Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Обществознание».

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам, обучающихся по образовательной программе среднего полного общего образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Олекминский техникум»

Методические указания

для организации самостоятельной работы студентов

по дисциплине

«Обществознание»

Для студентов СПО очной формы обучения

Автор методической разработки преподаватель

ГБПОУ РС (Я) «ОТ»_________/Контакевич Н. В./

Олекминск - 2018Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………

3

Глава 1. Задания для самостоятельной работы студентов…………………...

6

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе…………………………………………………………………………

6

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и обществе………

7

Раздел 3. Экономика……………………………………………………………

7

Раздел 4. Социальные отношения……………………………………………..

9

Раздел 5. Политика как общественное явление………………………………

10

Раздел 6. Право…………………………………………………………………

11

Глава 2. Составление конспекта……………………………………………….

14

Глава 3. Реферат………………………………………………………………...

15

Глава 4. Написание эссе………………………………………………………..

17

Глава 5. Подготовка доклада…………………………………………………..

18

Глава 6. Составление тестовых заданий………………………………………

20

Глава 7. Составление кроссвордов…………………………………………….

21

Рекомендуемая литература…………………………………………………….

22

Приложение 1…………………………………………………………………...

25

Приложение 2…………………………………………………………………...

26

Приложение 3…………………………………………………………………...

27

Пояснительная записка

Методические указания по организации самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплине"Обществознание"составлены в соответствии с требованиями ФГОС для профессий и специальностей СПО.

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам, обучающихся по образовательной программе среднего (полного) общего образования.

Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ.

В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться – это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.

Методические указания разработаны с учетом требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам студентов, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом и ориентированы на достижение следующих целей:

развитие личности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоениеспособов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения учебной дисциплины "Обществознание"обучающийся должен:

знать/понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разнымиубеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В методических указаниях содержатся примерные задания для самостоятельной работы по разделам и темам, рекомендации для студентов по составлению конспекта, тестов, кроссвордов, написанию реферата и эссе, подготовке доклада, приведен список литературы и нормативных актов для обучающихся, а также предложены критерии оценки для каждого вида работы.

ГЛАВА 1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные знания

Самостоятельная работа – 6 часов:

1. Подготовка сообщения с использованием СМИ о проблемах современной молодежи (см. п. 2, п. 5).

2. Составление схемы связей человека с окружающим миром.

В данном задании изобразите схематически свои основные роли в обществе. Например:

3. Решение межличностных конфликтных ситуаций с учетом опыта студентов.

Ситуация 1. Назовите известные вам правила этикета в общении педагога и студента. Нарушение каких правил может привести к конфликтной ситуации?

Ситуация 2. Проблема отцов и детей существовала всегда. Как вы видите эту ситуацию? Объясните причины и последствия конфликтов между родителями и детьми.

Тема 1.2. Общество как сложная система

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Творческое сочинение (эссе) «Роль насилия в жизни общества» или «Международный терроризм»(см. п. 4).

2.Заполнение таблицы "Сравнительная характеристика разных типов обществ".

Используя дополнительную литературу, заполните таблицу, выделяя основные отличительные черты трех типов обществ:

Аграрное общество

Индустриальное общество

Информационное общество

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕ

Тема 2.1. Наука и образование

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Изложение собственных суждений о роли образования в жизни каждого человека в форме эссе (см. п. 4).

Тема 2.2. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Работа с источниками – заполнение таблицы «Сравнительная характеристика мировых религий»

Используя дополнительную литературу, Интернет – ресурсы, заполните таблицу по признакам: дата появления, мессия, священная книга, основные заповеди, количество верующих:

Признаки

Христианство

Буддизм

Ислам

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Решение задачи – рассчитать семейный бюджет на месяц.

В расчетах необходимо использовать конспект урока по теме "Экономика потребителя".

2. Определение алгоритма поведения при реализации прав потребителя.

Опираясь на "Закон о правах потребителя", определите порядок действий потребителя при нарушении его прав производителем или продавцом.

