Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Доклад на тему "Конструирование уроков в начальной школе на основе системно – деятельностного подхода".

Методическая поддержка молодых учителей, студентов педагогических ВУЗ и колледжей по теме "Конструирование уроков в начальной школе на основе системно – деятельностного подхода".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад учителя начальных классов высшей категории, Мамбетовой В.Р.

Конструирование уроков в начальной школе на основе системно – деятельностного подхода.

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Уорд

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Урок –это своеобразное зеркало, в котом можно увидеть систему обучения: её цели, содержание, методы и формы. Урок – это особый фрагмент, «клеточка», обладающая существенными признаками целого. Возможность, а точнее, необходимость сотрудничества, соавторства участников должна быть заложена в цели, принципах и способе обучения (единство содержания и метода его преподнесения).

Стратегической целью РО является воспитание личности ребёнка как субьекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субьектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субьекта – умение учиться, т. е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив её, ребёнок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него возникает в этом потребность.

Достижение стратегической цели предполагает соблюдение следующих принципов:

Принцип управления развитием – организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;

Принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» - введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета; понимание направления движения придаёт смысл движению;

Принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;

Принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно – практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;

Принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации

коллективно – распределительной деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия.

Как видим, вслед за переориентацией цели меняется содержание обучения, его методы и формы. Конечно, в этих условиях другой становится и роль учителя – он превращается в организатора собственной деятельности детей. Меняется и представление об уроке.

Реализация деятельностного подхода в обучения опирается на методы:

1. Активные – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока.

2. Интерактивные – в отличие от активных методов, ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом

3. Исследовательские – учащиеся должны находить факты, ставить проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи,

выделять основания и критерии для классификации, осуществлять проверку-сбор новых фактов, делать выводы.

Задачи урока в системно-деятельностном подходе.

При планировании

урока педагог продумывает 3 группы задач:

Образовательные задачи урока (чему учить?)

 умению ставить учебные цели,

 выбирать эффективные способы и средства для их достижения,

 планировать собственную учебную деятельность,

 прогнозировать результат,

 определять границы собственного знания и незнания,

 осуществлять контроль и коррекцию;

 умению работать с информацией,

 умению эффективно действовать в нестандартной ситуации

Воспитательные задачи урока (что воспитывать?)

 инициативность и самостоятельность,

 волевую саморегуляцию,

 навыки сотрудничества, толерантность,

 систему морально - нравственных ценностей,

 гражданскую идентичность,

 осознание этнической национальной принадлежности

Развивающие задачи урока (что развивать?)

 познавательные процессы (мышления, памяти, внимания)

 коммуникативные навыки

 творческие способности и речь

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Система Дусавицкого предлагает 5 типов уроков.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Урок постановки учебной задачи.

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования и преобразования модели.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода ведщущим методологом которого является Любовь Григорьевна Петерсон школа 2000 предлагает иные подходы

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

написание учащимися варианта контрольной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока деятельностной направленности важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Какими должны быть критерии результативности урока в рамках системно – деятельностного подхода? По этому вопросу предлагаю посмотреть отрывок из вебинара и послушать выступление Москвиной Татьяны Ивановны, доцента кафедры педагогики профессионального образования, кандидата педагогических наук, методиста организатора в центре профессионального образования.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель развивает умения самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности. При определении цели урока можно поступать так:

1. Мы начинаем изучать новую тему. Что вы хотели бы узнать? Чему научиться? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? Можно это делать с элементами игры: «На отвороте доски записан мой главный вопрос. Интересно, удастся ли вам проникнуть в глубину моего учительского замысла? Хорошо ли мы с вами научились понимать друг друга? Удастся ли вам угадать этот вопрос?

2. На отвороте доски - пять ключевых слов по изучению новой темы. Попробуйте определить, какие это слова.

Главное на этапе целеполагания не красивые слова и четкие формулировки, а осознание каждым учеником пути, по которому нужно пройти.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Если интеллектуальное развитие детей становится для учителя приоритетной задачей, то необходимо отказаться от многих традиционных методов. Это может быть

- простая по форме, но очень глубокая по содержанию аналитическая беседа на основе текста или рисунков учебника;

- самостоятельная работа с учебником, которая будет связана с выделением главного, сравнением, обобщением, классификацией;

- не обойтись без проблемных вопросов и задач, которые содержат противоречия, требуют размышления, сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на хорошо знакомые факты - это могут быть мыслительные разминки в начале урока, на этапе закрепления, они включаются в самостоятельные работы, а если остались за рамками урока – в качестве домашнего задания по выбору.

