Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств. Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы: - Целевые экскурсии.
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.
- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
- Беседы с детьми о родном городе, районе, о Константиновске.
- Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога.
Формы работы: Наблюдения.
- Организация экскурсий и целевых прогулок.
- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).
- Моделирование и решение проблемных ситуаций.
- Придумывание сказок, историй и их театрализация.
- Трудовая деятельность.
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение.
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.
- Игровая деятельность.
Наблюдения.
- Организация экскурсий и целевых прогулок.
- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).
- Моделирование и решение проблемных ситуаций.
- Придумывание сказок, историй и их театрализация.
- Трудовая деятельность.
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение.
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.
- Игровая деятельность.
Одной из форм инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является метод проектов. Это один из перспективных методов, способствующих решению проблемы нравственно- патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных
технологий наряд с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации познанию.
Использование ИКТ помогает:
-подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, виртуальные экскурсии)- предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов;
-делает предметно - развивающую среду группы более мобильной за счёт внесения разнообразного наглядного материала;
- помогает достичь большей эффективности и наглядности в работе с родителями (регулярное обновление информационных стендов, родительских уголков, использование презентаций на родительских собраниях);
- помогает при подготовке педагогов к выступлению на педсоветах, семинарах, методических объединениях.
Музейная педагогика в ДОУ.:
Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в
ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики.
С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир ( « музей – лаборатория», « музей – театр», « музей – игровое пространство»). Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.
Создание мини- музеев в ДОУ дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
Тематические акции.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Основными целями проведения акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Георгиевская ленточка бессмертный полк.
Ещё одной из инновационных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ является проведение мастер-классов.Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.