Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект урока "Эпистолярный жанр"

Цель урока - систематизация знаний по теме «Письмо», «Эпистолярный жанр». Задачи урока • Рассмотреть виды писем • Познакомить с особенностями написания писем • Выявить значение эпистолярного жанра в жизни современного человека • Учить писать письма • Пробудить в учащихся желание писать письмо самостоятельно • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. • Воспитывать уважения к эпистолярному наследию прошлого

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рембуевская средняя кола»

Конспект открытого урока

по русскому языку в 10-11 классах.

Тема:

«Эпистолярный жанр»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Лубенченко Людмила Анатольевна

д. Рембуево, 2019 г.

Аннотация.

На сегодняшний день жанр письма теряет свою значимость. Этому способствует не только развитие информационных технологий: бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными письмами и другими достижениями современной цивилизации, но и учебная программа. Например, в учебнике Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык. 10-11 классы эпистолярному жанру уделены две строки в 115 параграфе, приведены три образца официально – деловых писем. И все.

Данный урок направлен в первую очередь на то, чтобы познакомить современных учеников с особенностями личных, а также деловых писем,. Определить значимость писем военных лет и пробудить в них желание написать письмо. По форме – это творческая мастерская. Учащимся предлагается сначала познакомиться с теорией, а затем создать свои письма.

Тема урока: «Эпистолярный жанр»

Место урока в учебном плане: раздел «Стилистика. Функциональные стили».

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: творческая мастерская.

Метод: частично-поисковый.

Цель урока - систематизация знаний по теме «Письмо», «Эпистолярный жанр».

Задачи урока:

Рассмотреть виды писем;

Познакомить с особенностями написания писем;

Выявить значение эпистолярного жанра в жизни современного человека;

Учить писать письма;

Пробудить в учащихся желание писать письмо самостоятельно;

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Воспитывать уважения к эпистолярному наследию прошлого

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, колонки, рабочие места для трех групп, раздаточный материал для групповой работы.

Словарная работа:

Эпистола, эпистолярный жанр, адресат, адресант.

Оснащение:

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2011.

Ход урока

I. Организационный момент. (разделить всех присутствующих на уроке на три группы) 1 мин

II. Основная часть урока.

1. Вступление (видеофильм «История письма») 2 мин

2. Слово учителя 1мин

– О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?- Действительно, мы вспомним, а может быть узнаем, что такое письмо, какие виды писем бывают, какую роль в жизни человека играет эпистолярный жанр. А самое главное – научимся писать письма.

3. История письма 2 мин

- Кто знает, с какого времени начинает свой отсчет история писем?

- Еще в Евангелие, то есть 2000 лет назад, было перовое упоминание об общении через послания. Появление эпистолы (то есть письма) было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Письма писали в картинках на скалах, глиняных табличках, бересте, пергаменте. Передавали информацию узелками, голубиной почтой, с посыльными. Пешие гонцы с донесением, сейчас назвали бы курьерами, за час пробегали около 10 км. Государственную почту первым создал Юлий Цезарь. В Древнем Риме имелись крупные и мелкие почтовые станции, где посланники могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д. В 19 веке, с помощью железных дорог увеличилась скорость перевозки писем и появилась возможность общения между самыми отдаленными странами.

- К сожалению, современная история посланий переживает не лучшие моменты. Короткие отрывочные сообщения, передающие лишь факты, так называемые смс-ки, заменяют письмо.

- Мы очень редко пишем письма.

Ящик почтовый Андрей Эйсмонт

Ящик почтовый скрипел и скрипел:Вовсе не старый, а вот «не у дел»!Сырость вокруг и поют сквознякиВрать мне поверьте совсем «не с руки».Я одиноко на петлях вишуСам себе письма бывает, пишу.Совести нет! Справедливости нет!Письма забрал «Скоростной интернет»И к сожаленью, есть важный момент,Я Интернету - не конкурент!

Мы теряем навык написания писем. (1 мин)

- Но, чтобы не забыть его совсем, предлагаю вам «вспомнить все!». Работать мы будем в 3-х группах, путешествуя по своеобразным почтовым станциям. На каждой из них своя цель и свой вид деятельности, свой ведущий. Время остановки –10 минут. Желаю всем удачи и приятного путешествия!

станция «Личные письма» 10 минут

(ведущий №1)

- Любите ли вы получать письма?

- Охотно ли на них отвечаете?

«Я к Вам пишу, чего же боле?»

Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна.

«Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе. Привет».