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Подготовка рефератовна темы(на выбор) – "Предпринимательство. История развития предпринимательства в России", "Конкуренция и ее роль в рыночной экономике" (см. пп. 2,3)

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика.

Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Самостоятельна работа – 2 часа:

1. Работа с изученными понятиями – составление тестовых заданий, кроссвордов (см. пп. 6, 7).

2. Решение познавательных задач по теме:

Задача 1.Постройте графики, показывающие зависимость спроса и предложение от цены:

Задача 2.Исправьте ошибки в предложениях:

В экономической науке сформулирован закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере уменьшения потребления блага его полезность увеличивается.

Действующий на рынке закон спроса состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Работа с источниками – подготовка сообщения по экономике Якутии (см. п. 5).

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного опыта студентов.

Ситуация 1.Перечислите основные характеристики личности. Какие из них вы считаете социально важными? Приведите примеры.

Ситуация 2. Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации?

М. Арнольд: "Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего".

А. Шопенгауэр: "Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы".

2. Определение алгоритма исполнения основных социальных ролей.

На основании конспекта урока по теме "Социальные роли, их многообразие" дать характеристику своим социальным ролям и ожидаемому поведению внутри каждой роли.

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Самостоятельная работа – 2 часа:

Анализ типичных социальных ситуаций

Решение познавательных задач.

Задача 1. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Объясните на примерах.

Задача 2. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают, приведите примеры.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Самостоятельная работа – 6 часов:

1. Подготовка реферата на тему "Общество и его регуляторы" (см. п. 3).

2. Изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни – написание эссе на тему: "Проблемы семьи в современной России" или "Межнациональные проблемы в России" (см. п. 4).

3. Анализ современной демографической ситуации в России, Якутии. Подготовка доклада (см. п. 5).

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Подготовка доклада на тему "Политические партии и лидеры в современной России, Якутии" (см. п. 5).

2. Заполнение сравнительной таблицы политических режимов.

Используя дополнительную литературу или Интернет-ресурсы, заполните таблицу. Приведите примеры по каждому признаку из истории или современности (в той же колонке таблицы).

Признаки

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Глава государства

Политические партии

Права и свободы

Политическая идеология

3. Работа с Конституцией РФ – отражение признаков демократии в конституции.

Опираясь на конспект темы "Демократия, правовое государство", выпишите из Конституции РФ (статьи № 2, 3, 6, 7, 10, 13, 29, 30, 32) положения, подтверждающие признаки демократии.

Тема 5.2. Участники политического процесса

Самостоятельная работа – 6 часов:

1. Работа с Конституцией, другими нормативными актами.

Задание 1. Выписать из Конституции РФ (глава 2) политические права граждан.

Задание 2. Выписать из УК РФ виды ответственности, наступающих за политические правонарушения.

2. Подготовка реферата по темам на выбор: "Четвертая власть, ее роль в политической жизни", "Свободные выборы – утопия или реальность" (см. п. 3).

РАЗДЕЛ 6. ПРАВО

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Работа с нормативными актами – решение познавательных задач.

Задание 1. Житель Чечни Н. совершил убийство другого жителя Чечни М. и был задержан сотрудниками чеченской милиции. Начальнику РОВД Н. заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу М., поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Н. был отпущен. Опираясь на УК РФ, определите, прав ли был начальник РОВД. Поясните, как влияют обычаи на нормы права.

Задание 2. УК РФ, ст. 161: "Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет". Выделите структурные части нормы права.

Задание 3. В ч. 1 ст. 89 Семейного кодекса сказано: "Супруги обязаны материально поддерживать друг друга". Определите способ правового регулирования.

2. Анализ типичных ситуаций в правовой сфере.

Задание 1. На занятии в классе одного их колледжей Москвы преподавателем были вынесены на обсуждение две формулировки права:

а) право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

б) право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Преподаватель утверждал, что одна из этих формулировок не верна. Дайте определение, что такое право, и определите, какая формулировка является неверной.

