Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


методическая разработка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИИ

По ПМ.01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Раздел ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

МДК.01.02. Основы профилактики

Тема: Роль сестринского персонала при работе «Школ здоровья»

Специальность:34.02.01Сестринское дело Курс 3

базовой подготовки

Купино

2018 год

РАССМОТРЕНО

ПЦМК профессиональных модулей

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

(протокол от . . № )

Автор – составитель:Н.В. Скитович преподаватель ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий, высшей категории

Пояснительная записка

Данная методическая разработка по теме«Роль сестринского персонала при работе «школ здоровья», Раздела 1.Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения, МДК.01.02. Основы профилактики. ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий предназначена для преподавателя.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка)

В соответствии с ФГОС студент должен:

Знать:

З4 - роль сестринского персонала при работе «школ здоровья»

При проведении занятия, для закрепления, формирование и совершенствование знаний, формирования ОК, были использованы методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, информационно-коммуникационный.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Хода занятия», «Методического блока»: Изложение нового материала (Приложение №2), «Блока контроля знаний»: Обеспечение исходного уровня знаний (Приложение 1), Контролирующие задания для закрепления полученных знаний (Приложение №4). Комплекс упражнений для физкультминутки (Приложение № 3). Критерий оценивания общих компетенций студента на лекции (Приложение №5). Карта экспертной оценки преподавателя (Приложение 6).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 10

Тема занятия: Роль сестринского персонала при работе «школ здоровья»

Тип учебного занятия:  лекция с элементами проблемного обучения

Вид учебного занятия:  лекция, беседа, рассказ

Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Одним из наиболее перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Цели занятия:

1.Образовательная:

- Ознакомить с организацией работы Школ Здоровья для пациентов. Целями и задачами деятельности школ.

- Изучить особенности организации образовательного процесса в условиях школы здоровья

- изучить оснащение для проведения Школ здоровья.

- Ознакомить с психологическими трудностями организации учебного процесса в школе пациента.

2. Воспитательная: (ОК1) Воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности при выполнении своих обязанностей, профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу. (ОК 13) Привитие студентам мотивации к занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7), Вести здоровый образ жизни, Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно организовывать собственную деятельность (ОК2), определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).Формирование у студентов: навыка анализа и синтеза изучаемого материала; способности осуществлять внутрипредметные связи; способности применять межпредметные связи (ОК.3)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать:

З4 - роль сестринского персонала при работе «школ здоровья»

Формируемые компетенции: ОК. 1- ОК.8 ОК.13

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:

Материально – техническое обеспечение: проектор, компьютер, экран, флеш, слайды

Методическое обеспечение занятия: Методическое пособие (для студента), Методическая разработка (для преподавателя), Рабочая тетрадь, Презентация

Таблицы, схемы, графологические структуры

Законодательные акты по медицинской профилактике

  Домашнее задание: Работа с источниками информации (руководство, учебно-методическая литература, материалы на электронных носителях, периодические медицинские издания);

С.И. Двойников Стр. 114 - 119

Задания для внеаудиторной работы студентов: Беседа на тему:

Режим дня, питание пациентов с артериальной гипертензией, сахарным диабетом

(на выбор). Оформите рекомендации в виде обучающего комплекса.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Основные источники:

Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие/С. И. Двойников (и др.) под ред. С.И. Двойникова.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015.- 448с.: ил.

Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. – Москва: Авторская академия, 2011.

3. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник В.А. Медик, В.К.

Дополнительные источники:

Профильные web – сайты Интернета:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

(http//www.minzdravsoc.ru).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)

ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(http//www.fcgsen.ru).

Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru).

Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения

(http//www.mednet.ru).

6. Интернет-ресурсы: www Tak Zdorovo. ru.

Законодательные акты по медицинской профилактике:

- РФ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ

- Конституция Российской Федерации ст.42

- Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от12.03.1999г.

- Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» № 87-ФЗ от 29.06.2001г.

- Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания.

