Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа»
Открытый урок
на тему:
«Работа над аккомпанементом»
На примере пьес:
Н. Ниязи Колыбельная
Р. Глиэр Прелюдия соч. 45 №1
Подготовила:
Преподаватель по классу фортепиано
Ставрова Алла Михайловна
г. Качканар
2018
Открытый урок преподавателя высшей категории по классу фортепиано Ставровой Аллы Михайловны на тему:
«Работа над аккомпанементом»
23 мая 2018 года
Присутствовали:
Зав. фортепианным отделением ДМШ Сизова Е. В., преподаватели фортепианного отделения: Пазухина И. И., Соковец О. Е., преподаватель ДШИ Фаткулина Н. Ш., а также преподаватели ДМШ г. Лесного: Шаргунова И. В., Морозова М. С., Нефедова Н. А., Полозова Л. А.
Участники открытого урока:
Сухих Дарья – IV класс, Клишина Алина – VI класс, Сухих Даниил –VII класс.
Педагог-иллюстратор:
Преподаватель высшей категории Матис Оксана Андреевна (скрипка).
Цель урока: сочетание теоретических основ аккомпанемента с пианистическими навыками учащихся.
Задача урока: формирование умений и навыков аккомпанемента, приобретение опыта инструментального концертмейстерства.
Тип и форма урока: урок – концерт.
Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный (рассказ, диалог с учащимися, показ на инструменте).
Содержание урока
Известно, что в силу специфики инструмента фортепиано, учащиеся-пианисты ограничены рамками сольного исполнения и лишены радости музицирования в больших коллективах: оркестрах, ансамблях. Поэтому игра в фортепианном ансамбле или занятие аккомпанементом дает им возможность развиваться в маленьком, но коллективе.
Важно, что ученик знакомится близко с преподавателем-инструменталистом. Это Оксана Андреевна Матис и ее любимый инструмент - скрипка.
Благодаря урокам, учащийся-пианист начинает вплотную слышать и познавать основное достоинство скрипки – ее певучесть, а также разнообразие других штрихов, которые являются средствами выразительности в скрипичной музыке.
Игра в дуэте с инструменталистом воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, развивает музыкальный вкус, творческую активность.
Таким образом, аккомпанемент – одна из важнейших составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта.
Ход урока
Учащаяся IV класса - Сухих Дарья
Н. Ниязи Колыбельная
А.М.: Что такое колыбельная?
Д.: Песня на ночь.
А.М.: Чтобы вступление прозвучало единой фразой, какую ты используешь подтекстовку?
Д.: «Бающки-бай, спи-засыпай, глазки скорей закрой».
Ученица исполняет вступление (1-3 т.)
А.М.: Начальный этап работы обязательно предлагает разбор и выучивание партии солиста.
Ученица исполняет ее фрагмент (4-7 т.) с задачей фразировки и интонационной выразительности.
Данный аккомпанемент представляет собой басовые линии с разложенными гармониями.
Чтобы привить ученице навык игры такого аккомпанемента, мы используем следующие способы:
Сыграть басовую линию с мелодией солиста (4-7 т.)
Чтобы услышать взаимодействие и тяготение гармоний между собой, объединить басы и разложенные гармонии в аккорды и сыграть с педагогом-иллюстратором (4-7 т.)
Д.: Иллюстрирует вышесказанное.
А.М.: В данном аккомпанементе есть два проигрыша (16-17 тт., 20-21 тт.). В первом из них композитор использует имитацию.
А.М.:Даша, что такое имитация?
Д.: Повторение, подражание.
А.М.: В данном проигрыше (16-17 тт.) используем навыки работы над полифонией, которыми владеет ученица.
Д.:Иллюстрирует способы работы:
1. Играет только мелодию (16-17 тт.)
2. Играет имитацию мотива из восьми длительностей (17 т.)
3. Играет только мелодию и имитацию (16-17 тт.)
4. Играет мелодию и интервалы, как два плана, правой и левой рукой соответственно (17т.)
5. Играет мелодию и интервалы, как написано, правой рукой в необходимом звуковом соотношении
А.М.: Второй проигрыш (20-21 т.) написан не очень удобно для исполнения, поэтому считаю возможным перенести подголоски и интервалы в левую руку, сделав аккомпанемент однородным.
Необходимо проучить плавные переносы левой руки от арпеджированных квинт к синкопированным аккордам.
Д.: Иллюстрирует способ работы.
А.М.: В конце колыбельной есть заключение (26-29 тт.). В нем присутствуют паузы.
Даша, какую роль играют паузы в музыке?
Д.: Они являются дыханием и частью музыкального образа.
А.М.: Встречая в аккомпанементе паузы, важно не делать остановку в мышлении, проживать паузу душой, слухом и «живыми» руками.
Д.: Ученица с педагогом-иллюстратором выполняют эту задачу.
А.М.: Произведение завершается угасанием звука на длинной ноте одновременно у солиста и концертмейстера. Даша должна боковым зрением следить за смычком солиста, чтобы одновременно с Оксаной Андреевной завершить произведение.
