Лекарева Ирина Адалатовна,
воспитатель МБДОУ д/с № 44
ЗАТО г. Североморск
Мурманской области
Опыт работы по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Любовь к Отчизне и любовь к людям –
это два быстрых потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу - Любовь к Отечеству, к своей Родине.
С раннего возраста ребенок начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации. Поэтому, я считаю, именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.
Моя работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.
Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ориентирована на период до 2020 года.
Сегодня мы с вами являемся свидетелями активной реализации данной программы: в России ширится волонтерское движение, крепнет военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». В своей работе по данной проблеме я также ориентируюсь на Приказ управления образования «Об утверждении Комплекса мер по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в ЗАТО г. Североморск на 2018-2020 годы». Мы с моими воспитанниками активно участвуем в городских проектах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности, таких как экологические субботники, спартакиады, велопробеги.
Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности по патриотическому воспитанию нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО выдвигает один из основополагающих принципов «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (ФГОС ДО 1.4.6). Одной из основных задач Госстандарта является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Конкретные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников указаны в разделе II.6 ФГОС ДО - Направления развития и образования детей (Образовательные области). На протяжении всего времени пребывания воспитанников в ДОО я реализую задачи нравственно-патриотического воспитания в соответствии с требованиями Госстандарта.
Нравственно-патриотическое воспитание – не разовая акция, а целенаправленная систематическая работа. В нашей дошкольной образовательной организации разработана и успешно реализуется Система нравственно-патриотического воспитания на основе ФГОС ДО с учетом регионального компонента образования. Для реализации данной Системы я интегрировала нравственно – патриотическое воспитание в образовательный процесс. Активно реализую образовательный потенциал ДОУ и прилегающей территории. Обеспечиваю взаимодействие всех участников образовательных отношений: детей, родителей педагогов детского сада.
Система нравственно-патриотического воспитания реализуется с учетом возраста наших воспитанников: от близкого к далекому. В раннем и младшем дошкольном возрасте это семья, детский сад, родной город. Со старшими дошкольниками мы рассматриваем более сложные и далекие понятия: страна, ее история, права и обязанности граждан, толерантность. При этом предыдущие темы я не упускаю из вида, но сами понятия расширяются и углубляются.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я выстраиваю на следующих принципах:
- позитивный центризм;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Задачи нравственно-патриотического воспитания я реализую в различных формах работы:
- создание и обновление развивающей среды;
- тематические занятия;
- рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
- просмотр мультимедийных презентаций, видеороликов, кинофильмов;
- чтение детской художественной литературы;
- беседы;
- реализация проектов;
- фотовыставки;
- выставки детского и совместного творчества;
- составление генеалогического древа своей семьи, создание фотоальбомов;
- взаимодействие с социумом (экскурсии к памятным местам, в музеи, выставочный зал.
Особо хочу отметить подготовку и проведение мероприятий ко Дню победы в Великой Отечественной войне. К этой дате мы проводим целый спектр разнообразных мероприятий: беседы, выставки рисунков, поделок, чтение литературных произведений и прослушивание музыкальных произведений, дети очень любят песни военных лет, многие из них знают наизусть, спортивные соревнования и развлечения, литературно-развлекательные мероприятия. Ежегодно мы реализуем проект «Мы помним! Мы гордимся!». Реализация данного проекта способствует развитию у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, расширению представлений о защитниках Отечества. 9 мая мы с детьми возлагаем цветы к памятнику защитникам Заполярья и выпускаем в небо шары в цветах российского флага. Таким образом, я стараюсь воспитать у детей интерес и уважение к историческому военному прошлому через культурно – историческое наследие нашего Заполярного края.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО мною оформлена развивающая предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию, которая включает в себя:
- большой арсенал тематических альбомов и фотоальбомов;
- дидактические пособия;
- коллекции различной тематики;
- обширную видеотеку фильмов и мультимедийных презентаций по данной теме;
- картотеки дидактических, словесных и подвижных народных игр.