Это первые строчки стихотворения С. Есенина «Письмо к матери».

Какой заботой и теплотой веет от этих слов.

- Согласитесь, приятно получить такое письмо.

- Эпистолярной формой пользовались многие писатели и поэты. А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, К. Симонов, В. Высоцкий использовали данную форму для создания своих произведений. Письма позволяют героям в доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, послания создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают, благодаря этому, особой убедительностью. Чем старше письмо, тем ценнее оно для потомков.

Письма бывают разные. В ХОДЕ БЕСЕДЫ ЗАПОЛЯЕТСЯ ОПОРНАЯ СХЕМА

- Как вы догадались, на этой станции мы поговорим о частных (личных) письмах.

- Итак, какой стиль речи им свойственен? (разговорный).

- Правильно. Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, также он используется и в письме – в личной переписке.

- Попробуем вместе выделить некоторые особенности данного стиля: (совместная запись признаков личного письма)

1) простые предложения, часто неполные, или сложные, но небольшие по объему;

2) слова, придающие речи эмоциональность: обращения, эпитеты, эмоционально окрашенные и даже грубоватые слова, вводные слова, частицы, междометия (ах, ой, увы, здравствуйте, спасибо, до свидания и т. п.);

3) риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа);

4) выражения волеизъявления (просьбы, приказы, требования)

Практическое задание

- Подумайте, наверное, есть кто – то из ваших родных и близких, кто был бы рад получить от вас весточку, может быть уже очень ждет ее.

- Сейчас вам представляется возможность порадовать близкого человека. Пред вами бумага и конверт с марками. Осталось только собраться с мыслями, неправда ли?

Словарная работа

- Выберите адресата, то есть того, КОМУ отправите свое послание

- Запишите себя, как адресанта, то есть того, кто отправляет письмо в графе «ОТ КОГО». Укажите свой адрес в строчке «ОТКУДА»

Структура письма.

- О чем же написать письмо?

В начале письма принято обращаться к тому, кому оно адресовано. Имеет место выражение различных чувств (извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), отражающих интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

В основной части письма обычно рассказывают о событиях и фактах, которые будут интересны вашему адресату.

В заключительной части – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания (до свидания, с уважением, целую и др.)

В конце письма ставятся дата и подпись; используйте P.S. - постскриптум (лат. post scriptum – после написанного).

Пишите, письмо разборчивым почерком. Оно должно быть понятным адресату.

Ведущий читает стихотворение Эдуарда Асадова

«Одно письмо»

Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно...

Зажглись руин веселые костры,

И все вокруг вишнево-золотое...

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!

И теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир.

Как много все же надо человеку.

- Не забудьте запечатать письмо в конверт и обязательно опустить его в почтовый ящик.

- Желаю вам приятного путешествия на следующую станцию.

Станция «Письма с фронта» (10 мин)

Ведущий №2

1942г. февраль 1 дня.

Здравствуй, Таня. Уведомляю, что я пока жив и здоров. Прими мой горячий привет. Желаю счастья и здоровья. Ещё передаю свой отцовский чистосердечный привет детям: Пете, Марусе, Ване и Коле. Желаю вам, дети, здоровья и счастья на долгие годы. Дождаться дня полного уничтожения немецких оккупантов. Таня, и вы, дети, я вам уже писал о том, что я получил ваши открытки 25/I-42, за что я очень благодарю вас. Я рад, что узнал о сыне Пете и о благополучии вас всех. Теперь сообщаю, что мы передвигаемся вперёд. Гоним немцев с нашей территории. Но что я видел на этом пути, где хозяйничали немцы, описать трудно, сколько они учиняли грабежей и надругательств над мирным населением. На станции Л. Нами отбиты наши военнопленные красноармейцы, находившиеся в лагере. В лагере ежедневно умирали по 60-70 человек от голода, кормили их немцы так: больному давали полкружки размешанной в холодной воде овсяной муки и полкружки холодной воды и всё. Слабых, но ещё живых добивали палками. Когда слушали рассказ военнопленного красноармейца, жуть брала. Немцы сейчас отступают под ударами Красной Армии. Враг дрогнул, стал бежать, не спасает никакая оборона. Теперь каждый видит, что, действительно, настал праздник и на нашей улице. Как сказал товарищ Сталин, он приложит ещё больше сил, чтобы разбить врага как можно скорее.

До свидания. Остаюсь в ожидании вашего письма.

Крепко вас целую. Ваш муж и отец, Медведев Прохор Андреевич.

