Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста и их семей
«Я хочу здоровым быть!»
Паспорт проекта.
Название проекта | «Я хочу здоровым быть!» |
Заказчик | Заведующий МКДОУ «Детский сад №44» |
Разработчики проекта | Воспитатель. |
Нормативные основания реализации проекта | Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования» от 01 января 2014 года. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3. Конвенция по правам ребёнка. |
Основные идеи проекта | Создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни. |
Цель | Совершенствование системы взаимодействия с семьей воспитателя по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи | 1. разработать комплекс оздоровительных, досуговых мероприятий; 2. создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; 3. повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми. |
Объект и предмет исследования | Объектом проекта являются: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.Предметом: деятельность воспитателя с семьями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. |
Срок реализации проекта | 1 учебный год. |
Участники проекта | инструктор по физической культуре, воспитатель, дети, родители, специалисты детского сада. |
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта | 1. Разработан комплекс оздоровительных, досуговых мероприятий; 2. созданы необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщения ребенка к здоровому образу жизни; 3. участники проекта будут вовлечены в единое пространство, повысится количество семей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОО. |
Актуальность реализации проекта
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста, является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Вследствие этого, несомненно, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Принципы реализации проекта:
Доступность.
Систематичность и последовательность.
Наглядность.
Динамичность.
Ресурсы:
Информационные.
Организационные.
Материально-технические.
Перспективы дальнейшего развития проекта: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
Таблица № 1
План-график реализкации проекта
Этапы реализации проекта | Сроки | Содержание работы | Участники |
Подготовительный | Сентябрь | - Анализ нормативно-правовой базы по проблеме. - Сбор информации по теме. - Составление плана работы. - Составление картотек для семей ( подвижные игры, игровой массаж, дых. упражнения) - Родительское собрание «Презентация проекта». | Воспитатель, старший воспитатель, Семьи воспитанников |
Основной | Октябрь «Личная гигиена». | - Дидактическая игра «Умею – не умею». - Беседа с врачом о болезнях грязных рук и профилактике. - Рисование «Мойте руки перед едой». - Подвижные игры на свежем воздухе. - Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед», «Купаем куклу». - Чтение художественной литературы К.И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». - Экскурсия на кухню и в прачечную детского сада. - Мастер-класс «Здоровое питание». - Консультация «Здоровая семья – здоровый малыш». - Фотовыставка «Наше активное лето» | Воспитатель, дети, медицинский работник. Воспитатель, родители |
Ноябрь «Закаливание» | - Подвижные, динамические игры. - Профилактическая гимнастика (дыхательная, на предупреждение плоскостопия, осанки, зрения). - Закаливающая гимнастика после сна. - Беседа «Для чего нужна зарядка?». - Развлечение «Страна волшебная – здоровье». - Мастер-класс «Оздоровительные методики». - Создание картотеки для родителей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы с детьми. - Спортивное состязание «Мама, папа, я – спортивная семья». - День здоровья с выходом в лес. | Воспитатель, дети, родители, медицинский работник. | |
Декабрь «Правильное питание» | - Сюжетно- ролевые игры «Магазин», «На кухне». - Беседа с поваром «Полезен ли завтрак?», «Витамины я люблю». - Сюжетно-ролевая игра «У зубного врача». - Создание книжек- малышек «Моя копилка здоровья». - Памятки «Подвижные игры на воздухе». - Викторина «Я – то, что я ем!». - Дискуссия «Возможности правильного питания». - Мастер-класс «Здоровые продукты». - Создание книги рецептов «От бабушки». - Выставка – дегустация блюд детского сада. | Воспитатель, дети. Воспитатель, родители. | |
