Выступление Прониной С.А.,
воспитателя МАДОУ ЦРР №16 «Белочка»
по теме: «Развитие субъектности младших дошкольников в сюжетно-ролевых играх».
Уважаемые коллеги, центральное место в жизни дошкольника занимает игра, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Поэтому изучение феномена детской игры стало для меня не случайным выбором.
Именно в игре, этой свободной и творческой деятельности, наиболее эффективно развивается детская субьектность.
Что значит для ребенка – дошкольника быть субьектом деятельности?
Это значит быть инициативным и самостоятельным стратегом своей деятельности, уметь ставить и корректировать цель, принимать и реализовывать решения, быть готовым самостоятельно действовать, прогнозировать и оценивать результаты деятельности .
Когда я начинала работать с малышами 3-4 лет, мне казалось, что организовывать сюжетно – ролевую игру младших дошкольников не составляет никакого труда: стоит предложить тематический набор игрушек и играть вместе с детьми, помогая раскрывать сюжет. Но на практике получалось, что я руководила, регламентировала, отводила каждому ребенку свое место, предписывала действия и ,наконец оценивала. Но при этом свободной и творческой игры не получалось!
И я стала размышлять, как в процессе игры создать условия для развития творческой индивидуальности каждого из ее участников?
Прежде всего, я выяснила для себя, в чем индивидуальность проявляется у детей в данном возрасте?
-во – первых , в умении ребенка принять на себя игровую роль(т.е. понимать, что он сейчас не Ваня ,а доктор) и обозначить ее для партнера ( чтобы и партнер по игре понимал ,что он сейчас имеет дело не с Ваней , а с доктором)
-во- вторых индивидуальность проявляется в умении изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того , каковы роли партнеров.
В ролевом поведении можно выделить 2 аспекта.
1. Специфические для роли действия с предметами;
2. Ролевая речь, направленная на других людей, (т.е.ролевой диалог).
Я решила строить совместную с детьми игру таким образом, чтобы ее центральным моментом было не манипулирование с игрушками , а ролевое поведение.
Сначала я предлагала детям парные взаимодополнительные роли, потому, что они сразу ориентировали детей не на предметные действия, а на ролевой диалог. Основную роль я брала на себя ,а ребенку предлагала дополнительную (например; мама и дочка , врач и больной).
Затем я переходила на дополнительную роль, а потом уступала ее другому ребенку, т.е. ориентировала детей друг на друга, замыкая их в «смысловой связке», требующей ролевого взаимодействия.
Зачастую я предлагала детям минимальное количество игрушек. Очень естественно это происходило, например на прогулке. Это сразу смещало детей с предметных игровых действий на разговоры персонажей. Часто на прогулке я организовывала игры по мотивом известных сказок : «Репка», «Теремок», «Колобок» и д.р. Получалось очень интересно, мы обозначали нужное пространство чертой на земле или каким-то подручным материалом , использовали предметы- заместители .При этом я поощряла импровизации в действиях детей ,а не простое воспроизведение содержания сказки.
Интересным приемом переключения детей в игре на взаимодействие с партнером является «разговор по телефону». Но чтобы этот прием сработал, надо дать детям опыт телефонного разговора на разные темы. Мне было приятно наблюдать, как эмоционально дети проигрывают разные ситуации разговора по телефону, активно взаимодействуя с партнером.
Организовывая игру с использованием таких несложных приемов, конечно, я не рассчитывала сразу на отличный результат. Поначалу дети вели себя скованно, отвечали односложно. Но при проговаривание разных ролей появлялся опыт и получались очень интересные ролевые диалоги , в которых проявлялась яркая индивидуальность ребенка.
Считаю, что мне удалось поднять игру в младшей группе на качественно новый уровень. Педагогические наблюдения за детьми в конце года показали, что дети самостоятельно развертывают специфические ролевые действия и ролевой диалог .Парное ролевое взаимодействие с партнерами по игре разнообразно и богато по содержанию .Оно включает называние своей роли ,ролевое обращение и короткий диалог .
В работе по совершенствованию детской игры мне очень помогло сотрудничество с коллегами из других детских садов г. Новосибирска и рабочего поселка Линево в рамках деятельности областного центра сопровождения внедрения ТРИЗ. Например, меня заинтересовала идея педагогов из детского сада «Родничок» р.п. Линево по обогащению среды игровыми модулями на основе матриц для игры в магазин. Планирую представить наработки по этой теме на презентации реализованного долгосрочного проекта ДОУ, которая состоится в октябре.
Изучением детской игры я занималась не в одиночку, а вместе родителями воспитанников. Видя мою искреннюю заинтересованность в том, чтобы сделать жизнь детей в группе интересной и разнообразной, родители поддерживали мои начинания и стали добрыми помощниками. Уверена в том, что вместе мы вырастим детей активными, инициативными и самостоятельными . И эти личностные качества обязательно помогут им при дальнейшем обучении в школе.