Беседа о характере фронтовых писем.- Старые, дорогие сердцу письма. Письма 1941-1945 годов. Фронтовые треугольники. Они давно стали святыней, памятью, документом истории.

- Что характеризует письмо военных лет: краткость, личные сведения, зачастую низкий уровень грамотности, отвлеченная от войны тематика посланий.

- Какой эмоциональный план письма вы почувствовали?

- Почему невозможно переоценить значение фронтового письма в современной эпохе? Ценность самого факта получения письма, как вести. Воспевание идеалов родины, семьи, образа защитника отечества. Через фронтовые письма мы чувствуем дух того времени.

- Почему треугольники? Более 70 млн. писем в период войны отправлялось ежемесячно. Почтовые услуги в стране были бесплатными в то время. При резко возросем объеме переписки не доставало конвертов и открыток. В такой обстановке и возник фронтовой треугольник. Его складывали из письма, которое только что написали, и отправляти прямо так, написав на одной стороне треугольника адрес, куда отправляется письмо, а на другой – обратный адрес.

- Ребята, с 15 января по 15 марта 2019 года в России объявлен конкурс «Письмо солдату». Как вы думаете, это нужная акция? Почему?

- Я предлагаю вам поучаствовать в ней и написать письмо солдату периода войны или современному солдату.

- Можете выбрать лист бумаги для своего письма или простой или стилизованный под письмо военных лет.

- О чем вы напишете ему?

Памятка

Поприветствуйте своего собеседника.

Подчеркните важность его службы.

Если вы пишите ветерану, то выразите восхищение его мужеством, проявите почтение к всем участникам ВОв.

Если ваше письмо адресовано солдату сегодняшнего дня, то проявите уважение к защитникам Отечества, силе и могуществу армии.

Поделитесь сокровенными мыслями.

Расскажите о происходящем в вашей жизни в это время.

Задавайте побольше вопросов про службу – солдату нужно выговориться. На данный момент служба – это вся его жизнь.

Обязательно упомяните о том, что вы ждете ответ на свое письмо.

Помните, ваше письмо должно оставить в душе солдата только светлые чувства.

На плакатах вы можете ознакомится с письмами, написанными в армию вашими ровесниками.

Ведущий читает по одному письму с каждого плаката.

- Давайте попробуем сложить треугольником наше будущее письмо.

(схема на плакате)

Ученики складывают письмо в треугольники по схеме.

Станция «Деловое письмо» (10 мин)

Ведущий №3

Письмо - это разновидность текста.

Существует множество видов писем. На этой станции мы с вами рассмотрим официально - деловую корреспонденцию (переписку).

- Нужно ли школьнику, а в скором времени студенту, знать как пишутся деловые письма?

Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Поступает ли он в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.

Однако, как показывают наблюдения, учащиеся, выпускники школ, студенты зачастую испытывают трудности в оформлении простейших деловых документов.

По стилю речи деловые письма делятся на:

1)официально-деловые - это переписка между разными организациями или между конкретной организацией и частным лицом.

Признаки:

-обладают правовой значимостью (заявление, жалоба, прошение, распоряжение, отчет и т.д.).

-Использование лексики официально-делового стиля и специальной лексики (профессионализмы)

Переписка может быть дипломатическая, коммерческая, решение юридических и другая корреспонденция

2) публицистические (письма в редакции газет, “открытые” письма, информационные листовки, обращения к гражданам);

Выделяют также благодарственные письма, извинения, напоминания, рекомендации, приглашения, соболезнования, подтверждения, ответы и многие другие.

- С какими видами делового письма вам приходилось сталкиваться?

Письмо

Объяснительная записка

Докладная записка

Доверенность

Расписка

Резюме

Автобиография

Характеристика

Заявление

- Существуют требования к написанию деловых писем:

- Кто догадается - какие?

1) лаконизм письма;

2) достаточность информационного сообщения, отвечающая целям письма и характеру отношений;

3) ясность и недвусмысленность языка сообщения;

4) соответствие письма этикетным требованиям.

Процесс подготовки делового письма можно разделить на следующие этапы:

Изучение вопроса.

Написание письма.

Его согласование, возможна корректировка.

Подписание.

Регистрация.

Отправка адресату.

- Удобнее писать деловые письма на готовом бланке, в котором есть уже шаблонная информация. Эксперты единодушны в том, что деловое письмо должно занимать не более страницы.