- Приказ МЗ РФ № 364 от 22.12.95г. «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации

- Приказ МЗ РФ № 295 от 06.10.97г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации».

- Приказ МЗ РФ № 344 от 27.11.97г. «О создании координационного центра и региональных     кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска».

- Приказ МЗ РФ № 366 от 10.12.97г. «О создании научно-методического центра по лечению табачной зависимости».

- Приказ МЗ РФ № 239 от 11.08.97г. «О создании центров профилактики остеопороза».

- Приказ МЗ РФ № 232 от 05.08.97г. «О создании Центра и региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков».

- Приказ МЗ РФ № 199 от 22.06.98г. «О мерах по профилактике курения в ЛПУ и Минздраве России».

- Приказ МЗ РФ № 295 от 08.10.98г. «О программе по преодолению курения табака в Российской Федерации на 1998-2000гг.»

- Приказ МЗ РФ № 213 от 13.07.98г. «О создании Координационного центра Минздрава России по преодолению курения».

- «О переориентации санитарного просвещения на формирование здорового образа жизни».

- Приказ МЗ РФ №455 от 23.09.2003 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»

Ход занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций

Время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение.

ОК 1.

2 мин.

Преподаватель

-организует и дисциплинирует студентов;

- воспитывает аккуратность, ответственность, требовательность к себе и другим;

-активизирует внимание, создает рабочую обстановку;

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов.

Мотивация необходимости  получения знаний и умений, использования их  в  будущей практической деятельности.

ОК. 1,5,6

3 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, знакомит студентов с планом. Четко и ясно определяет цели занятия.

Отмечает значение данного занятия при изучении темы в будущей практической деятельности;

Объясняет, что студенты должны изучить, чему научиться в процессе занятия.

3.

Определение исходного уровня знаний

Контроль внеаудиторной работы

Приложение №1.

ОК. 1,5,6

Цель занятия: Определение исходного уровня знаний

35 мин.

Решение учебных заданий проблемного характера

Защита презентаций на темы:

«Методы закаливания»

«Профилактика ВИЧ - инфекции»,

4.

Изучение нового материала

Цель:Изучить особенности организации образовательного процесса в условиях школы здоровья

Приложение №2.

ОК.1- ОК.8

30 мин.

Объясняет новый материал с демонстрацией презентации

Развивает зрительную память, закрепляет материал

5.

Физкультминутка

(Приложение 3)

Цель: Снять мышечную усталость, усталость глаз

ОК.13

5мин.

Проводит комплекс упражнений

6.

Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

Цель: Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

ОК 6.  Приложение № 4.

10 мин.

Индивидуальный устный контроль

7.

Подведение итогов занятия.

Цель: Оценить достигнуты ли цели занятия.

ОК.1 – ОК.8

Приложение № 5, 6

2 мин.

Обобщающее слово преподавателя. Выставление оценок с комментарием

8.

Домашнее задание

ОК.1 – ОК.8

Цель: Нацелить на закрепление материала, подготовку к занятию

3 мин.

Сообщает задание, перечень необходимой литературы.

Активизирует самоподготовку;

Формирует принцип сознательности и активности.

Всего

90 мин

Приложение 1

Определение исходного уровня знаний

Контроль внеаудиторной работы

Защита презентаций на темы: «Методы закаливания», «Профилактика ВИЧ - инфекции»,

Максимальное время выполнения задания: 10 мин

Текст задания: Провести беседу по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения используя информационно-коммуникационные технологии

Система оценивания и критерии оценки защиты презентации

Показатели

Градация

Баллы

Выступление

Культура выступления

лаконичность, чёткость и грамотность изложения материала при защите, без обращения к тексту, свободное владение материалом презентации

5

Рассказ с обращением к тексту

3

Чтение с листа

1

Доступность

Доступно без уточняющих вопросов

5

Доступно с уточняющими вопросами

3

недоступно

0

Целесообразность наглядности, уровень ее использования

самостоятельность поиска, извлечения и обработки информации для составления презентации в соответствии с темой

