Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок на тему "Работа над аккомпанементом"

Цель урока сочетание теоретических основ аккомпанемента с пианистическими навыками учащихся. Задача урока формирование умений и навыков аккомпанемента, приобретение опыта инструментального концертмейстерства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа»

Открытый урок

на тему:

«Работа над аккомпанементом»

На примере пьес:

Н. Ниязи Колыбельная

Р. Глиэр Прелюдия соч. 45 №1

Подготовила:

Преподаватель по классу фортепиано

Ставрова Алла Михайловна

г. Качканар

2018

Открытый урок преподавателя высшей категории по классу фортепиано Ставровой Аллы Михайловны на тему:

«Работа над аккомпанементом»

23 мая 2018 года

Присутствовали:

Зав. фортепианным отделением ДМШ Сизова Е. В., преподаватели фортепианного отделения: Пазухина И. И., Соковец О. Е., преподаватель ДШИ Фаткулина Н. Ш., а также преподаватели ДМШ г. Лесного: Шаргунова И. В., Морозова М. С., Нефедова Н. А., Полозова Л. А.

Участники открытого урока:

Сухих Дарья – IV класс, Клишина Алина – VI класс, Сухих Даниил –VII класс.

Педагог-иллюстратор:

Преподаватель высшей категории Матис Оксана Андреевна (скрипка).

Цель урока: сочетание теоретических основ аккомпанемента с пианистическими навыками учащихся.

Задача урока: формирование умений и навыков аккомпанемента, приобретение опыта инструментального концертмейстерства.

Тип и форма урока: урок – концерт.

Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный (рассказ, диалог с учащимися, показ на инструменте).

Содержание урока

Известно, что в силу специфики инструмента фортепиано, учащиеся-пианисты ограничены рамками сольного исполнения и лишены радости музицирования в больших коллективах: оркестрах, ансамблях. Поэтому игра в фортепианном ансамбле или занятие аккомпанементом дает им возможность развиваться в маленьком, но коллективе.

Важно, что ученик знакомится близко с преподавателем-инструменталистом. Это Оксана Андреевна Матис и ее любимый инструмент - скрипка.

Благодаря урокам, учащийся-пианист начинает вплотную слышать и познавать основное достоинство скрипки – ее певучесть, а также разнообразие других штрихов, которые являются средствами выразительности в скрипичной музыке.

Игра в дуэте с инструменталистом воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, развивает музыкальный вкус, творческую активность.

Таким образом, аккомпанемент – одна из важнейших составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта.

Ход урока

Учащаяся IV класса - Сухих Дарья

Н. Ниязи Колыбельная

А.М.: Что такое колыбельная?

Д.: Песня на ночь.

А.М.: Чтобы вступление прозвучало единой фразой, какую ты используешь подтекстовку?

Д.: «Бающки-бай, спи-засыпай, глазки скорей закрой».

Ученица исполняет вступление (1-3 т.)

А.М.: Начальный этап работы обязательно предлагает разбор и выучивание партии солиста.

Ученица исполняет ее фрагмент (4-7 т.) с задачей фразировки и интонационной выразительности.

Данный аккомпанемент представляет собой басовые линии с разложенными гармониями.

Чтобы привить ученице навык игры такого аккомпанемента, мы используем следующие способы:

Сыграть басовую линию с мелодией солиста (4-7 т.)

Чтобы услышать взаимодействие и тяготение гармоний между собой, объединить басы и разложенные гармонии в аккорды и сыграть с педагогом-иллюстратором (4-7 т.)

Д.: Иллюстрирует вышесказанное.

А.М.: В данном аккомпанементе есть два проигрыша (16-17 тт., 20-21 тт.). В первом из них композитор использует имитацию.

А.М.:Даша, что такое имитация?

Д.: Повторение, подражание.

А.М.: В данном проигрыше (16-17 тт.) используем навыки работы над полифонией, которыми владеет ученица.

Д.:Иллюстрирует способы работы:

1. Играет только мелодию (16-17 тт.)

2. Играет имитацию мотива из восьми длительностей (17 т.)

3. Играет только мелодию и имитацию (16-17 тт.)

4. Играет мелодию и интервалы, как два плана, правой и левой рукой соответственно (17т.)

5. Играет мелодию и интервалы, как написано, правой рукой в необходимом звуковом соотношении

А.М.: Второй проигрыш (20-21 т.) написан не очень удобно для исполнения, поэтому считаю возможным перенести подголоски и интервалы в левую руку, сделав аккомпанемент однородным.

Необходимо проучить плавные переносы левой руки от арпеджированных квинт к синкопированным аккордам.

Д.: Иллюстрирует способ работы.

А.М.: В конце колыбельной есть заключение (26-29 тт.). В нем присутствуют паузы.

Даша, какую роль играют паузы в музыке?

Д.: Они являются дыханием и частью музыкального образа.

А.М.: Встречая в аккомпанементе паузы, важно не делать остановку в мышлении, проживать паузу душой, слухом и «живыми» руками.

Д.: Ученица с педагогом-иллюстратором выполняют эту задачу.

