Тревожный ребенок в семье. Как помочь?
Педагог-психолог ГОБУ Мурманской области
«Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
И.С. Малышева
Повышенная тревожность у ребенка – достаточно часто встречающаяся проблема в наше время. Её признаки отмечаются примерно у 8% детей и этот показатель, к сожалению, растёт.
Так как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?
Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».
Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или идут один за другим.
Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности, а о методах воспитания.
Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:
Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень:
приливы жара или озноба;
тремор или дрожь;
учащенное сердцебиение;
дискомфорт или боли в груди;
ощущение комка в горле;
затрудненность дыхания;
обморочность или головокружения;
мышечное напряжение;
онемение или покалывания;
ощущение «пустоты в голове»;
чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».
Профилактика повышенной тревожности или «нельзя»
*Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для ребенка вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
* Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
* Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
* Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
* Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
* Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
Рекомендации по снижению тревожности или «надо»
Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.
* Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
* Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
* Чаще и, желательно, публично отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
* Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
* Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
* Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
* Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
* Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.