Д.: Ученица и педагог-иллюстратор демонстрируют задание (26-29 тт.).
А.М.: А теперь прошу вас исполнить произведение целиком.
Учащаяся VI класса – Клишина Алина
Р. Глиэр Прелюдия соч. 45 №1
А.М.:Алина, что такое аккомпанемент?
А.: Это сопровождение, помощь солисту в создании музыкального образа.
А.М.:С чего начинается прелюдия?
А.: С ауфтакта.
А.М.:Что это такое?
А.: Ауфтакт – это немецкое слово. Оно означает: «перед тактом, затакт».
А.М.:Самый яркий пример ауфтакта – это дирижерский взмах рукой, показывающий начало исполнения. Дети, поющие в хоре, знают об этом. Поскольку у инструменталистов руки заняты, они используют кивок головы, мимику, движение корпуса, рук. Ауфтакт несет в себе информацию, поэтому каков характер, темп и сила звука, таков и ауфтакт.
Прошу Алину и Оксану Андреевну показать подготовку к ауфтакту и начать произведение.
А.: Алина и Оксана Андреевна иллюстрируют поставленную задачу.
А.М.:Какой характер у прелюдии?
А.: Спокойный, безмятежный.
А.М.:Исходя из характера, мы подбираем темы, как средство выразительности. Разбираем форму. Сколько частей в прелюдии?
А.: Три части.
А.М.:Аккомпанемент представляет собой арпеджированную фактуру. Мотивное изложение таит в себе опасность членения аккомпанемента, с чем мы столкнулись на начальном этапе работы.
А.: Иллюстрирует, как нельзя играть.
А.М.:Поскольку аккомпанемент должен звучать в характере мелодии, то нужно исполнять его непрерывным текучим легато. Басовая линия в такой фактуре присутствует. Ее нужно слышать, но подчеркивать не надо.
А.: Алина и Оксана Андреевна выполняют поставленную задачу.
А.М.:Во второй части прелюдии (17-28 тт.) ученику прививается важнейший концертмейстерский навык – игра в диалоге с солистом.
Работаем следующими способами:
1. Ученица играет партию скрипки правой рукой, а мелодию в аккомпанементе левой рукой, слушая, интонируя и развивая диалог самостоятельных мелодических линий до кульминации (17-28 тт.)
2. Ученица и Оксана Андреевна исполняют совместно этот диалог (только мелодические линии).
А.: Ученица и Оксана Андреевна демонстрируют способы работы
А.М.:В прелюдии есть два перехода: от первой части ко второй (16-17 тт.), от второй части к третьей (28-29 тт.). Юному концертмейстеру нужно заранее о них подумать, т.к. меняется настроение, изложение, динамика. Важно сыграть их чутко и аккуратно в ансамблевом отношении.
А.: Алина и Оксана Андреевна иллюстрируют эту задачу (16-17 тт., 28-29 тт.)
А.М.:Третья часть частично повторяет первую и имеет небольшое заключение (37-43 тт.), в котором прелюдия завершается у скрипки длинным угасающим звуком (41-43 тт.).
Прошу Алину слушать угасающий звук и соответственно подстроить гармонические фигурации аккомпанемента (41-43 тт.).
А.М.: А теперь прошу вас исполнить произведение целиком.
А.: Алина и Оксана Андреевна играют прелюдию.
А.М.:Следующая часть нашего урока – это небольшой концерт, в котором учащиеся исполнят по два разнохарактерных произведения, показав свои концертмейстерские навыки.
Концерт
1. Сухих Дарья IV класс (3-й год обучения по предмету – аккомпанемент)
К. Донкин Вальс феи
Н. Ниязи Колыбельная
2. Клишина Алина VI класс (3-й год обучения по предмету – аккомпанемент)
Г. Гендель Колыбельная
Р. Глиэр Прелюдия соч. 45 №1
3. Сухих Даниил VII класс (2-й год обучения по предмету – аккомпанемент)
А. Хачатурян Ноктюрн из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»
Г. Купер Тарантелла
Заключительное слово преподавателя
В завершение нашего урока-концерта хотелось бы напомнить совет Р.Шумана молодым музыкантам: «Пользуйтесь всяким случаем играть что-то сообща, как-то: дуэты, трио и т.д. Это сделает твою игру плавною, полною жизни, осмысленною. Чаще аккомпанируй певцам!» А в нашем случае инструменталистам!
Коллегиальное обсуждение открытого урока-концерта
Коллеги отметили хорошую подготовку преподавателя к уроку, качественные игровые и концертмейстерские навыки учащихся, а также важность данного предмета в разностороннем образовании юного музыканта.
Методическая литература
Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова. «Путь к музицированию». Выпуск 1.
Разделы:
Учусь аккомпанировать
Слушаю разную музыку и по-разному аккомпанирую
Аккомпанирую на фортепиано
Я. Достал. «Ребенок за роялем». Педагоги-пианисты о фортепианной методике.
Статьи:
М. Смирнов. «О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных пианистов».
Я. Достал. «Обучение первоначальным аккомпанементам»