10

Целесообразность сомнительна

1

Не целесообразна

0

Соблюдение временного регламента

Соблюден

5

Превышен без замечания

1

Превышен с замечаниями

0

Ответы на вопросы

0т 0 до 3 баллов

Критерии оценки презентации

Содержание

1.Актуальность темы

5 баллов

2.Информативность презентации

15 баллов

3.Слайды представлены в логической последовательности

5 баллов

4.Выводы, обоснованные с научной точки зрения

15 баллов

Создание слайдов

Количество слайдов не менее 10 не более 15

5 баллов

2. Титульный слайд с заголовком, тема, аудитория), Ф.И..О., группа, специальность

5 баллов

4. Корректность текста (отсутствие орфографических ошибок)

5 баллов

5. Иллюстративность

5 баллов

6. Дизайн (цветовая гамма, шрифт, наличие заголовков слайдов)

5 баллов

65 баллов

Критерии оценки

Общее количество -90 баллов

«отлично» -90 -80-баллов

«хорошо» - 79 - 70 - баллов

«удовлетворительно»- 69 – 60 баллов

«неудовлетворительно» - менее 60 баллов

Приложение 2

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Организация работы Школ Здоровья для пациентов

Школа Здоровья для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями — комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска.

Школа здоровья создается на базе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара медицинской организации, санатория-профилактория, санатория.

Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы для пациентов.

В04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой (приложение 13).

Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.

3.В04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированныморганом.

4.В04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушениями роста.

В04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе.

В04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией (приложение 12).

В04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью.

В04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом (приложение 14).

В04.001.003 Школа для беременных (приложение 11).

В ряде регионов России функционируют школы по потребности: для пациентов с заболеваниями щитовидной железы, аллергическими заболеваниями, глаукомой, остеопорозом, остеоартрозом, для будущих отцов, для родителей часто болеющего ребенка, школы будущего первоклассника. Актуальны занятия для родственников тяжелобольных, стомированных пациентов, родителей детей, страдающих сахарным диабетом и т.д.

Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить врач или фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий (обучает навыкам самоухода, измерению артериального давления, уровня глюкозы в крови, правилам пеленания грудного ребенка и т.д.). В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает 5 занятий по 90 мин. Рекомендуемая частота занятий — 1—2 раза в неделю в амбула горно-поликлиническом учреждении или 3-5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории.

Рекомендуемая численность пациентов в группе — 10—12 человек.

Цели и задачи деятельности школ.

Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Школы здоровья направлены на оптимизацию контроля заболевания путем формирования партнерства медработника и пациента для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни пациентов, снижения стоимости болезни (прямых и непрямых затрат).

Основные задачи Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями:

— повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состояния здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Основные задачи Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка:

информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;

формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;

снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;

мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;

повышение информированности будущих матерей об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;

—укрепление внутрисемейных отношений.Основные задачи Школы для желающих бросить курить:

повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методах отказа от курения;

определение курительного статуса;

повышение мотивации к отказу от курения;

разработка индивидуального плана по отказу от курения;

повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья;

поддержка выпускников школы.

Результатом деятельности Школы здоровья должны быть:

стабилизация хронических процессов у пациентов;

снижение числа осложнений после проведенного обучения

—улучшение качества жизни пациента и ухаживающих за ним родственников (как следствие снижения эмоциональной напряженности в семье).

Оснащение для проведения Школ здоровья.

Оснащение для проведения Школ здоровья

Обязательное оборудование школы:

помещение для занятий площадью 4 м2 на I место, не менее 24 м2;

столы и стулья в количестве 15 штук;

доска (большой блокнот — флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

Дополнительное (желательное) оборудование школы:

проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

зал ЛФК.

В зависимости от профиля школы здоровья необходимо и дополнительное оборудование.

1. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертензией: тонометры — не менее пяти (желательно автоматические), фонендоскопы (в случае механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: пик-флоуметры — не менее пяти, мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов — дозирующие аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики, тонометры — не менее пяти (желательно автоматические), фонендоскопы (в случае механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка: кукла, набор пеленок и одежды, средства для ухода за кожей ребенка, ванночка для купания, полотенце, памперсы, салфетки очищающие, набор для утреннего туалета новорожденного, бутылочки, соски.

Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Особенности организации образовательного процесса в условиях школы здоровья.

В основе процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения лежит понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер (все «за» и «против», усилия, польза) для конкретного индивидуума или группы пациентов.

При проведении Школы здоровья используются принципы групповой рациональной терапии. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, мотивации и ответственность за свое здоровье. В ходе занятия используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Цель деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.

Для эффективного обучения пациентов в школах помимо клинических знаний необходимы дополнительные профессиональные знания и умения:

нужно знать основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владеть техникой обратной связи;

необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений;

обязательно использовать активные формы обучения для повышения его эффективности.

Применяя различные формы гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения. Наименее эффективны лекции и самостоятельное прочтение литературы. При просмотре видеоматериалов и использовании демонстрационных плакатов, пособий эффективность увеличивается до 30%. Обучение практическим действиям может способствовать усвоению материала до 90%. Высок эффект при обучении в парах, когда каждый из пациентов по очереди выступает то в роли обучающего и контролирующего партнера, то в роли ученика.

При проведении занятия в школе здоровья теоретическая часть (например, понятие о гипо- и гипергликемии) обычно реализуется врачом, а практическое обучение проводит медицинская сестра (например, обучение самоконтролю уровня сахара в крови).

Выбор методов и форм гигиенического обучения и воспитания зависит от количественного состава аудитории, степени ее однородности по возрасту и полу, уровня готовности лиц выполнять рекомендации, знаний о заболевании и навыков самоухода, мотивации на изменение образа жизни

Психологические трудности организации учебного процесса в Школе пациента

Любое серьезное заболевание, тем более хроническое, сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать защитные психологические механизмы для уменьшения тревоги из-за ухудшения качества жизни.

Модель принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников.

Модель реагирования на заболевание

Психологические переживания пациента

Тактика обучения

Отрицание

Пациент не может смириться с заболеванием и отвергает даже такую мысль; не выполняет врачебные назначения, так как не считает их необходимыми. Такая форма реагирования встречается на ранних стадиях заболевания, у пациентов молодого возраста, при легком течении заболевания и склонности к уходу от проблем не только по отношению к здоровью. Пациент мало информирован о своем заболевании, не желает ничего менять в образе жизни и может отказаться от обучения

Необходимо неоднократно возвращаться к объяснению причин заболевания, акцентировать выявленные факторы риска у конкретного пациента; однако следует избегать запугивания и подчеркивать положительные моменты улучшения самочувствия при соблюдении рекомендаций врача

Бунт

Пациент считает себя незаслуженно наказанным, ищет виноватых. Недоверие пациента может проявляться агрессивными реакциями, несогласием с предложенным лечением, упреками в некомпетентности медицинских работников. Не желает ничего менять в поведении, так как занят поисками виновного

Эффективно групповое обучение; важно объяснять не столько происхождение заболевания, сколько сосредоточиться на выявлении факторов риска у данного пациента, следует приводить конкретные примеры из практики, не поучать, а спрашивать и обсуждать, отвечая на все сомнения, избегать прямых советов, строгих запретов

Торговля

Пациент осознает наличие у него заболевания, но до конца не понимает, что болезнь - уже факт и необходимо учиться жить дальше в новом состоянии. Он ищет лазейки во врачебных назначениях, возможности для оправдания собственной лени, ставит условия при соблюдении врачебных назначений, выбирает для себя удобные рекомендации

