Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие связной речи у учащихся 1-го класса"

Цель формировать умение определять и раскрывать тему текста,составлять связное высказывание по опорам,используя разнообразные языковые средства. Задачирасширять и активизировать словарь на материале группы родственных слов, уточнять значение малоупотребительных слов, формировать навык словообразования, падежного управления,фонематического анализа и синтеза,умения составлять словосочетания,развивать моторику рук,познавательную активность,связную речь, воспитывать нравственное поведение,положительное отношение и интерес к деятельности и ее результатам.0

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Развитие связной речи у детей с ОНР по теме «Зимние забавы»

Цель: формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным картинкам, словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства.

Задачи: расширять и активизировать словарный запас на материале группы родственных слов и на практическом опыте; уточнять значение малоупотребительных слов; формировать навык словообразования, падежного управления, умения составлять словосочетания, предложения; развивать навык фонематического анализа и синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; развивать мелкую моторику рук, познавательную активность, связную речь; формировать способность к овладению основными мыслительными операциями; воспитывать нравственное поведение; развивать положительное эмоциональное отношение и интерес к деятельности и ее результатам.

Оборудование: демонстративные картинки к каждому заданию, предметные картинки по теме на каждой парте, буквы для складывания слов, сюжетные картинки для рассказа: по теме “Зима и Зимние забавы”; запись на доске, фонограмма, раздаточный материал с деформированными тестами и лабиринтами,листочки бумаги по количеству детей для “снежков”

Ход занятия

1.Организационный момент. (Сообщение темы занятия. Позитивный настрой детей).

- По первым буквам названия каждой картинки отгадайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии. (на доске картинки: зонт, индюк, мяч, аист):— ЗИМА.

Вопросы по теме.

—Какое сейчас время года?

— Какое время года сменилось зимой?

— Какое время года сменит зиму?

— Назовите первый зимний месяц.

— Назовите последний зимний месяц.

— Назовите все зимние месяцы по порядку.

— Какие праздники бывают зимой?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о зимних забавах

2.Актуализация знаний и лексики о зиме, развитие мыслительных процессов

А) Дидактическая игра “Исправьте ошибки”

а)Санки катаются на детях.

б)Снежки играют в детей.

в)Сугробы покрыты землей.

г) Наступило лето, и речка покрылась льдом.

д) Наступила зима, и прилетели скворцы.

е) Закончилась осень, и наступила весна.

Б) Вопросы на смекалку и игровые упражнения на логику.

* - Лыжник перегнал пешехода. Кто отстал, кто впереди?

- Что чаще бывает зима или декабрь?

- Если зимой холоднее, чем весной, то весной…?

- Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка…?

- Если мальчиков на горке больше чем девочек, то девочек…?

* - Игра-соревнование “Кто больше назовёт зимних слов” (снег…, мороз…. и т.д).

* Д/игра “Что лишнее”

Осень, зима, Рождество, весна

Лед, леденец, ледник,

Мороз, морозит, моросит

Лыжи, зима, санки, коньки

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница лыжня

Снежок, подснежник, нежный, снеговик

январь, декабрь, март, февраль

апрель, март, май, декабрь

февраль, ноябрь, сентябрь, октябрь.

Посмотрите на картинку и скажите, что не подходит и почему.

- Скажи, чем похожи и чем отличаются лыжи и коньки.

Б) Дидактическая игра “Объясните значение слов и выражений”

Пример логопеда: Морозить — уничтожать холодом, морозом, моросить — накрапывать мелкими каплями.

Дети: снегопад – это…, сугроб - …,

гололёд – это…, изморозь -…,

осадки – это…

трещит мороз это когда

В) Игра «Подберите правильно определение

1. Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая?

(Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая.)

2. Лес зимой какой?

(Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.)

3. Снег зимой какой?

(Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий.)

4. Снежинки какие?

(Ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые...)

5. Зимний день какой?

(Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий и т. п.)

6. Зимняя ночь какая?

(Темная, холодная, морозная, звездная, длинная и т. п.)

небо (серое, голубое, ясное, облачное...);

ветер (сильный, слабый, холодный, порывистый...);

снег (белый, чистый, липкий, пушистый, легкий, искристый...).

лед (крепкий, серебристый...)

3. Обучение коллективному рассказу

— Зима уже закончилась, но весна ещё не вступила в свои права, и поэтому сегодня на занятии мы будем составлять рассказ «Зимние забавы». В этом нам помогут опорные слова и картинки.

Рассматривание картинки, вопросы и коллективный рассказ по картинкам о зиме.

Логопед побуждает детей грамотно и точно выражать свои мысли в речи при составлении рассказа по картинкам: “Зима на улице”, “Как одеться зимой на улицу”, “Дети во дворе”, “Дети на горке”.

Работа над структурой устного сочинения.

А. Устное составление рассказа, используя опорные слова, щпредложений, используя опорные слова, словосочетания, последовательность картинок.

На доске записаны опорные слова, словосочетания:

1. зима, снег

2. пушистое снежное одеяло

3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки

4. кормят птиц, кормушки, играют в снежки, слепить снеговика

5. большой, поменьше, друг на друга, глаза, воткнули, надели, смешной

6. весело, горка, лыжи, санки

Чтение опорных слов, словосочетаний сначала учителем — логопедом, затем читают вслух 1—2 ученика. — О чём будем составлять рассказ? — Как можно назвать рассказ. (Зимние забавы.) Демонстрация первой и второй картинок «Зима на улице».

—Прочитайте первые опорные слова. Составьте по первой картинкепредложения.

