Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование современных педагогических технологий в работе с учащимися в начальной школе

Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. Основной принцип педагогической работы «не навреди», ведь у каждого ребёнка в начальной школе ещё всё только начинается. Детство – это особый период в развитии ребенка. Именно тогда начинает складываться личность ребенка, формируются эмоционально - волевая сфера, интересы, мотивы поведения. Такое формирование определяется социальным окружением ребенка, обстановкой в семье. И задача каждого педагога - помочь ребенку в умении приспосабливаться к окружающему миру и умении взаимодействовать с ним.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роговая Т.М.

МБОУ «Масловрпристанская СОШ

Белгородской области Шебекинского района»

Использование современных педагогических технологий в работе с учащимися в начальной школе

Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. Основной принцип педагогической работы «не навреди!», ведь у каждого ребёнка в начальной школе ещё всё только начинается. Детство – это особый период в развитии ребенка. Именно тогда начинает складываться личность ребенка, формируются эмоционально - волевая сфера, интересы, мотивы поведения. Такое формирование определяется социальным окружением ребенка, обстановкой в семье. И задача каждого педагога - помочь ребенку в умении приспосабливаться к окружающему миру и умении взаимодействовать с ним. [2, с. 346] Широкие возможности в практической деятельности педагога открывают использование инновационных технологий, и органично дополняют традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми. Инновационные технологии в школе – это новейшие приемы организации образовательного процесса, которые положительно влияют на обучаемость, способствуют повышению эффективности методик обучения и воспитания детей, интенсивному развитию интеллекта в начальной школе. [3, с. 36] Виды инновационных педагогических технологий, которые чаще всего используются на уроках в начальной школе это: игровые; информационно - коммуникационные; проблемного обучения; проектные и т.д. Одной из задач педагогической деятельности является и развитие познавательных процессов школьников, так как именно этот возраст является периодом расцвета детской познавательной активности. К познавательным процессам детей начального школьного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь. Для их развития я использую игровые технологии. Умелое применение познавательных процессов делает занятие интересным для обучающихся, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности - в игре. [1, с. 122] Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. [4, с. 24] Современные информационно - коммуникационные технологии, так же открывают широкий спектр возможностей для познавательного развития детей и ознакомления с окружающим миром. В отличие от других средств обучения информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в начальной школе - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для школьников новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. [1, с. 56] Компьютер вошёл в жизнь ребенка через игру. Например: - дидактическая игра «Четвертый лишний» способствует развитию познавательных процессов, доступна для использования игры в семейном воспитании, тренирует наглядно - образное мышление, словесно - логическое мышление, активный словарь, дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения; - дидактическая игра «Чья мама? Чей малыш?» учит детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию; - дидактическая игра «Чей домик?» развивает мышление, учит детей различать диких и домашних животных, птиц. - дидактическая игра «Сок какой?» закрепляет умение детей преобразовывать существительное в прилагательное на основе наглядности, формирует представление об обобщающих понятиях «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». Технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в том, что учитель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей на уроках окружающего мира: - В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? - Видишь, что кто - то тонет. Как поступишь? - В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему? - Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. - Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [1, с. 66] Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов школьников в начальных классах. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа учащихся в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов - предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Например: проект «Мой внутренний мир» по итогам, которого каждым ребенком были оформлены альбомы «Книга обо мне», об интересах и увлечениях детей; проект «Развиваемся вместе» находится в реализации, участниками являются дети и родители, направлен на совместное выполнение заданий и упражнений.

Таким образом, становится очевидным, что все вышеуказанные технологии (игровые; информационно - коммуникационные; проблемного обучения; проектные) используемые в комплексе позволяют параллельно решать задачи образовательного учреждения – воспитание и развитие познавательных процессов школьников. Так как именно возраст ребёнка начальной школы является периодом расцвета детской познавательной активности. Ведь именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируются эмоционально - волевая сфера, интересы, мотивы поведения, социализация в обществе. Благодаря использованию современных образовательных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребёнку, учесть индивидуальные особенности каждого. Приведённые выше примеры организации образовательного процесса, которые положительно влияют на обучаемость, способствуют повышению эффективности методик обучения и социализации детей, интенсивному развитию интеллекта в дошкольном возрасте.

Список использованной литературы

1. Макарова К.С., Камерилова Г.С. Организация проблемного обучения на уроках безопасности жизнедеятельности / Социальная сеть работников образования // К.С.Макарова, Г.С.Камерилова, Москва - С.248

2. Черкашина Л.Л. Современные образовательные технологии. Интегрированные уроки по географии [Текст] // Л.Л.Черкашина. – Белгород. С.288

3. Ганина О. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС [Текст] // О.В.Ганина, Молодой ученый. — 2015. — №22. - 768с.

4. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] // С.А.Цабыбин, издательство «Учитель», Волгоград, 2009.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области