

3.Браудо И.А. Артикуляция. О произношении мелодии. – Москва, 1973.

4.Виноградов К. Работа над дикцией с хоровым коллективом // Работа с хором: методика, опыт / Ред. Б. Тевлин. – Москва: Произдат, 1972. – С.69-81.

5.Воронович О.Е. Работа над дикцией и артикуляцией в детском

вокальном ансамбле // Академия педагогический идей Новация. – 2006. – 11. – С. 38-44.

6.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – Москва, 1963.

8. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – Москва, 1962.

М.: 2007.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области