Январь «Спорт, физкультура» | - Беседа «Спорт – наш друг». - Беседа с инструктором по ФИЗО «Спорт в нашей жизни». - Физкультминутки. - Оформление коллажа «Спорт в нашей группе». - Консультация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». - День открытых дверей( участие в утр. зарядке, физк. занятии и т.д.) - Родит. собрание «Значение физ. упражнений в повседневной жизни». - Совместное катание на бубликах, лыжах. - Консультация «Физкультурное оборудование своими руками». - Памятки «Заблуждения о морозной погоде». | Воспитатель, дети, родители, инструктор по ФИЗО. Воспитатель, семья. | |
Февраль «Режим дня» | - Беседа «Режим дня». - Рисование «Как мы делаем зарядку». - Выставка фотографий «Ленивая гимнастика». - Пальчиковые гимнастики. - Чтение худ. литературы В. Бондаренко «Язык и уши». - Спортивный праздник «Папа может все». - Родительское собрание «Значение режима дня». - Памятки «Правильный режим дня для ребенка старшего дошкольного возраста». - Выставка плакатов «Моя семья на прогулке». - Развлекательный досуг «Зарница». - Анализ ситуаций «Правильно или нет?». | Воспитатель, родители, дети. Воспитатель, семья | |
Март «Активный образ жизни» | - Чтение худ. литературы. - Рисование «Быть здоровыми хотим». - Выпуск агитлистовок «Мы любим ЗОЖ». - Подвижные игры на прогулке. - Беседа «Мой образ жизни». - Пешая прогулка «Окрестности детского сада». - Развлечение «В гости к Айболиту» (Приложение). - Семинар-практикум «Здоровым быть здорово!» (Приложение). - Консультация «Активные игры на прогулке с ребенком» - Создание памяток «Подвижные игры с детьми в весенний период». - Фотоконкурс «Активный отдых семей». - Совместное катание на бубликах. - Оздоровительный досуг «Веселая Олимпиада» | Воспитатель, родители, дети. Воспитатель, семья. | |
Апрель «Наши привычки» | - Подвижные игры. - Беседы «Вредные привычки», «Ты – пример для других». - Рисование «Никогда не делай этого!». - Физкультминутки. - День смеха «Смейся и будь здоров!». - Рисование памяток «Курить – здоровью вредить!» и вручение их на акции. - Памятки «Наши привычки». - Беседа «Наши дети повторяют за нами». - Совместная акция «Меняем сигарету – на конфету» и вручение памяток, сделанных детьми. - Опрос – викторина «Вредные привычки». | Воспитатель, родители, дети. Воспитатель, родители | |
Заключительный | Май | - Составление рассказов и создание альбома «Я и мое тело». - Беседа «Как сохранить здоровье?». - Рисование «Что я знаю о здоровье?». - Итоговое мероприятие «Результаты проекта». - Консультация «ЗОЖ и семья». - Показ презентации «Оздоровительная работа в ДОУ». - Создание видеоролика «Наше поколение ведет ЗОЖ». | Воспитатель, дети. Воспитатель, родители |
Заключение
Эффективность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста обеспечивается совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Положительные результаты в этом проекте получены с помощью рационального и многофункционального подхода к формированию здорового образа жизни не только в ДОУ, но и в семье, на основе здоровьесберегающих технологий, одновременно с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и родителей. Проводимая работа воспитателя по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников дублировалась домашним участием родителей. Полученные знания и навыки в ДОУ закрепляли в семье. Такой подход к решению поставленных задач стал быть возможен благодаря продуктивному сотрудничеству воспитателей и родителей в построении привычки детей к здоровому образу жизни. На родительских собраниях и дополнительных консультациях проводилось полное информирование о важности овладения дошкольниками, воспитателями, родителями навыками самооздоровления, повышения уровня физической подготовленности с целью уменьшения частоты и длительности заболевания детей дошкольного возраста.
Список используемых источников
1. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
2. Багичева Н.В., Томилова С.Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар.научно-практ. конф., МоскваШадринск, 2007. с.3.
3. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук // Л.Г. Касьянова. – Екатеринбург, 2004.
4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений/Cост. С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2004.–416 с.
5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 120 с.
6. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теор.и практ. физ. культ.. 1998, 5, с.11-15.
7. Теория и методика физической культуры. // Под ред. В.М. Шияна.- М.:Просвещение, 1988.