Роль школьного конкурса
«А ну-ка, девочки!» в профориентации школьников
Теоретические сведения о профессиях легкой промышленности, профессиях художественного, творческого направления учащиеся получают на уроках технологии по мере прохождения учебной программы. Самостоятельное «открытие» новых знаний учащимися включает поиск информации, подготовку сообщений и презентаций, выступление на уроке. Роль учителя – направить, рекомендовать, затем посмотреть выступление заранее, подсказать, что можно улучшить. Из предложенного списка презентаций наиболее популярны у наших учащихся следующие профессии.
№ п/п | Название профессии | Количество работ | % |
1 | Художник-модельер, конструктор одежды | 12 | 20 |
2 | Кондитер | 8 | 13,3 |
3 | Кулинар | 7 | 11,7 |
4 | Дизайнер интерьеров | 6 | 10 |
5 | Ландшафтный дизайнер | 5 | 8,3 |
6 | Портной, закройщик, швея | 5 | 8,3 |
7 | Режиссер | 5 | 8,3 |
8 | Флорист | 4 | 6,7 |
9 | Стилист | 3 | 5 |
10 | Дизайнер | 3 | 5 |
11 | Художник | 2 | 3,3 |
Посмотрите пример презентации ученицы 6класса о профессии закройщика.
Презентация должна содержать определение профессии и место работы.
Закройщик – специалист по раскрою материалов при изготовлении одежды и других изделий из текстиля и кожи.
Закройщик может работать на швейной фабрике, в доме моды, ателье, магазине тканей, преподавать в общеобразовательном учреждении, вести курсы кройки и шитья, работать дома.
Ее функции. Закройщик:
консультирует заказчика в выборе фасона изделия
измеряет его фигуру
зарисовывает фасон изделия с учетом пожеланий и предпочтений заказчика
выполняет раскрой
распределяет работу по пошиву изделия между швеями
Необходимые для работы знания и умения:
современное направление моды
принципы художественного оформления
работа с чертежами
владение методами конструирования и раскроя
свойства различных тканей
навыки шитья
хороший глазомер
точная координация рук
Личные качества человека, которыми должен обладать закройщик:
пространственное
воображение
внимательность
стрессоустойчивость
доброжелательность
усидчивость
аккуратность
Плюсы и минусы профессии, в т.ч. востребованность в социуме, заработная плата и перспективы:
Люди всегда хотят хорошо выглядеть, носить красивую одежду, и поэтому эта профессия всегда будет востребована
Работа по созданию одежды творческая и интересная
Минусы:
Это трудоемкое и кропотливое ремесло требует много времени и терпения
Не всегда легко угодить заказчику
Невысокий уровень зарплаты
Учебные заведения, где можно получить образование:
Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова
Уфимский многопрофильный профессиональный колледж
Большинство учащихся активно выбирают этот вид домашнего задания.
Практически опробовать элементы некоторых профессий есть возможность в традиционном школьном конкурсе «А ну-ка, девочки!».
Конкурс мы проводим в конце учебного года по завершении изучения предмета «технология», в котором участвуют не только все семиклассницы, но привлекаются и мальчики для участия в сценках, дефиле, музыкальных номерах. Например, вот эту яркую заставку выполнил ученик моего 7 класса Оралов Федор, который впоследствии выбрал профессию дизайнера. На праздник приглашаются все 6 классов параллели, их родители и классные руководители.
После ознакомления с конкурсами мероприятия, в каждом классе коллективно распределяются роли для каждого по наклонностям, желанию, способностям. Это:
сценарист пишет сценарий дефиле в соответствии с пошитыми на уроках изделиями, т.к. показ мод проходит более зрелищно, чем обычное хождение по подиуму
постановщик дефиле (дизайнер-модельер) проводит репетиции с манекенщиками, которые осваивают навыки показа мод
стилисты и имиджмейкеры приводят внешний вид выступающих в соответствие с ролью
звукорежиссер подбирает музыку для дефиле и музыкального номера
постановщик музыкального номера вместе с исполнителями ставит танец или песню и проводит репетиции
фотокорреспондент делает фото для презентации своей команды, а видео оператор запечатлевает выступление своего класса. Затем эти материалы используются для презентации на итоговом родительском собрании
актеры учат роли и оттачивают сценическое мастерство для показа сценок по этикету, которые демонстрируются для развлечения зрителей во время выполнения командами тестов
художники готовят плакат о своей команде и участвуют в конкурсе «Знатоки живописи»
мимы тренируются в показе жестами и мимикой заданной ситуации
режиссер координирует все направления подготовки к конкурсу и готовит презентацию команды, в которой отражаются творческие работы по технологии
Мероприятие включает следующие конкурсы:
Презентации команд с творческими проектами по технологии
Конкурс имиджмейкеров
Конкурс пантомимы «Хозяюшка»
Конкурс художников
Знатоки этикета: прием гостей
Парад моделей
Музыкальный калейдоскоп
В конкурсе имиджмейкеров команды выполняют тесты. Например: - Чем отличается деловая одежда от праздничной?
- Каково основное правило в подборе цвета одежды?
А для зрителей в это время ведущие дают свои ответы в виде юмористических сценок.
В конкурсе пантомимы «Хозяюшка» девочки изображают заданную ситуацию.
Художники в конкурсе знатоков живописи определяют названия картин и их авторов.
Также художники участвуют в конкурсе плакатов, которые они выполняют заранее.
И, наконец, главный конкурс – показ моделей.
Как я уже сказала, демонстрируется одежда, сшитая на уроке технологии.
Завершает праздник Музыкальный калейдоскоп, где исполняются танцевальные и песенные номера.
Конкурс «А ну-ка, девочки!» - не формальное заорганизованное показное мероприятие, а живое, веселое действо, проходящее в приподнятом настроении, и в котором выступают на сцене все девочки класса, а не выборочно. Раскрываются и раскрепощаются даже самые зажатые, т.к. подготовка осуществляется по принципам коллективной работы. Это:
свободный обмен мнениями и уважение к мнению других
терпимость к критике
доброжелательность и взаимопомощь
принятие общего решения
разделение обязанностей и ответственность за результат
При подготовке к конкурсу девочки проводят «мозговой штурм», планируют деятельность, распределяют обязанности, находят информацию, помогают друг другу в реализации идей, работают по выбранному направлению. Учитель предлагает, координирует, наблюдает, корректирует работу и контролирует соблюдение доброжелательных отношений. Конкурс стимулирует учащихся к расширению кругозора, даёт возможность развивать организаторские, творческие, коммуникативные способности, позволяет самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников.
Эти качества в дальнейшем помогут человеку в самоопределении и выборе профессии.