Групповое обучение должно подкрепляется индивидуальными консультациями; необходимо постоянно стимулировать обратную связь с пациентом, уточнять, как точно он интерпретировал врачебные рекомендации, при необходимости повторно объяснять неверно понятые назначения

Самоанализ

Пациент полностью осознает свое заболевание и перспективы. Попеременно преобладают то оптимистические, то пессимистические настроения, надежда борется с депрессивным состоянием. Пациент задает много вопросов, ищет дополнительные источники информации (не всегда достоверные)

Эффективны активные формы обучения (дискуссии с другими пациентами, обучение практическим навыкам в парах); следует акцентировать внимание на важности устранения факторов риска, вызванных конкретными поведенческими привычками данного пациента

Принятие

Пациент полностью осознает, что с этим заболеванием он должен и может жить, продолжать профессиональную и общественную деятельность, развивать личные интересы, но при условии определенных ограничений и лекарственной терапии. Пациент наиболее восприимчив к обучению, может стать примером адекватного отношения к болезни для других участников школы здоровья

Продолжительные результаты дают активные формы обучения, обмен опытом с другими пациентами, максимально конкретные рекомендации

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни имеют личностно-мотивационныс качества данного человека, его жизненные ориентиры, внутренняя мотивация на сознательное, волевое изменение поведения.

Для каждого индивидуума повод и мотивация к изменениям различные, и медицинской сестре следует помочь пациенту в поиске мотива. Отказаться от вредных привычек сразу — непосильная задача для многих, необходимо посоветовать больному, какими проблемами ему следует заняться в первую очередь. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичными, точно сформулированными, определенными во времени. Необходимо иметь возможность оценивать выполнение этих задач (не просто «хочу не болеть», а «хочу к 1 сентября стабилизировать свое артериальное давление на цифрах 150/100»).

Медицинская сестра должна учитывать готовность пациента к восприятию информации и вовлекать его в процесс обучения, поощрять к установлению собственных целей и самооценке, обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением рекомендаций врача.

Приложение № 3

Комплекс 1

1.     И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.

2.     И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3.     И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

4.     И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.

5.     И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.

6.     И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.

Приложение 4

Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

Условие выполнения задания:

Максимальное время выполнения задания:

Теоретическое задание № 1

Текст задания: Опишите роль сестринского персонала в организации работы Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

Критерии оценивания:

- Точно определена цель деятельности Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

- Дана в полном объеме характеристика Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

- Перечислено не менее 9 наименований школ здоровья для пациентов, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг

- Названо не менее 2 нормативных документа, отражающих деятельность Школ здоровья

- Определена роль медицинской сестры в проведении практической части занятий Школы здоровья

- Определена значимость функционирования школы по потребности

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся дает в полном объеме характеристику Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями; перечисляет не менее 9 наименований школ здоровья для пациентов, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг. Названо не менее 2 нормативных документа, отражающих деятельность Школ здоровья. Определена роль медицинской сестры в проведении практической части занятий Школы здоровья.Определена значимость функционирования школы по потребности. Приведены примеры.

4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся дает в полном объеме характеристику Школы здоровья для лиц с факторами риска и и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями; перечисляет не менее 6 наименований школ здоровья для пациентов, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг. Названо не менее 2 нормативных документа, отражающих деятельность Школ здоровья.

Определена роль медицинской сестры в проведении практической части занятий Школы здоровья. Определена значимость функционирования школы по потребности. Приведены примеры после наводящих вопросов преподавателя.

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся дает характеристику Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов; перечисляет не менее 4 наименований школ здоровья для пациентов, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг. Названо не менее 2 нормативных документа, отражающих деятельность Школ здоровья. Определена роль медицинской сестры в проведении практической части занятий Школы здоровья. Нет определения значимости функционирования школы по потребности. Примеров нет.

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае, если обучающийся дает характеристику Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов не точно; с грубыми ошибками, перечисляет менее 4 наименований школ здоровья для пациентов, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг / Ответа нет.

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями — комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска.

