ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Ерохина Т.С. учитель биологии МБОУ «Лицей №10»
(г. Белгород)
Аннотация. В статье говориться о том что, в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности проектной деятельности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться тем, что ученик сможет применить на практике.
Познавательная проектная деятельность ˗ это углубленное изучение человеком окружающую действительность, в ходе которой индивид получает, познания существования в окружающем мире, и учит не только взаимодействовать с ним, но также воздействовать на него. По мнению Е.А. Савенкова: «Познавательную проектную деятельность можно рассматривать с точки зрения интеллектуально-творческой деятельности.
Школьный возраст подростков характеризуется возрастными изменениями и анатомическими преобразованиями. Происходит увеличение размера сердца, толщина и масса, изменяется его функциональность.
Организм детей имеет индивидуальное развитие системы кровообращения, функциональные развития у подростков сохраняются до 14 лет. Воздействие внешних факторов, физических и психологических нагрузок на детей несут повреждения в ЧСС. Имеются изменения в минутном объеме крови, что дает адаптацию к возможным физическим нагрузкам.
С возрастом изменяется число сердечных сокращений, это связанно с тем, что влияет блуждающий нерв. Особенности роста и развития сердца во многом определяются половой принадлежностью и биологическим возрастом подростков. Возрастные изменения определяют характер основных физиологических показателей деятельности сердца и сосудов, в частности скорости кровотока, уровень артериального и венозного давления, ударный и минутный объём крови, ритм сердечных сокращений.
Главной особенностью сердечно - сосудистой системы подростков, является сердце подростка, оно растет быстро, а развитие нервного аппарата не успевает за ним. В ходе этого у детей наблюдается сердцебиение, неправильный ритм.
В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Изменяется масса и оббьем крови. Масса сердца к 10 годам увеличивается в 6 раз, а к 16 ˗ в 11 раз. За исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Рост массы сердца происходит с некоторым меньшим отставанием от роста массы тела. Особенно большой прирост массы сердечной мышцы после 14 лет. Объем сердца достигает 130-150 мл, а минутный объем крови — 3-4л/мин. Минутный объем крови увеличивается главным образом за счет возросшего систолического объема, который за период от 10 до 17 лет нарастает от 46 мл до 60-70 мл. За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее понижение частоты сердечных сокращений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин. У подростков до 14 лет еще значительно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает. С развитием у подростка проводящей системы сердца различные показатели ЭКГ в старшем дошкольном возрасте почти соответствуют взрослому организму. Рост просвета сосудов в переходный период (13-14лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает в ряде случаев явления юношеской гипертонии − повышение АД до 140 мм рт.ст. и выше.
В результате изменения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление кругооборота крови. Время кругооборота крови, в среднем школьном возрасте − 18 с. В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения свидетельствуют об экономизации функций сердца.
Теоретический анализ научной литературы позволил выяснить сущность таких понятий как «проектная деятельность», «метод проектов». Для разрешения выявленных нами противоречий в практике реализации проектной деятельности (формализм и локализация проектной деятельности, недостаточная разработанность этапов и содержания проектной деятельности по биологии) нами была организована проектная деятельность школьников по теме «Кровообращение».
Таким образом, организовывая проектную деятельность школьников по биологии, получаем конечный продукт – научно-исследовательские проекты школьников. В ходе подготовки и выполнения проектов повышается заинтересованность детей к обучению биологии, дети самостоятельно начинают искать новые темы для реализации проектной деятельности.
В результате исследований получаем показатели физического развития девочек (девушек) и мальчиков в возрасте 14-16 лет, показатели физиологического развития, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы испытуемых.
В результате исследований установлено, что у испытуемых всех возрастов изученные показатели находились в пределах границ физиологической нормы. В пределах границ нормальных величин нами были получены некоторые изменения показателей в конце года по сравнению с началом.
Библиографический список
Андреев, Г.П. К столетию метода проектов : /Г.П. Андреев, Н. И. Бугаев, О.И. Михалёва, Романов // Школьные технологии. 2014 г. ˗ №4.
Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей подросткового возраста / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013г.
Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей подросткового возраста / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013.
Анянова, О.Б. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст]: / О.Б. Анянова // Материалы российско-американского семинара учителей, 10-13 мая. 2014г.