Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Вводные слова и вставные конструкции

Проведение урока в 11 классе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 им. Ф.П. Мануйлова пос. Высокого

Курганинского района Краснодарского края

Вводные слова и вставные конструкции в простом предложении

Урок русского языка в 11 классе

Составила: учитель русского языка и литературы Коромысличенко Н.В.

П. Высокий

Тема урока: Вводные слова и вставные конструкции в простом предложении. Знаки препинания

Цели урока:

- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;

- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;

- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Этап всесторонней проверки знаний

Слайд 2

Орфографическая разминка “Третий лишний”

Вспомните соответствующие орфографические правила, т.е. правила написания слов. Найдите в каждом ряду слово, которое не подчиняется общему правилу правописания. Объясните, почему.

соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание;

совреме_ик, связа_ы, естестве_о, пусты_ый;

(по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;

окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_.

Проверим. Слайд 3

собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание (сочетание – слово-исключение среди корней с чередованием);

совремеННик, связаНы, естествеННо, пустыННый (связаны – -н- в суффиксе краткого причастия);

по-французски, по-зимнему/по зимнему (снегу), по-нашему/ по нашему (мнению), по-видимому/ по видимому (следу) (по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно);

окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО (окружённый – -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола)).

Повторение по вводным словам

. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

(Вводным словосочетанием; 1) 1, 2)

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством “добывания” информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 3.

Слайд 6, 7

“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.

А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.

??? Как вы понимаете эти высказывания?

Целеполагание. Слайд 19

??? Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:

Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 20

??? Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?

).

4. Этап усвоения новых знаний

Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы. (Приложение 6)

Проверка таблицы

Исходя из теоретического материала учебника, данных таблицы, давайте сформулируем определение: вставные конструкции – это…

Сделаем это следующим образом: каждый последующий ученик, отвечая на свой вопрос, повторяет ответ предыдущего ученика.

Организация работы с таблицей

Чем могут быть выражены вставные конструкции? (Вставные конструкции могут быть выражены словом, словосочетанием, предложением – простым, сложным, придаточным)

Каково общее грамматическое значение вставных конструкций? Обратите внимание, что отвечая на вопрос, предусматривающий характеристику вставных конструкций, необходимо давать ответ, включая уже заполненные пункты таблицы.

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки.)

Как связаны вставные конструкции с членами предложения?

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей)

В каком месте предложения могут находиться вставные конструкции?

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения)

Как в письменной речи выделяются вставные конструкции? (Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире)

??? Как в устной речи выделяются вставные конструкции? (Интонация включения)

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире. В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения)

Итак, вставные конструкции – это… Слайд 23

5. Этап закрепления новых знаний

В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность употребления тире и скобок? (Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком). Слайд 24.

Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания)

Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно (вставное предложение (простое), значение – дополнение, пояснение содержания основного предложения).

Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (вставное слово, значение – пояснение отдельного слова в основной части предложения).

Анализ исходного предложения.

Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 25

В какой речи (устной или письменной) чаще всего употребляются вставные конструкции и почему?

6. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов урока.

- Продолжите фразу. Сегодня на уроке я …

- Скажите, какую цель Вы поставили сегодня на уроке перед собой? Достигли ли Вы ее? Если да, то как, если нет, то почему?

Домашнее задание: упр.425

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области