Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья "Насилие над детьми в семье"

профилактика семейного неблагополучия.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Насилие над детьми в семье - социальная проблема, которая приобретает особую остроту для современной России. В нормах международного права растущее насилие над детьми в семье квалифицируется как нарушение прав ребенка на счастливое детство!

Жестокое обращение с детьми в различных его проявлениях, к сожалению, характерно для современногомира. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы физического насилия. Это унижение, издевательства и различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу……..

В отношении ребенка распространены такие формы насилия, как физическое, психологическое, сексуальное и пренебрежение основными нуждами и интересами ребенка. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма домашнего насилия может иметь следующие проявления: недостаточное удовлетворение потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви и признании; отсутствие необходимого уровня опеки и контроля; недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он в этом нуждается; причинение умышленного вреда ребенку; воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами, зависимым поведением родителей (например, ребенок наблюдает за актами насилия по отношению к матери, алкоголизм родителей); эксплуатация ребенка, принуждение к непосильному труду.1

Выделяются причины, по которым родители применяют насилие над детьми в семье.

В качестве причин физического насилия можно выделить следующие факторы:

1) особенности личности родителей: низкий уровень контроля собственных поступков в действии; убежденность родителя в необходимости и пользе физических наказаний; воспитательная неуверенность и педагогическая некомпитетность; наличие травматического детского опыта родителей; личностные расстройства (садомазохистские наклонности, сопровождающиеся агрессивными реакциями); 2

2)нарушения детско-родительских отношений: нежелание иметь ребенка; вынужденное исполнение родительской роли; эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности ребенка игнорируются родителем, ребенка лишают удовольствий, наказывают даже за не значительные нарушения поведения, избивая и истязая его.

Указанные причины часто становятся фактором, провоцирующим жестокое обращение родителей к детям.

В целом же, основными причинами применения насилия в семье в отношении детей являются деформации нравственной психологии в сфере семейно – бытовых, досуговых и межличностных отношений, самооценки. Указанные деформации проявляются у человека и на индивидуальном уровне формируется насильственная мотивация.

Последствиями физического насилия являются синяки, ушибы, травмы, переломы. И как следствие регресс в развитии, отказ от учебы, тревога, страхи, низкая самооценка, рост агрессивности, криминальное и зависимое поведение.

Составляющим компонентом всех форм насилия и пренебрежения в отношении детей является психологическое (эмоциональное) насилие, определяемое как однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, которое приводит к нарушению эмоционального развития ребенка, его поведения и способности к социализации. Оно может выражаться как словесными грубыми обращениями с ребенком и нелюбовью, нерасположенностью к нему, которые демонстрируются различными способами. Эмоциональным насилием является также отсутствие эмоционального контакта родителей с ребенком, когда родители не проявляют свою любовь, не поддерживают ребенка, не подбадривают или не принимают его.3

Последствия психологического насилия пагубны для развития и здоровья ребенка. В психологии существует такое понятие, как «психологическая карликовость», когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него психологических условиях, сильно отстает в росте от сверстников и имеет задержку психического развития. У детей, подвергавшихся насилию, может развиться «комплекс неполноценности», они склонны к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя.4

Проявления жестокости в жизни ребенка приводят к тому, что, став взрослыми и создав свою семью, дети часто повторяют эти действия, но уже по отношению к собственным детям. Замечено, что многие жертвы семейного насилия часто воспроизводят полученный опыт во взаимодействии с другими людьми. Также отмечается тенденция проявления насилия в отношении своих уже состарившихся родителей. 5

Ребенок, выросший, в атмосфере насилия часто принимает и разделяет психологическую позицию жертвы, либо становясь жертвой насилия впоследствии, либо подвергает насилию близких и окружающих людей.

Жестокое обращение родителей к детям, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей. Поэтому актуальной задачей является совершенствование подходов к профилактике семейного неблагополучия, которые включают в себя комплекс мер, направленных на противодействие семейному насилию.

Важно осуществлять профилактические мероприятия с целью снижения уровня жестокого обращения с детьми в семьях. К такого рода мероприятиям относятся:

- семинары для психологов и социальных педагогов, работающих с родителями и детьми, которые были подвержены насилию в семье;

- тренинги для специалистов служб;

- консультации по социально - правовым вопросам и защите интересов членов семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- консультации для семей;

- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации;

- мероприятия по выявлению «детей улицы» (социальная их реабилитация и адаптация);

- лекции-беседы в школах на тему: «Скажи телефону доверия ДА!» Поэтому необходимо чтоб функционировала работа кризисной службы «Телефон доверия» по оказанию круглосуточной социальной помощи детям.

Необходимо делать упор на совершенствование деятельности центров социальной реабилитации несовершеннолетних. Профилактическая работа в таких центрах строится на принципе индивидуального подхода , гуманизма , стимулирования семьи.

Для предотвращения глобальных последствий влияния насильственного поведения в семье на развитие личности как субъекта меж поколенных взаимодействий необходимо своевременное проведение профилактических мероприятий с семьями «группы риска», к числу которых также относится и семья, где применяется (применялось) насилие.

Для успешной реабилитации ребенка семьи «группы риска» в условиях социально-реабилитационных центров необходима работа не только с самим ребенком, но и с его семьей. Должна строиться последовательная работа в тесном сотрудничестве специалистов центров во взаимодействии с различными государственными и общественными структурами, что позволит ослабить социальное неблагополучие семей и избежать нарушений в развитии ребенка как полноценной личности. 6

Основная причина рассматриваемой социальной проблемы заключается в растущей бездуховности нашего общества. Всем гражданам, и родителям, в первую очередь необходимо осознать, что дети это наше будущее, и какими мы их вырастим и воспитаем, зависит только от нас! Дети - это корень успешного развития нашей страны.


Нор-Аревян О. А. Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения / О. А. Нор-Аревян. - (Социальная работа с различными категориями семей и детей) // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2012. - № 1. - С. 149-154.

Нор-Аревян О. А. Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения / О. А. Нор-Аревян. - (Социальная работа с различными категориями семей и детей) // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2012. - № 1. - С. 149-154.

Нор-Аревян О. А. Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения / О. А. Нор-Аревян. - (Социальная работа с различными категориями семей и детей) // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2012. - № 1. - С. 149-154.

Нор-Аревян О. А. Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения / О. А. Нор-Аревян. - (Социальная работа с различными категориями семей и детей) // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2012. - № 1. - С. 149-154.

Нор-Аревян О. А. Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения / О. А. Нор-Аревян. - (Социальная работа с различными категориями семей и детей) // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2012. - № 1. - С. 149-154.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области