Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

A HEALTHY LIFESTYLE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Волкова Валентина Геннадьевна

Студентка 3 курса

Ставропольский государственный педагогический институт

Россия, Ставрополь.

e-mail: valy

Volkova Valentina Gennad'evna

3rd year student

Stavropol State Pedagogical Institute

Russia, Stavropol

e-mail: valy

Дмитриева Лариса Сергеевна

Студентка 3 курса

Ставропольский государственный педагогический институт

Россия, Ставрополь.

e-mail: dmitrieva.s23@mail.ru

Dmitrieva Larisa Sergeevna

3rd year student

Stavropol State Pedagogical Institute

Russia, Stavropol

e-mail: dmitrieva.s23@mail.ru

Научный руководитель

Кульчицкий Владимир Емельянович

Доцент кафедры отделения искусств и физической культуры

Ставропольского государственного педагогического института

Scientific adviser

Kulchitsky Vladimir Emelyanovich

Associate Professor of the Department of arts and physical culture

Stavropol State Pedagogical Institute

Аннотация.

В статье рассматривается значение физической культуры и спорта для семей, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Автор описывает цели, задачи, принципы физической культуры и выделяет актуальные проблемы развития данной сферы.

Annotation.

The article discusses the importance of physical culture and sports for families with children with disabilities. The author describes the goals, objectives, principles of physical culture and highlights the actual problems of development of this sphere.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, физическая культура, социализация.

Key words: children with disabilities, physical education, socialization.

Статистические данные позволяют констатировать, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Российской Федерации за последнее десятилетие продолжает увеличиваться, в среднем на 6-7.5% за год, что, конечно же, является негативной динамикой. Стремительный рост числа лиц названных категорий имеет причины мирового (глобальное ухудшение экологии и др.), национального (высокий процент травматизма, социальные болезни и др.), местного (социально-экономические условия проживания населения конкретной территории и др.), личностного (отсутствие навыков ведения здорового образа жизни и др.) масштаба.

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов», лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – называют людей с физическими и (или) психическими недостатками, имеющих ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм[5].Группа лиц с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными проблемами: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Политика современных демократических государств направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов и людей с ОВЗ. Одним из обязательных условий подобной защиты является поддержка со стороны семьи самого ребенка, благодаря которой ребенок не будет ощущать себя неспособным к выполнению занятий.

На сегодняшний день установлено, что одним из самых эффективных средств социализации, реабилитации и интеграции детей с ОВЗ в кругах семьи является физическая культура и спорт. Эти виды деятельности, во-первых, способствуют оздоровлению организма и физическому развитию индивида, и, во-вторых, обеспечивают благоприятное психологическое воздействие, формируя правильное, полноценное мироощущение, осознание возможности сделать личный вклад в социальное развитие общества.

Адаптивная физическая культура (АФК) является относительно новым направлением в российской системе реабилитации детей с ОВЗ. Этим термином называют разновидность физической культуры, которая предназначена для лиц с различными нарушениями физических или психических функций, появившихся в результате перенесенных заболеваний, травм или врожденного дефекта. Целью ФК является стимуляция позитивных морфофункциональных реакций организма и формирование необходимых двигательных координаций, навыков, физических качеств и способностей. Кроме того, средствами физической культуры и спорта возможно осуществлять восстановление и развитие психофизических способностей, профилактику и предупреждение возникновения вторичных отклонений, таких как нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сферы. Занятия ФК совместно с членами семьи оказывают позитивное влияние на показатели здоровья и психофизическое состояние инвалида в целом, а такжес пособствуют решению актуальной проблемы их социализации[7].

Выделим задачи, в решении которых занятия физической культуры могут помочь людям с ограниченными возможностями здоровья:

устранение или ослабление неблагоприятных последствий урбанизации жизни, а именно: нервно-эмоциональных перегрузок, гипокинезии и избыточного нерационального рациона;

повышение трудоспособности индивида;

обеспечение достаточной мышечной активности и стимулирование естественного иммунитета − устойчивости организма к болезнетворным воздействиям различного характера;

обеспечение переключения нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечения инвалида от утомляющего и часто отрицательного воздействия повседневности;

воспитание чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, потребности преодоления препятствий и других ценных морально-волевых качеств, играющих ведущую роль в профилактике заболеваний и расстройств нервно-психического характера;

обеспечение повышения уровня обменных процессов, нормализация деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействие рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимуляция регенеративных процессов [7].

Важность и значимость развития спорта и физкультуры для лиц с ограниченными возможностями послужили причиной закрепления соответствующего права инвалидов в законодательных актах. В состав федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» включена отдельная статья «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами». В данном разделе отмечается, что ответственными за организацию занятий лиц с ОВЗ физкультурой и спортом являются учреждения физкультуры и спорта, здравоохранения, образования и социальной защиты населения [6]. Активная деятельность по осуществлению реабилитации людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры, спорта и туризма осуществляется также общественными организациями инвалидов[4].

Создание для людей с ограниченными возможностями здоровья современной, качественной и благоприятной среды для занятий различными видами спорта, формирование у инвалидов устойчивой потребности в занятиях физической культурой являются одними из самых приоритетных задач, закрепленных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в период до 2020 г[7].

Благодаря возрастающему вниманию представителей органов государственной власти к вопросу адаптивной физической культуры количество людей с ограниченными возможностями здоровья, приобщенных к регулярным занятиям спортом, в последнее время стремительно увеличивается. Однако, анализируя ситуацию по стране в целом, можно прийти к выводу, что достигнутые результаты нельзя назвать положительными: в настоящее время спортом занимаются чуть более 3,5 % российских граждан с ОВЗ [1].

Несомненно, что физическая культура и спорт представляют собой одно из самых сильных средств социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Спортивная реабилитация инвалидов играет одну из ведущих ролей в их социализации, реабилитации и интеграции; кроме того, полученные навыки будут способствовать укреплению здоровья и формированию полноценного с психологической точки зрения мироощущения.

Физическая культура совместная с семьей является средством, помогающим осознать, что инвалидность не является препятствием для ведения полноценной, активной жизни. Участие в коллективных спортивных мероприятиях развивает самостоятельность, самоуважение, дарит позитивное эмоциональное состояние, что в конечном итоге помогает преодолению многих психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценности и социальной значимости.

Список используемой литературы:

Вебер М.Ю. Развитие спорта в Южном федеральном округе: социально-экономические характеристики // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №21. - С.58-62.

Гудкова Т.В. Современные пути интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. - 2016. - №1 (29). - С.68-76.

Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.

Нарзулаев С.Б., Сафронова И.Н., Петухов Н.А. Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта // Вестник ТГПУ. - 2012. - №5. - С.154-160.

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от26.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа:

О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа:

Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №2. - С.169-171.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области