- Как и в любом сочинении, в нем должны быть вступление, основная часть и заключение. Вступление содержит основание со ссылкой на соответствующие документы, с фактами и целями письма. В нем указываются наименование, автор, дата, номер и заголовок. В основной части раскрывается информационная цель письма. В каждом абзаце излагается один аспект информации. В заключении делается вывод, предлагаются варианты решения проблемы и др.

- 11-классники, подумайте, какое деловое письмо вам совсем скоро придется составлять? (благодарственное, например, кл. руководителю, родителям, приуроченные к Выпускному вечеру; заявление при поступлении и др.)

Благодарственное письмо. Их стали применять особенно часто в последнее время. Такие письма демонстрируют хороший тон взаимоотношений. Они могут быть оформлены на обычном бланке или же на цветной бумаге с красивым принтом. Составляется в свободной форме в

содержания. Соблюдение определенной последовательности.

- Я предлагаю вам попробовать составить ваше личное благодарственное письмо собственным родителям, либо дорогим вам людям. Вот красивый бланк Благодарственного письма, выбирайте. Помните, что письмо такого рода должно вызвать положительные эмоции у адресата (того, кому вы его пишите).

- Благодарственное письмо можно поместить в рамку и повесить на стену. - - Это может быть предмет гордости

- Спасибо за работу на станции.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Памятка 1 (словарная работа)

Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

Тот, кто пишет письмо. (Адресант.)

Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс.)

Литературный жанр, послание в форме письма.

Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письма.)

Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон.)

Адресат? (Тот, кому адресовано письмо.)

Эпистолярный жанр? (это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо»)

- Помогут ли знания, приобретённые на уроке, вам в жизни?

-История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что современные люди не перестанут писать друг другу.

- И ещё: помните, что переписка современников - это документ эпохи. Нам бы хотелось, чтобы вы задумались о том, что вы оставите своим потомкам? А мы вам оставим «Узелки на память», которые будут напоминать о правилах составления письма.

Всем участникам урока выдается буклет.

Домашнее задание. Обязательно допишите свои письма и не забудьте опустить конверт в почтовый ящик. Пусть хорошие новости дойдут до ваших близких.

Старые письма  Леди Дождик

Заброшен жанр эпистолярный,

В дом почтальонка не спешит...А в письмах было столько шарма,Полёта, трепета души

Мне нравится неровность строчек,Приветы близких и родных,Здесь не всегда разборчив почеркИ не хватает запятых.

В конце - цветок и завитушки,Виньетки кольца заплели.Ах, как писал когда-то Пушкин:

«Мой светлый ангел, Натали…»

Слова любви зовут и дразнят, 

Бумажных строчек долог век.Пришли письмо - сюрприз и праздник,Подарок, радость, оберег.Когда-нибудь узнает внучка,Как сильно ты меня любил,Наткнувшись в ларчике скрипучемНа строчки выцветших чернил.

- Спасибо за внимание.

2 см

Общество с ограниченной ответственностью

«Березовый сок»

(ООО «Березовый сок»)

ул. Арбузова, 25 г. Киров, 709005

Телефон: (857) 635-02-12, факс: (857) 635-02-13

www.berezovyj_sok.ru

Генеральному директору ООО «Радиус»

Горшеневу Д.В.

ул. Казакова, д.52, г. Краснодар, 400080

или

radius@yandex.ru

_.00.2014

10-25/

На №

00-00/00000 от 00.00.2014

О …(о чем? – заголовок должен быть кратким, точно передавать смысл текста документа, печатается без кавычек через 1 межстрочный интервал, точка в конце заголовка не ставится)

(между заголовком и текстом 2-3 одинарных межстрочных интервала)

Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Текст печатается с красной строки (отступ 1,25 см) шрифтом Times New Roman размером № 12-14 через 1-2 межстрочных интервала, излагается от третьего лица единственного числа (ООО «Березовый сок» сообщает…) или от первого лица множественного числа («направляем вам информацию», «просим представить»).

Текст документа должен быть ясным, кратким, обоснованным, обеспечивающим точное и однозначное восприятие изложенной в нем информации.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

или

Приложение: 1. Отчет от 25.06.2014 № 01-5/542 и приложение к нему,

всего на 7л.

2. Устав на 15 л. в 1 экз.

(между приложением (текстом, если нет приложений) и подписью 3 межстрочных интервала)

Генеральный директорА.Б. Морозов

Петрова Алина Константиновна

486-68-44(шрифт № 10)

на втором экземпляре, который остается в организации подписываются

2 см

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области