А.М.: Произведение завершается угасанием звука на длинной ноте одновременно у солиста и концертмейстера. Даша должна боковым зрением следить за смычком солиста, чтобы одновременно с Оксаной Андреевной завершить произведение.

Д.: Ученица и педагог-иллюстратор демонстрируют задание (26-29 тт.).

А.М.: А теперь прошу вас исполнить произведение целиком.

Учащаяся VI класса – Клишина Алина

Р. Глиэр Прелюдия соч. 45 №1

А.М.:Алина, что такое аккомпанемент?

А.: Это сопровождение, помощь солисту в создании музыкального образа.

А.М.:С чего начинается прелюдия?

А.: С ауфтакта.

А.М.:Что это такое?

А.: Ауфтакт – это немецкое слово. Оно означает: «перед тактом, затакт».

А.М.:Самый яркий пример ауфтакта – это дирижерский взмах рукой, показывающий начало исполнения. Дети, поющие в хоре, знают об этом. Поскольку у инструменталистов руки заняты, они используют кивок головы, мимику, движение корпуса, рук. Ауфтакт несет в себе информацию, поэтому каков характер, темп и сила звука, таков и ауфтакт.

Прошу Алину и Оксану Андреевну показать подготовку к ауфтакту и начать произведение.

А.: Алина и Оксана Андреевна иллюстрируют поставленную задачу.

А.М.:Какой характер у прелюдии?

А.: Спокойный, безмятежный.

А.М.:Исходя из характера, мы подбираем темы, как средство выразительности. Разбираем форму. Сколько частей в прелюдии?

А.: Три части.

А.М.:Аккомпанемент представляет собой арпеджированную фактуру. Мотивное изложение таит в себе опасность членения аккомпанемента, с чем мы столкнулись на начальном этапе работы.

А.: Иллюстрирует, как нельзя играть.

А.М.:Поскольку аккомпанемент должен звучать в характере мелодии, то нужно исполнять его непрерывным текучим легато. Басовая линия в такой фактуре присутствует. Ее нужно слышать, но подчеркивать не надо.

А.: Алина и Оксана Андреевна выполняют поставленную задачу.

А.М.:Во второй части прелюдии (17-28 тт.) ученику прививается важнейший концертмейстерский навык – игра в диалоге с солистом.

Работаем следующими способами:

1. Ученица играет партию скрипки правой рукой, а мелодию в аккомпанементе левой рукой, слушая, интонируя и развивая диалог самостоятельных мелодических линий до кульминации (17-28 тт.)

2. Ученица и Оксана Андреевна исполняют совместно этот диалог (только мелодические линии).

А.: Ученица и Оксана Андреевна демонстрируют способы работы

А.М.:В прелюдии есть два перехода: от первой части ко второй (16-17 тт.), от второй части к третьей (28-29 тт.). Юному концертмейстеру нужно заранее о них подумать, т.к. меняется настроение, изложение, динамика. Важно сыграть их чутко и аккуратно в ансамблевом отношении.

А.: Алина и Оксана Андреевна иллюстрируют эту задачу (16-17 тт., 28-29 тт.)

А.М.:Третья часть частично повторяет первую и имеет небольшое заключение (37-43 тт.), в котором прелюдия завершается у скрипки длинным угасающим звуком (41-43 тт.).

Прошу Алину слушать угасающий звук и соответственно подстроить гармонические фигурации аккомпанемента (41-43 тт.).

А.М.: А теперь прошу вас исполнить произведение целиком.

А.: Алина и Оксана Андреевна играют прелюдию.

А.М.:Следующая часть нашего урока – это небольшой концерт, в котором учащиеся исполнят по два разнохарактерных произведения, показав свои концертмейстерские навыки.

Концерт

1. Сухих Дарья IV класс (3-й год обучения по предмету – аккомпанемент)

К. Донкин Вальс феи

Н. Ниязи Колыбельная

2. Клишина Алина VI класс (3-й год обучения по предмету – аккомпанемент)

Г. Гендель Колыбельная

Р. Глиэр Прелюдия соч. 45 №1

3. Сухих Даниил VII класс (2-й год обучения по предмету – аккомпанемент)

А. Хачатурян Ноктюрн из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»

Г. Купер Тарантелла

Заключительное слово преподавателя

В завершение нашего урока-концерта хотелось бы напомнить совет Р.Шумана молодым музыкантам: «Пользуйтесь всяким случаем играть что-то сообща, как-то: дуэты, трио и т.д. Это сделает твою игру плавною, полною жизни, осмысленною. Чаще аккомпанируй певцам!» А в нашем случае инструменталистам!

Коллегиальное обсуждение открытого урока-концерта

Коллеги отметили хорошую подготовку преподавателя к уроку, качественные игровые и концертмейстерские навыки учащихся, а также важность данного предмета в разностороннем образовании юного музыканта.

Методическая литература

Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова. «Путь к музицированию». Выпуск 1.

Разделы:

Учусь аккомпанировать

Слушаю разную музыку и по-разному аккомпанирую

Аккомпанирую на фортепиано

Я. Достал. «Ребенок за роялем». Педагоги-пианисты о фортепианной методике.

Статьи:

М. Смирнов. «О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных пианистов».

Я. Достал. «Обучение первоначальным аккомпанементам»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области