Задание 2. Постановлением правительства Н-ской области было установлено, что на работу на предприятия, учреждения, организации могут приниматься только лица, имеющие городскую, либо областную прописку. Определите, какой принцип права нарушен данным нормативным актом.

Тема 6.2. Основы конституционного права РФ

Самостоятельная работа – 4 часа:

Работа с Конституцией РФ.Глава 2.

Заполните таблицу:

Личные права граждан

Социально-экономические права граждан

Обязанности граждан

Гарантии

прав

2. Решение познавательных задач по правам и обязанностям человека.

Задание 1. Объясните, какие права человека были нарушены в ситуациях:

– добиваясь признания, следователь ударил допрашиваемого;

– уборщица, мывшая лестницу, облила водой прохожего;

– милиция не пустила в храм верующих.

Задание 2. Прочитайте текст. Проанализируйте жизнь спартанцев с точки зрения современных представлений о правах и свободах человека:

Чистокровные спартиаты – потомки завоевателей, пришедших с севера, – составляли только 10 % от всего населения Спарты. Только спартиаты владели землей, на их земле трудились рабы – илоты. Они были из числа покоренных местных жителей. Торговлей и ремеслами занимались свободные, но лишенные многих прав обитатели близлежащих городов – периэки.

Спартиаты не трудились, посвящая время физическим упражнениям и военной подготовке. Родители новорожденных обязаны были предъявлять младенцев старейшинам. Слабых и больных те приказывали сбрасывать в пропасть. Мальчики старше 7 лет воспитывались вне дома. Юноши объединялись в товарищества: они вместе жили, питались, охотились, участвовали в военных предприятиях.

Гражданам Спарты запрещалось без специального разрешения покидать государство, вступать в браки с иноземцами, воспитывать сыновей в семье. Спартанцы считали свое государственное устройство наилучшим, а себя – свободными жителями Греции.

Тема 6.3. Отрасли российского права

Самостоятельная работа – 8 часов:

1. Работа с нормативными актами.

Задание 1. Работа с кодексом РФ об административных правонарушениях (статьи 2,3): дайте определение административному правонарушению, с какого возраста наступает административная ответственность? Назовите цели и виды административных наказаний.

Задание 2. Прочитайте статьи 26, 27 ГК РФ. В чем состоят особенности дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет? Какие права эти лица могут осуществлять самостоятельно, а какие с согласия родителей? Что такое эмансипация? Как ограничена дееспособность малолетних (детей в возрасте до 14 лет)?

Задание 3. Прочитайте статьи 63-65 Трудового кодекса РФ. С какого возраста гражданин может заключать трудовой договор? Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

2. Решение познавательных и ситуационных задач.

Задание 1. Гражданин Кононенко, являвшийся в прошлом инди-видуальным предпринимателем, был признан по решению суда банкротом. Судебный пристав, пришедший описывать имущество Кононенко, арестовал все находившееся в квартире имущество (мебель, книги, одежду, детские вещи), а заодно и саму квартиру, принадлежащую на праве собственности семье Кононенко, состоявшей из жены, матери и двух детей. Кроме того, в опись был включен и автомобиль, зарегистрированный на имя жены Кононенко.

Какое имущество судебный пристав не должен был описывать?

Задание 2. Артемов, находясь в нетрезвом состоянии, украл у своей соседки, в одиночку воспитывающей двоих детей, десять мешков картошки, что составляло весь их зимний запас. Посколькуранее Артемов был дважды судим за хищения, суд применил к нему дополнительное наказание – конфискация имущества. При производстве конфискации в опись имущества Артемова был включен плуг, доставшийся ему при распределении имущества колхоза, а затем внесенный им в качестве вклада в уставной капитал колхоза, ставшего обществом с ограниченной ответственностью. Председатель колхоза предъявил иск об исключении из описи плуга, мотивируя тем, что предстоит посевная и есть крайняя необходимость колхоза в сельхозтехнике.

Кто является собственником плуга? Как председателю колхоза необходимо обосновать свой иск?