Демонстрация третьей картинки «Как одеться зимой».

—Прочитайте слова под номером два. Составьте по второй картинкепредложение.

Демонстрация третьей картинки «Дети во дворе».

—Прочитайте опорные слова под номером три. Составьте по третьей картинке предложения и таким образом по следующим картинкам.

Демонстрация пятой картинки «Смешной снеговик». - Прочитайте опорные слова под номером пять. Составьте по пятой картинке предложения.

Демонстрация шестой картинки «Дети на горке». — Прочитайте опорные слова под номером шесть. Составьте по шестой картинке предложения.

Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2—3 ученика.

—Получился ли рассказ «Зимние забавы»?

—Что вы использовали для составления рассказа?

4. Динамическая пауза на развитие мелкой моторики рук «Снежки» (комкание листа бумаги, формирование «снежка»).

— А теперь слепим снежки.

Я снежок в руках катаю

И дыханьем согреваю.

Посмотрите, мой снежок

Белый, кругленький комок.

5А. Составление слов из звуков (данных в последовательности, с паузами после каждого звука), (коллективная работа).

[3*]-[И]-[М]-[А]

ГС]- [А]- [Н]- [К*]-

[И] [Г]- [О]- [Р]- [К]- [А] [К]- [А]- [Т]- [О]- [К]

Б) Составление слов из букв. Дидактическая игра “Метель разбросала буквы”.

- А теперь вы по своим карточкам составьте из букв, которые перепутались “зимние” слова.

Е С Н Г

О З М Р О

Й Н И Е

О Л Х Д О

У вас на партах две карточки с буквами. На каждой из них нужно зачеркнуть букву Ф и прочитайте, что получилось?

СФНЕГ

ФГОД

6. Игра “Найдите на картинке слова на “С” (развитие фонематических процессов, звукового анализа, синтеза)

7. Словарная работа. Подбор родственных, однокоренных слов.

- Отгадайте «заколдованные» слова, вставьте в слово часть — СНЕГ— или — СНЕЖ—.

- Прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова. Подберите к каждому слову картинку. Запись на доске:

СНЕГ...ОХОД....ОКАТ...ИРБ...ОТАЯНИЕ

...ОВИК ...УРОЧКА СНЕЖ ПОД...НИК ...КИ ...НЫЙ БЕЛО...НЫЙ

...ИНКА...ОК ЗА...ЕННЫЙ

8. Физкультминутка.

Марш на месте, не спеша. Как погода хороша! Не боимся мы пороши, Ловим снег, хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам. Снега хватит нам и вам...

9. Дидактическая игра “Скажи по другому” (словообразование от и. сущ. и.прил. в ж.р.,м.р., с.р., мн.ч, согласование слов).

Ком из снега – снежные ком.

Горка из льда - …

Фигурф из снега - …

Снегурочка из льда - …

Крепость из снега -…

Изделия из снега - …

Зеркало из льда - …

Игрушки из льда - …

10. Отгадывание загадок по теме

Без рук, без ног Мост, как синее стекло:По свету рыщет.Скользко, весело, светло.

Поет да свищет.(Лед.)

(Ветер.)

Вез рук рисует, Гуляет в поле, да не конь,Без зубов кусает.Летает на воле, да не птица.

(Мороз.) (Метель, вьюга.)

С неба звездой, Что вверх корнем растет?

В ладошку водой.(Сосулька.)

(Снежинка.)

Меня не растили –

Из снега слепили

И вставили ловко

Мне в носик морковку. (Снеговик)

11. Обучение составлению рассказа по опорным картинкам.

А) Индивидуальная работа по карточкам.

- А сейчас мы вспомним, как лепят снеговика.

У каждого из вас на партах картинки с изображением снеговиков. Расставьте цифры возле каждого изображения по порядку и расскажите как нужно лепить снеговика

Б) Составление рассказа при помощи вопросов и картинки “Дети во дворе слепили снеговика

- Посмотрите на две картинки и ответьте на вопросы:

Когда дети слепили снеговика?

Кто слепил снеговика?

Кого слепили дети?

Где дети слепили снеговика?

Кого дети слепили из снега?

Сколько они сделали комков?

Что прилепили снежной бабе?

Что воткнули ей в руки?

Что сделали потом?

Что надели снежной бабе на голову?

А теперь составим рассказ, вспоминая работу по карточкам, ваши ответы на вопросы, глядя на картинку.

Примерный рассказ детей

12.Динамическая пауза “Игра в снежки”.

—Мы немного отдохнем и поиграем в снежки.

—Один-— два — три— белые снежки лови, (имитация игры в снежки).

13. Итог занятия, домашнее задание.

- Что мы сегодня делали на занятии, чему научились.

Если вам понравилось занятие, поднимите сигнальные карточки с желтыми кружками-фонариками. Если не понравилось – поднимите черные фонарики.

У вас на партах осталось 2 карточки. Это ваше домашнее задание. На одной карточке надо помочь загрустившим снеговикам встретиться друг с другом, для этого вы проведете линии точно по середине дорожки лабиринта. При этом надо найти верный путь по лабиринту, чтобы снеговики не заблудились (упражнение на развитие моторики, координации “глаз-рука”)

Второе задание вы сделаете письменно (карточка 2)

Приложение

Список литературы

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — Спб., 2001.

2.

Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собр. соч.: В 6 т. — , Т. 2. —М., 1982.

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1992.

Ефименкова ЛЛ. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у млад-

ших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

Pay Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М.: Просвещение, 1969.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области