Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тревожный ребенок в семье. Как помочь

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тревожный ребенок в семье. Как помочь?

Педагог-психолог ГОБУ Мурманской области

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

И.С. Малышева

Повышенная тревожность у ребенка – достаточно часто встречающаяся проблема в наше время. Её признаки отмечаются примерно у 8% детей и этот показатель, к сожалению, растёт.

Так как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или идут один за другим.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности, а о методах воспитания.

Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.

Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень:

приливы жара или озноба;

тремор или дрожь;

учащенное сердцебиение;

дискомфорт или боли в груди;

ощущение комка в горле;

затрудненность дыхания;

обморочность или головокружения;

мышечное напряжение;

онемение или покалывания;

ощущение «пустоты в голове»;

чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Профилактика повышенной тревожности или «нельзя»

*Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для ребенка вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

* Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.

* Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.

* Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.

* Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.

* Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.

Рекомендации по снижению тревожности или «надо»

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

* Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.

* Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.

* Чаще и, желательно, публично отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.

* Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.

* Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.

* Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.

* Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.

* Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области