Задание 3.После смерти Кузовлева с целью получения наследства к нотариусу обратилась его жена, отец и брат. Кроме этого, в нотариальную контору обратился сын Кузовлева от первого брака и внук, отец которого, т.е. сын Кузовлева, погиб в автокатастрофе.Запишите имена претендентов на наследство первой очереди.

3. Подготовка сообщений по отраслям права (см. п. 5).

4. Составление тестовых заданий (см. п. 6).

5. Подготовка презентаций по теме.

Используя дополнительную литературу, Интернет-ресурсы; навыки, полученные при изучении дисциплины "Информатика", составить презентацию по одной из отраслей права.

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

2.1. Выделение главной мысли

Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации – помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?Основную– записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.

2.2. Способы конспектирования

Тезисы– это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно- последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.

Способ "вопросов – ответов". Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Схема с фрагментами– способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, – при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально – лаконичного и запоминающегося конспекта.

Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).

2.3. Критерии оценки конспекта

1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

3. Выделение главной мысли, определение деталей.

4. Умение переработать и обобщить информацию.

ГЛАВА 3. РЕФЕРАТ

Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer– докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

3.1. Структура реферата

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1).

2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реальноисполь-зованная для написания реферата литература. Список составляетсясогласно правилам библиографического описания.

3.2. Этапы работы над рефератом

Подготовительный этап работы.Формулировка темы

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.

Создание текста. Общие требования к тексту

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы – от реферата до докторской диссертации – строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.Введение – начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.Во введении аргументируется актуальность исследования, – т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.Объем введения – в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

Заключение.Заключение – последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части – пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.

3.3. Требования к оформлению реферата

Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1 или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

3.4. Критерии оценки реферата

– знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;

– правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

– использование литературных источников;

– культура письменного изложения материала;

– культура оформления материалов работы.

ГЛАВА 4. НАПИСАНИЕ ЭССЕ

Эссе – жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.

4.1. Алгоритм написания эссе

Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.

В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке ("Я согласен", "Я не согласен", "Я не совсем согласен", "Я согласен, но частично" либо подобными по значению и смыслу фразами).

В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.

Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными.Вкачествеаргументов используются данные соответствую-щих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.

Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям:"Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании".

4.2. Критерии оценки эссе

– представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы

– раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

– аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

Доклад – это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее,доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

5.1. Этапы подготовки к докладу

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций PowerPoint;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

5.2. Структура публичного выступления

В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада:выход за пределы рассматриваемой темы;отсутствие четкого плана изложения материала;излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается);перескакивание с одного вопроса на другой.

Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.

Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.

5.3. Принципы успешного выступления

1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.

2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или трижды.

3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая основные элементы ее структуры. Для короткого выступления – это перечень основных мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного – развернутый план, отражающий завершенную форму будущей речи.

4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.

6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.

7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.

8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления – помещение, слушателей.

9. На листке плана удобно оставить широкие поля – на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.

5.4. Критерии оценки доклада

1. Практическая значимость работы.

2. Использование презентации.

3. Оригинальность работы.

4. Соответствие результатов работы современным тенденциям развития науки.

5. Глубина изучения состояния проблемы.

6. Использование современной научной литературы при подготовке работы.

7. Ответы на вопросы слушателей.

8. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений.

9. Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы).

ГЛАВА 6. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест определяется как система вопросов определенного содержания, специфической формы. Тест состоит из тестовых заданий и ответов к ним.

6.1. Правила составления тестов:

– в задании формулируется вопрос или утверждение, содержащее постановку проблемы, и готовые ответы, которые студент подбирает самостоятельно;

– среди ответов правильным обычно бывает только один, неправильных ответов должно быть 2-3;

– в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

– в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;

– частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;

– из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;

– правильный ответ необходимо выделить.

6.2. Критерии оценки составленных тестов

1. Соответствие правилам составления тестов.

2. Выбор верного варианта правильного ответа (указанного студентом).

3. Ясность формулировок.

