Проект «Что лучше: бумага или ткань?» для младшей группы
Актуальность:
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
По мнению О.В.Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому детей 3-4 лет нужно знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами.
Цель проекта: формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.
Задачи проекта:
Познавательное развитие
Познакомить детей со свойствами и качествами бумаги и ткани.
Расширять знания об использовании бумаги и ткани в жизни человека.
Формировать исследовательские навыки.
Речевое развитие
Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
Развивать связную речь. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности; формировать умение работать в коллективе.
Формировать первичные представления о труде взрослых, воспитывать ценностное отношение к их труду.
Художественно-эстетическое развитие
Побуждать передавать в рисунке красоту окружающих предметов.
Приобщать детей к декоративной деятельности.
Приобщать детей к искусству аппликации.
Физическое развитие
Формировать у детей положительные эмоции, активность в двигательной деятельности.
Формировать умение соблюдать правила, ориентироваться в пространстве.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители
Ожидаемые результаты:
Обогащение знаний детей о свойствах и качествах бумаги и ткани.
Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный
- Выбор темы проекта. - Подбор методической литературы по теме. - Подбор дидактического материала, наглядных пособий (коллекции, сюжетные картины, настольные игры). - Составление плана-схемы проекта.
II. Основной (практический)
Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями).
III. Заключительный
Оформление коллекции «Бумага», «Ткань». Выставка поделок из ткани и бумаги.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям в соответствии с ФГОС:
Познавательное развитие
Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: « Какая она – бумага?», «Какая она – ткань?» - рассмотреть и обследовать различные образцы бумаги, ткани; выявить свойства и качества бумаги, ткани; подготовить детей к созданию коллекций бумаги, ткани.
Составление пиктограмм – учить обобщать полученные знания о качествах и свойствах материалов с помощью пиктограмм, развивать наглядно-образное мышление, воображение.
Наблюдение за одеждой прохожих – учить устанавливать взаимосвязь между погодой и одеждой людей; закреплять названия предметов зимней одежды; обогащать словарь; развивать наблюдательность; воспитывать любознательность.
Эвристическая беседа «Что лучше: ткань или бумага?» - развивать умение делать умозаключения, выводы: устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом использования предмета, его назначением.
Речевое развитие
Беседы «Из чего делают книги?», «Почему надо беречь книги?»- обогащать представления о том, что книги - наши друзья, их нужно беречь, чтобы они дольше приносили пользу. «Путешествие в прошлое одежды» - дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды).
Индивидуальная работа по развитию речи: лексические упражнения «Какая бумага?», «Какая ткань?» - формировать словарь: особенности поверхности предметов, свойства материалов (бумаги, ткани).
Социально-коммуникативное развитие
Познавательная встреча «Золотая мама» - Познакомить детей с профессией швеи, обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых. Дать представления о необходимости соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иголкой.
Дидактические игры: «Дотронься до…» - уточнить в узнавании предметов, сделанных из бумаги и ткани, развивать ориентировку в групповом пространстве; «Оденем куклу на прогулку» - развивать умение подбирать предметы одежды в соответствии с временем года; «Кто во что одет» - развивать знания детей о видах и деталях одежды; «Разложи картинки» - формировать умение классифицировать предметы по материалу; «Узнай на ощупь» - закреплять знания детей о материалах (бумага, ткань), закреплять умение определять на ощупь предметы, сделанные из этих материалов.
Игры-забавы с самодельным самолетиком, сделанным из бумаги; игры с водой – пускание корабликов, сделанных из бумаги; игры с лягушкой, выполненной из бумаги в технике оригами.
Художественно-эстетическое развитие
НОД по аппликации: «Забавный снеговик» - Формировать умение создавать образ снеговика в технике аппликации. Продолжать учить составлять изображение из нескольких частей, правильно их располагая. Закреплять знания о круглой форме, о различии предметов по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании.
НОД по рисованию: «Ткань-пестрядь для чувашской матрёшки» - Развивать интерес к созданию выразительного образа праздничной одежды для кукол-матрешек по мотивам чувашского узорного ткачества. Обучать созданию композиции клетчатого узора на бумаге прямоугольной формы путем чередования вертикальных и горизонтальных полос. Обучать передаче своеобразия цветовой гаммы чувашского ткачества и выбору цвета для полос.
Физическое развитие
Подвижная игра «Раз, два, три – ко мне беги» - упражнять в беге по сигналу в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к исследовательской деятельности».
Экологическая акция «Подарим бумаге вторую жизнь» - вовлечение родителей в практику сбора и сдачи макулатуры.
Создание коллекции «Бумага», «Ткань».
Познавательная встреча «Золотая мама».
Оформление альбома «Путешествие в прошлое одежды».
Выставка поделок из ткани и бумаги.
Использованная литература:
Васильева Л.Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края. – Чебоксары, 2015. – С. 59
Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2001. – С. 14
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001. – С.16,17
От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., 2014