Школа здоровья создается на базе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара медицинской организации, санатория-профилактория, санатория.

Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы для пациентов.

В04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой

Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.

3.В04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом.

4.В04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушениями роста.

В04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе.

В04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией

В04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью.

В04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом

В04.001.003 Школа для беременных

В ряде регионов России функционируют школы по потребности: для пациентов с заболеваниями щитовидной железы, аллергическими заболеваниями, глаукомой, остеопорозом, остеоартрозом, для будущих отцов, для родителей часто болеющего ребенка, школы будущего первоклассника. Актуальны занятия для родственников тяжелобольных, стомированных пациентов, родителей детей, страдающих сахарным диабетом и т.д.

Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить врач или фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий (обучает навыкам самоухода, измерению артериального давления, уровня глюкозы в крови, правилам пеленания грудного ребенка и т.д.). В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает 5 занятий по 90 мин. Рекомендуемая частота занятий — 1—2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3-5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории.

Рекомендуемая численность пациентов в группе — 10—12 человек.

Теоретическое задание № 2

Текст задания: Опишите роль сестринского персонала в формировании целей и задач деятельности Школ здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

Критерии оценивания:

-Названа точно основная цель деятельности Школы здоровья

- Перечислено не менее 6 основных задач Школы здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

- Определены направления деятельности Школы здоровья

- Сделаны выводы о роли сестринского персонала в формировании целей и задач деятельности Школ здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся называет точно основную цель деятельности Школы здоровья; перечисляет не менее 6 основных задач Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями; Определяет направления деятельности Школы здоровья. Делает выводы о роли сестринского персонала в формировании целей и задач деятельности Школ здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными

4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся, называет основную цель деятельности Школы здоровья; перечисляет не менее 5 основных задач Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями; Определяет направления деятельности Школы здоровья. Делает выводы о роли сестринского персонала в формировании целей и задач деятельности Школ здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными после наводящих вопросов преподавателя.

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся называет основную цель деятельности Школы здоровья; перечисляет не менее 4 основных задач Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями; Не определяет направления деятельности Школы здоровья. Делает выводы о роли сестринского персонала в формировании целей и задач деятельности Школ здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными не точно даже после наводящих вопросов преподавателя.

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае, если обучающийся не называет основную цель деятельности Школы здоровья; перечисляет менее 4 основных задач Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями; Не делает выводы о роли сестринского персонала в формировании целей и задач деятельности Школ здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными / ответа нет.

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Основная цель деятельности Школы здоровья — формирование взаимной социальной ответственности медицинского персонала и пациента за сохранение здоровья и повышение качества жизни. Школы здоровья направлены на оптимизацию контроля заболевания путем формирования партнерства медработника и пациента для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни пациентов, снижения стоимости болезни (прямых и непрямых затрат).

Основные задачи Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями:

— повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состояния здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Теоретическое задание № 3

Текст задания: Определите роль сестринского персонала в организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья

Критерии оценивания:

- Определены особенности формирования мотивации к оздоровлению

- Дано точно определение цели деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов

- Перечислено не менее 3 дополнительных профессиональных знаний и умений для эффективного обучения пациентов

- Перечислено не менее 6 форм методов обучения пациентов.

- Проведен анализ степени усвоения информации в зависит и от методов обучения

-Перечислено не менее 6 критериев выбора методов и форм гигиенического обучения и воспитания в организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья.

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся дает точно определение цели деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов; перечисляет не менее 3 дополнительных профессиональных знаний и умений для эффективного обучения пациентов; не менее 6 форм методов обучения пациентов не менее 6 критериев выбора методов и форм гигиенического обучения и воспитания. Проведен анализ степени усвоения информации в зависти от методов обучения.