ГЛАВА 7. СОСТАВЛЕНИЕ КРОССВОРДОВ

Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов).Крестословица – самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры

7.1. Правила составления кроссвордов

1. Допускается использование только нарицательных и собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

2. Не используются слова, которые пишутся через тире и имеют уменьшительно-ласкательную окраску.

3. В каждуюклетку кроссворда вписывается одна буква.

4.Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.

5. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

6. Сетка кроссворда выполняется в двух экземплярах: первый экземпляр с заполненными словами, второй – только с цифрами позиций.

7. Вопросы к кроссворду записываются на втором экземпляре.

7.2. Критерии оценки кроссвордов

– объем, количество слов;

– информативная точность;

– четкость рисунка кроссворда;

– оформление в электронном виде.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Важенин А.Г. Обществознание. – М.: Академия, 2012.

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М.: Академия, 2012.

Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2012.

ЕГЭ 2014. Обществознание. Сборник экзаменационных заданий. – М.: Эксмо, 2009.

Касьянов В.В. Обществознание: Учеб.пособие для вузов. Сер. Среднее профессиональное образование. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Обществознание: Учебник / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова. Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: ТК Велби: Проспект, 2015.

Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2013.

Обществознание: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Под ред. Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

Павлов СБ. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Айрис Пресс, 2011.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. – М: ACT. Астрель, 2010.

Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. – М: КДУ, 2012.

Аверьянов Ю.И. Боголюбова Л.Н. и др., Обществознание. 10 класс. Практикум: Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.

Краюшкина С.В., Тесты по обществознанию. 10 класс: К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой "Человек и общество. Обществознание". По новому образовательному стандарту (второго поколения). – Экзамен, 2011.

Дыдко С.Н., Обществознание. 8-11 классы. Справочные материалы. – М.: АСТ АстрельПолиграфИздат, 2012.

Дыдко С.Н., Обществознание. 8-11 классы. Справочник – шпаргалка: Для подготовки к устному экзамену и ЕГЭ. – М.: АСТ АстрельПолиграфИздат, 2012.

Баранов П.А., Обществознание в таблицах: 10-11 классы: Справочные материалы. – М.: АСТ Астрель Хранитель Ермак, 2011.

Ивашкевич Л.Д., Сизова Н.Г., Шпаргалки по обществознанию. 10-11 классы. – М.: Феникс, 2011.

Касьянов В.В., Обществознание. – М.: Феникс, 2011.

Кравченко А.И., Введение в социологию: 10-11 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ ХарвестАстрельТранзиткнига, 2012.

Слободина Н.Ю., Готовимся к олимпиаде по обществознанию (сост. Слободина Н.Ю.): Сборник заданий и ответов для 9-11 классов. – М.: Аркти, 2011.

Важенин А.Г., Практикум по образованию: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Академия, 2012.

Аверьянова Г.И., Обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 11 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2011.

Боровик В.С., Боровик С.С., Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений Изд. 1-е\2-е, стереотип. – М.: Академия, 2011.

Щеглов А.Ф., Обществознание; Экономика: Схемы; Комментарии; Тесты: Для школьников и абитуриентов. – М.: МАТЕРИК-АЛЬФА, 2011.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция РФ. 1993 г. / с изм. и доп. на 01.01.2011. – М.: Проспект, 2011.

Гражданский кодекс РФ. / с изм. и доп. на 01.12.2010. – М.: Проспект, 2011.

Уголовный кодекс РФ./ с изм. и доп. на 01.10.2010. – М.: Омега-Л, 2010.

Семейный кодекс РФ. / с изм. и доп. на 21.09.2010. – М.: Проспект, 2011.

Трудовой кодекс РФ./ сизм и доп. на 01.01.2011. – М.: "Читай" РидГрупп, 2011.

Налоговый кодекс РФ./ с изм. и доп. на 30.12.2010. – М.: Проспект, 2011.

СПИСОК дополнительной ЛИТЕРАТУРЫ

И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Бахтина, Л.Н. Кузьмич, И.П. Лариохина, Н.М. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. Н. Бахтина и др. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 314 с.

Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова.- М.: Издат. Центр "Академия", 2013. – 243 с.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 197 с.

Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности / Т.Г. Галактионова. – СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 2011. – 254 с.

Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы : учебное пособие / А. К. Демилова. – М.: Рус. яз., 2012. – 343 с.

Единый государственный экзамен 2013-2014: Обществознание: Репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, Эксмо, 2014. – 276 с.

Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др.– М.: Просвещение, 2014. См. главу IV "Учимся писать эссе.

ЕГЭ 2013. Обществознание. Репетитор. – М.: Просвещение, "Эксмо, 2014. – 187 с.

Кишенкова О.В. Обществознание: Руководство для подготовки к экзаменам. / О.В. Кишенкова. – М.: Издательство АСТ, 2012. – 142 с.

Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288с.

Мамина О.Н. Эссе по обществознанию / О.Н. Мамина. – М., Просвещение, 2013. – 147 с.

Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения / О.Д. Митрофанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 2013. – 294 с.

Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М., 2012.

Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений / М. П. Сенкевич.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк, 2013. – 274 с.

vschool31.ru/admindata/portfolio/eii/strategia.doc

Приложение 1

Примерные темы рефератов по обществознанию

Общество и его регуляторы.

Право – воплощение справедливости и добра.

Права человека – эволюция развития.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности.

Права потребителей.

Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.

Конституция РФ – основной закон жизни государства.

Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.

Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.

Тоталитаризм – феномен XX столетия.

Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

Политика – наука, искусство и профессия.

Свободные выборы – утопия или реальность.

Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

Демократия – за и против.

Политические партии и лидеры современной России.

Лидер – кто он?

Политические идеи русских мыслителей.

Особенности первичной социализации детей, находящихся под опекой.

Молодежь и ее роль в современной политике.

Политические реформы в современной России.

Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.

История развития предпринимательства в России.

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

Социально-регулируемое рыночное хозяйство.

Социальные роли лиц пожилого возраста.

Особенности демографических общностей в современной России.

Приложение 2

Примерные темы эссе по обществознанию

«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл).

«Горе земле, в которой, подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами» (М. И. Кутузов).

«Демократия опьяняется свободой» (Платон).

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ).

«Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на утверждении в собственной безопасности» (Ш. Монтескье).

«Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств, защищать его» (Т. Маколей).

«Проступок, хоть и может вызвать, временное благополучие, никогда не приносит подлинное счастье» (В. Сократ).

«Лучшие законы, рождаются из обычаев» (Ж. Жубер).

«Демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящиеся в неведомые стороны» (П. И. Новгородцев).

«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи, друг с другом» (И. Мержевский).

«Несправедливые законы не создают право» (Цицерон).

«Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?

«Право существует для пользы человечества» (Латинское изречение).

«Собственность есть кража» (Прудон).

«Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом» (Ф. Петрарка).

«Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед» (Софокл).

«Чтобы научить людей любить справедливость, нужно показать им результаты несправедливости» (А. Смит).

«Странно распределены блага жизни между людьми, нищему – ничего, бедному – мало, богачу – много, а довольно никому» (Ф. Шиллер).

«Мы все — рабы того лучшего, что внутри нас, и того худшего, что снаружи» (Б. Шоу).

Люди – это малые боги» (Г. Лейбниц).

«Закон могуч, но власть нужды сильнее» (Гете).

«Политическую систему часто отождествляют с политической культурой в широком смысле этого слова» (Г. Арсеньев).

«Сущность закона – человеколюбие» (У. Шекспир).

«Одним из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «все так делают» (Л. Н. Толстой).

«Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки – нищие» (Японская пословица).

Приложение 3

Образец оформления титульного листа реферата

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Олекминский техникум»

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Обществознание"

Тема "Конституция РФ – основной закон жизни государства"

Выполнил: студент (ка) гр.

________________________

Ф. И. О.

Руководитель:

________________________

Ф.И.О.

Олекминск - 2018

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области