Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья "Увлечение современного ребенка-дошкольника"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья на тему:

«Увлечения современного ребенка-дошкольника»

музыкальный руководитель МКДОУ № 25 г.Элиста

Калиниченко И.А.

В наше нелегкое для жизни сейчас время, а точнее большую его часть занимает «всемогущий интернет». Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990г. Однако, не все взрослые понимают насколько он полезен, и в тоже самое время вреден для всего человечества. Педагоги и психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

В России проблема компьютерной зависимости с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее. Наши дети сутками, без еды и отдыха, могут находиться перед монитором компьютера, проигрывая очередную компьютерную игру. Исследования ученых показывают, что на сегодняшний день до 80% дошкольников и школьников в возрасте 4-15 лет страдают компьютерной зависимостью.

Однако в педагогической науке так и не сложилось единого мнения - вредны или полезны компьютерные игры для дошкольников? Например, воспитатели и родители, разделяющие принципы Вальдорфской педагогики считают, что ребенок и компьютер не совместимы. Они утверждают, что компьютеры подавляют у детей творческое мышление, внимательность, человеческие взаимоотношения и подвижность.

К исследованию данной проблемы обращались: детские педагоги-психологи ,и детские психиатры. Но даже они не могут понять до конца, что привлекает ребенка-дошкольника в « компьютерном мире». Ведь еще пару поколений назад, а точнее каких-то 20-30 лет, наши родители и мы, нынешнее поколение даже представить себе не могли, насколько переменится вся наша жизнь и ее «ритм». Практически, все свое свободное время мы проводим в социальных сетях. То ли это касается работы ,или же общение с друзьями. Ребенку любого возраста проще нажимать кнопки клавиатуры, чем бегать и резвиться во дворе, или играть в какую-нибудь интересную настольную игру, не говоря уже о спортивных играх.

Компьютерная игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Ребенок с азартом утверждает, что выигрывая, и проходя очередной уровень, получает ощущение, что добился результата, что он умный, способный, сообразительный . Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации, что уж говорить про ребенка-дошкольника.

Основная причина формирования игровой зависимости заключается в том, что индивид, будучи не в состоянии справиться со сложной ситуацией вынужден эмоционально отстраняться от нее, замещая свою реальную жизнь жизнью вымышленного персонажа. По большому счету, жизнь «мультяшного» персонажа «замещает» жизнь самого ребенка ,а на главного героя проецируются все те качества и черты характера, которые зависимому по тем или иным причинам ,не удается проявлять в реальной жизни. Ведь в игре ребенок ощущает себя героем, чего не скажешь по его успехам, и темпераменту в реальном мире.

Компьютерная игра – это попытка человека подчинить себе реальность. Управляя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличие от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Условно делят компьютерную зависимость на 4 степени:

1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Это первый месяц после приобретения компьютера, происходит овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, время, проведенное за компьютером более трех часов в день. Происходит снижение познавательной мотивации, нежелание помогать родителям, в чем либо. Наблюдается повышение эмоционального тонуса во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие играть. Все разговоры только о компьютерных играх, вследствие чего сужается круг общения. Иногда нарушается сон.

3-я степень - выраженная зависимость. Дошкольник не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность ребенок может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей. Равнодушно относиться к вещам, которые раньше были дороги. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил; успехам в каком-либо виде деятельности, например, к танцам, спорту). Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточение внимания вне игровой деятельности. Регресс познавательных процессов, угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него потухший, пустой, отсутствующий взгляд. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

В своих исследованиях ученые выделяют следующие ведущие параметры, влияющие на формирование у детей компьютерной зависимости:

- отсутствие контроля со стороны родителей;

- неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

- дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

- стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребенка;

- родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

- противопоставление родительских или семейных ценностей ценностям ребенка;

- ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

- низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

- замкнутость ребенка, его непринятие сверстниками.

По мнению , ученых и выдающихся психологов, рациональное использование компьютера в вопросах воспитания и развлечения полезно. Однако время, проводимое за монитором компьютера, должно быть ограничено. У старших дошкольников оно должно составлять не более получаса дважды в день. Иначе избыток эмоций вызовет перевозбуждение, а мерцание экрана, не видное глазу, но чувствительное для мозга, будет формировать переутомление и даже снижение зрения и внимания. Компьютерные игры полезны, но в меру. Если родителям грамотно и тщательно подбирать компьютерные игры, то они будут очень удобным инструментом для обучения. Причем игры могут задействовать те области знаний, где взрослые порой не могут столько дать ребенку, сколько даст хорошая развивающая игра. Многие игры учат чтению и письму, развивают логику, пространственное мышление, расширяют кругозор. Кроме того, в детской среде владение компьютером и умение играть в популярные игры - это повод для знакомства и общения. Только во время игр нужно следить за положением ребенка и освещением комнаты, выбирать современные мониторы, менее вредные для глаз, и дозировать удовольствие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая компьютерная зависимость характеризуется определенным поведением ребенка и параметрами, влияющими на формирование у детей компьютерной зависимости.

Игровая компьютерная зависимость - это хорошо видимый симптом, указывающий на то, что родители не достаточно хорошо знают, что происходит с их ребенком, как ему живется, каковы его проблемы и желания. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей считается недостаток общения и взаимопонимания со стороны родителей и сверстников.

Однако не все компьютерные игры приводят к зависимости, если родителям грамотно и тщательно подбирать компьютерные игры, то они будут очень удобным инструментом для обучения. Многие игры учат чтению и письму, развивают логику, пространственное мышление и расширяют кругозор. Чтобы компьютерные игры не стали главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Если родители уделяют ему достаточное количество внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, то у дошкольника вырабатывается стойкий иммунитет к игровой компьютерной зависимости.

Уважаемые родители и коллеги, судя из строк моей статьи, я надеюсь, что ее прочтут многие, и сделают соответствующие выводы для себя и своих детей.

Ведь наша страна очень богата талантливыми людьми, и если мы будем уделять больше времени своим детям, то наши дети вырастут, и станут действительно выдающимися людьми, будут полезны для общества, и нашей огромной России.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области