Я считаю, познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях. Общими усилиями в нашем детском саду создан мини-музей «Русская горница». Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие обычаи соблюдали, чем украшали свой быт. Как показала практика моей работы, использование мини-музея «Русская горница» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольников с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций.
Особенностью нашего города является то, что большинство взрослого населения - приезжие из разных регионов страны. Не секрет, что многие из них имеют слабое представление о животном и растительном мире Кольского Заполярья, его истории. А для, детей, которые родились здесь, Североморск стал родным домом.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе я стараюсь передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Мы собрали обширную коллекцию минералов и назвали наш мини-музей «Ожерелье Кольского полуострова». Дети очень интересуются происхождением минералов, легендами о камнях, любят рассматривать их через лупу. Совместно с родителями изготовили ландшафтные модели и макеты. Я использую макеты при ознакомлении детей с ландшафтом родного края, с историческими событиями, с северным флотом.В помощь педагогам мною оформлен информационный материал.
Развивающая предметно-пространственная среда для ознакомления с родным краем имеется не только в помещениях, но и на его территории ДОО. Создан и постоянно совершенствуется учебно-опытный участок. Экспериментальная и трудовая деятельность на УОУ способствует развитию устойчивого познавательного интереса к природе, формированию системы знаний о росте и развитии растений в климатических условиях Кольского Заполярья. В этом году мы совместными усилиями создали экологическую тропу по территории д/с. Нами разработан маршрут экологической тропы, который включает в себя 20 точек наиболее интересных объектов, таких как: «Рябина кудрявая», «Деревья нашего двора», «Тюльпановая поляна», «Птичья столовая» и др. Все знания, умения, навыки, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи – формирование экологической культуры дошкольников.
Я руковожу работой Временного Творческого Коллектива детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию. Одним из результатов деятельности ВТК является создание учебно-методического комплекта для работы на экологической тропе.
Не могу не отметить значение использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Они предоставляют принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, это: значительное повышение качества демонстрационных материалов; возможность показа видеофильмов. Я использую интерактивную доску для организации практически всех видов образовательной деятельности. Особенно интересны детям виртуальные путешествия. Мы с детьми уже совершили путешествия в столицу нашей родины, по городам России, по родному краю, в прошлое нашей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями я веду по двум направлениям:
I - Теоретическое просвещение и практическое обучение родителей через различные формы: консультации; тренинги; деловые игры и др.
II - Конструктивное партнерство – общение на основе общего дела, например: оснащение развивающей среды; подготовка и участие в конкурсах, проектах, акциях, выставках совместного творчества.Родители – постоянные участники всех мероприятий, приуроченных к датам исторического и народного календаря. Ежегодно в ДОУ проводятся тематические Выставки детского и совместного творчества. – «Я на Севере живу, я здоровье берегу!», «Рождественская сказка», «Мир увлечений нашей семьи» и др. Кроме поделок, рисунков родители с детьми готовят к выставкам выпуски Семейных газет и фотоотчеты о семейных увлечениях, традициях семьи.
Наш детский сад построен в 1968 году по типовому проекту. В нем, к сожалению, недостаточно дополнительных помещений для организации образовательной работы по тематическим модулям: краеведение, опытно-экспериментальная деятельность, конструктивно-модельная деятельность и др. Поэтому мы стараемся использовать все возможности учреждений образования и культуры города.С моими воспитанниками мы частые гости в Музее истории города и флота, в Городском Выставочном зале, Городской детской библиотеке, Краеведческом музее Дома детского творчества.
С концертами и выставками нас посещают учащиеся Детской музыкальной и художественной школ.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа позволяет мне реализовывать требования Федерального государственного стандарта по нравственно-патриотическому воспитанию в полном объеме.
Конечно, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы мои выпускники будут располагать знаниями о названии города, края, его географии, природе, символике страны, и если им будут известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, то можно считать, что задача нравственно-патриотического воспитания выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.