4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся дает определение цели деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов; перечисляет не менее 3 дополнительных профессиональных знаний и умений для эффективного обучения пациентов; не менее 5 форм методов обучения пациентов не менее 5 критериев выбора методов и форм гигиенического обучения и воспитания. Проведен анализ степени усвоения информации в зависти от методов обучения.

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся дает определение цели деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов; перечисляет не менее 2 дополнительных профессиональных знаний и умений для эффективного обучения пациентов; не менее 3 форм методов обучения пациентов не менее 3 критериев выбора методов и форм гигиенического обучения и воспитания. Не проведен анализ степени усвоения информации в зависти от методов обучения.

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае, если обучающийся дает определение цели деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов; перечисляет менее 2 дополнительных профессиональных знаний и умений для эффективного обучения пациентов; менее 3 форм методов обучения пациентов менее 3 критериев выбора методов и форм гигиенического обучения и воспитания / ответа нет

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

В основе процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения лежит понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер (все «за» и «против», усилия, польза) для конкретного индивидуума или группы пациентов.

При проведении Школы здоровья используются принципы групповой рациональной терапии. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, мотивации и ответственность за свое здоровье. В ходе занятия используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Цель деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.

Для эффективного обучения пациентов в школах помимо клинических знаний необходимы дополнительные профессиональные знания и умения:

нужно знать основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владеть техникой обратной связи;

необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений;

обязательно использовать активные формы обучения для повышения его эффективности.

Применяя различные формы гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения. Наименее эффективны лекции и самостоятельное прочтение литературы. При просмотре видеоматериалов и использовании демонстрационных плакатов, пособий эффективность увеличивается до 30%. Обучение практическим действиям может способствовать усвоению материала до 90%. Высок эффект при обучении в парах, когда каждый из пациентов по очереди выступает то в роли обучающего и контролирующего партнера, то в роли ученика.

При проведении занятия в школе здоровья теоретическая часть (например, понятие о гипо- и гипергликемии) обычно реализуется врачом, а практическое обучение проводит медицинская сестра (например, обучение самоконтролю уровня сахара в крови).

Выбор методов и форм гигиенического обучения и воспитания зависит от количественного состава аудитории, степени ее однородности по возрасту и полу, уровня готовности лиц выполнять рекомендации, знаний о заболевании и навыков самоухода, мотивации на изменение образа жизни.

Приложение 5

Критерии оценивания ОК студента на лекции

Система оценивания: Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балла, за несоответствующее эталонному показателю - выставляется 0 баллов.

Критерии оценки

100 - 90 % правильных ответов - «5»

89 - 80% правильных ответов - «4»

79 - 70% правильных ответов - «3»

Менее 70% - «2»

Максимальное количество баллов- 20

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- правильность понимания социальной значимости профессии фельдшера

- высокая учебно-познавательная активность на занятии

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснованность применения методов и способов решения профессиональных задач, анализ эффективности и качества их выполнения

- обоснованный и быстрый выбор способов и средств деятельности в зависимости от реальной ситуации.

- организация деятельности в соответствии с планом

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- точно и быстро оценивать ситуацию и правильно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

- своевременное и правильное выполнение заданий преподавателя

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- грамотность, точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- результативность проведения поиска и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач

- оптимальный выбор источника информации в соответствии с поставленной задачей

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- правильность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности фельдшера

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателем

- взаимопомощь, взаимозаменяемость в процессе выполнения заданий

- соблюдение норм профессиональной этики в процессе обучения - бесконфликтные отношения на теоретических занятиях

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- полнота ответственности за работу подчиненных, за результат выполнения заданий

- взаимопомощь, взаимозаменяемость в процессе выполнения производственных заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации

- организация деятельности в соответствии с планом

-высокая учебно-познавательная активность на занятии

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

-систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний

- использование профессиональных знаний и умений в целях укрепления собственного здоровья

Приложение 6

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Ф.И.О.

ОК1 -

ОК-8

ОК-13

Определение исходного уровня знаний

Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

ИТОГ

1.

2.

3.

4.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области