Не следует забывать, что проблемный вопрос всегда вызывает интеллектуальное напряжение, после него необходима пауза. Это может быть минута мысли – реальная минута по песочным часам, когда в абсолютной тишине каждый пытается сформулировать свой собственный вариант ответа;

- можно предложить прочитать текст и сформулировать вопрос: «На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек?». И тогда дети начинают задавать вопросы.

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

- это могут быть блиц-опросы «А правда ли , что…», информационные справки, подборки, задания для информационного поиска, реклама.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы, специально планирует коммуникативные задачи урока.

- использование методики «аквариума»: одна из групп (как правило, она состоит из ребят, уже немного владеющих навыками диалогового общения) начинает работу над заданием, а ученики вместе с учителем наблюдают за действиями одноклассников. После отчёта данной группы идёт обсуждение как качества выполненного задания, так и умения вести диалог. Как правило, в результате такой подготовительной работы, организованной в разных формах и неоднократно, учащиеся приучаются к соблюдению правил ведения диалога.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Творческие задания: сказочные истории (спор частей речи, сказка о путешествии, рассказ о возникновении части речи и т.д.); биография (литературного героя, лягушки, стрекозы и др.); один день из жизни кого-либо или чего-либо, страницы из дневника, отчеты о фантастическом путешествии, подслушанный разговор, интервью. (задания предлагаются по желанию – работа должна быть нестандартной, интересной, познавательной, содержать определенную научную информацию)

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель выполняет ряд принципов и приемов, задавая домашнее задание:

- Домашнее задание должно быть посильным, понятным, информация о нем должна звучать при полном внимании всего класса, поэтому сразу отвергается вариант «в конце урока», «после звонка».

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

(3-4 минуты)

На данном этапе урока (у учащихся должен возникнуть положительный

эмоциональный настрой на урок):

 актуализироваться требования со стороны учебной деятельности («надо»);

 педагог должен создать условия для возникновения внутренней потребности

включения его в учебную деятельность («хочу»);

 устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

действии (2-3 минуты)

На данном этапе учащиеся повторяют изученный материал, необходимый

для «открытия нового знания», высказывают свою точку зрения по поводу

изучаемой темы, фиксируют высказывания на доске или листах, тем самым

выявляют индивидуальные затруднения в пробном действии. Работать могут

учащиеся на данном этапе индивидуально, в парах и в малых группах.

Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не

рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап.

3. Выявление места и причины затруднений (4-5 минут)

Для этого учащиеся должны уметь:

 восстанавливать выполненные операции и фиксировать место, где возникло

затруднение;

 соотнесение своих действий с используемым способом действий

 выявление и фиксирование во внешней речи причину затруднения

Этот этап самый трудный как для учителя, так и для учащихся. Чтобы

помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место

затруднения, можно задать им вопросы. (Какое задание вы выполняли? Каким

способом? Где возникло затруднение? Почему здесь возникло затруднение?)

В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают»,

какого знания им не хватает.

4. Построение проекта выхода из затруднения (3-5 минут)

На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных

действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ действий,

строят план достижения цели, в завершении уточняются средства, которые

нужны для проектирования.

5. Реализация построенного проекта (3-4 минут)

На этом этапе обсуждаются различные варианты, предложенные

учащимися, направленные на приобретение недостающих знаний и выбирается

оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного

исследования, но по составленному совместно плану и проводимого под

руководством учителя.

Здесь же уточняется, что новый способ можно использовать не только

для данного задания, но и для решения всех подобных задач данного типа.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая

формулировка новых алгоритмов действий.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-6 минут)

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала

фронтально, затем в группах или в парах - решают типовые задания с

проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией

того, что делается, как делается и всем ли понятно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4 минуты)

Учащиеся самостоятельно письменно выполняют задания нового типа

(объем не более 2-3 типовых заданий) и осуществляют их самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения

нового способа. Можно задать вопросы. (У кого возникли трудности? С чем

они связаны? Что удалось? У кого все получилось?)

Необходимо похвалить учащихся, так как эмоциональная

направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации

успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную

деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение (5-6 минут)

На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может

быть использовано новое знание. Сначала учащимся предлагаются из набора

заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое

понятие, а затем выполняются упражнения, в которых новое знание

используется вместе с изученными ранее.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (1-2 минуты)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной

деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется

степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Системно-

деятельностный подход при планировании уроков» - широкая и основательная.

Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт». 

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.

ФОРМУЛИРОВКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Приложение 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и прфессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области