Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Рисование, аппликация, лепка – ключ к развитию творческих способностей детей 5- 6 лет».

Цель обобщение опытом среди педагогов. ЗадачаПоказать педагогом, что творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» п. Маромица Опаринского района Кировской области.

Обобщение опытом по теме:

«Рисование, аппликация, лепка – ключ к развитию творческих способностей детей 5- 6 лет».

Педагог высшей квалификационной категории

Русын Любовь Геннадьевна

2019 г.

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.

Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в дошкольном возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, познать красоту во всех ее аспектах, создать условия для динамики творческого роста.

В. В. Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Н. П. Сакулина рассматривала как обязательные компоненты творчества активность, самостоятельность и инициативу. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений, а внутренняя активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий. Большой потенциал для проявления такого рода активности заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый  предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Творческая деятельность дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема развития творческих способностей детей вызывала огромный интерес людей во все времена. Сегодня в мире накоплен достаточный материал включения художественной деятельности в процесс воспитания детей дошкольного возраста. О необходимости предоставления детям возможности творить, писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги:

Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие не менее знаменитые педагоги новаторы.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В воспитательно-образовательной системе важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Исходя, из этого я выбрала проблему развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Актуальность:

  Я считаю, что эта проблема является актуальной и в наше время, так как приобретенные навыки и умения в изобразительной деятельности, позволяют свободно изображать окружающую жизнь.

Актуальность состоит еще и в развитии творческого воображения, умении следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.

Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребенка, учат ребят свободному общению.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: 

«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». 

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха. 

Процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, эмоционально – эстетическое восприятие, стимулировать исследовательские действия.

В своей работе в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдёт способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой. При формировании творческих способностей ребёнок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Так как сама я человек творческий, то и воспитанников я приобщаю к творчеству, предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным.

В процессе занятий я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.

И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка.

« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опоздайте и, помогая… думайте сами». Б.П.Никитин.

Для развития творческих способностей современного дошкольника, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, в своей работе я стала использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно!

Когда на занятиях я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторг!

Когда-то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо т.п.».

А я возражаю, нужно мазать не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки «оживут»: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру. Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение. Я стараюсь помочь ребёнку-дошкольнику встать на путь развития изобретательского и исследовательского таланта, взрастить его не только здоровым и крепким, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования.

В своей работе я применяю такие формы развития творчества:

*ориентация ребёнка на творческое решение;

*снятие преград в отношении проявления инициативы;

*поощрение к выполнению различных творческих задач;

*возможности для размышления и манипуляций с предметами;

*воспитание у ребёнка убеждённости в ценности творческих черт его личности и важности внимания ко всему, что его окружает.

Опыт показывает, что совместная работа, свободное изложение своих мыслей, рассуждения – способствуют формированию мотивации дошкольников к получению знаний. Дети с интересом относятся к занятиям, развивается их мышление, формируются коллективные отношения. Развивать способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости. Расширяю кругозор воспитанников, способствую формированию гармонически развитой личности. Имею опыт проведения различных утренников, занятий, игровых и практических мероприятий. Работая над своей темой, считаю её актуальной в решении таких задач как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Практикую такие формы работы: игры, театрализованную деятельность, занятия изодеятельностью, лепка, практическое рукоделие. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – живопись, музыка, поэзия, наука…

Максимально использую все возможности для развития творческих способностей ребёнка, учитывая интересы каждого. Одному нужна помощь поднять настроение – играем «Нарисуй меня», попутно увлекая остальных, затем рассматриваем вместе; другому помогаю выразительно рассказать стихотворение для утренника и т.д. Взаимодействие с детьми осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого ребёнка, стараюсь строить свою деятельность так, чтобы каждый оказался вовлечённым в процесс, осознавая свою полезность и значимость. Задания в группе подбираю так, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Постоянно обращаю внимание на поведение, взаимоотношения. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю открывать свои внутренние возможности. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия детей, направленные на приобретение знаний.

На моих занятиях присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. Считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого педагога. В каждом ребёнке я стараюсь видеть уникальную личность, ищу лучшие качества и опираюсь на них, создаю ситуации, в которых он мог сам проявить себя. Всё это порождает у детей ко мне и друг к другу взаимное доверие, уважение и открытость. Профессиональный долг обязывает принимать решения, преодолевать состояние раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного климата на занятиях. Воспитанию творца помогает мое умение, как педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации. Ценным в моих занятиях является то, что разрабатывая занятия, я стремлюсь к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать своё эмоциональное состояние. Я всячески стараюсь поддерживать инициативу ребят и всегда готова изменить ход занятия в соответствии с ней. Именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причём всегда положительный, а значит, у ребёнка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребёнка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта не требует материальных затрат (подручный, бросовый материал). Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутренней потребностью ребенка.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или взрослым.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если воспитатель называет тему, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. Но, большие возможности появляются, когда рисунок создается по замыслу.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением.

Просмотр и анализ созданных рисунков должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.

В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов их действия для дальнейшего их осуществления. Это путь развивающего обучения.

В основе другого пути – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.

В теории и практике педагогики эти пути часто противопоставлялись и исключали друг друга или же рассматривались изолированно.

Одна из главных особенностей развития детского творчества рассматривает во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развития самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащение их представления об окружающем, развития воображения.

Важное условие для развития творческих навыков – овладение навыками и умениями, усвоения знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях.

Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству, у большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется.

Для полноценного эстетического развития и формирование художественно – творческих способностей детей необходимы определенные условия.

Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка. Позволяет создавать атмосферу эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.

Составляющая образовательной должна быть интересна для детей, это использование разнообразных методов и приемов.

В детском саду необходимо создавать художественно – эстетическую среду, при этом в оформлении активное участие принимают дети, систематически организовывать выставки.

Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы ситуации.

Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы представляемые детям.

Педагог должен исключить из занятий излишний дидактизм, навязывание своего представление о решении образа, сюжета.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Следует создавать творческую доброжелательную атмосферу.

Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку.

Детское творчество – первоначальная ступень развитию творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают рисование, аппликация и лепка.

Изучив основы, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению рисунка, поделки. Дети подбирают оформление для поделки, иногда по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах: 

•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Цель моей педагогической деятельности заключается в развитии художественно - творческих способностей детей 5-6 лет через изобразительную деятельность, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.

При разработке комплексных занятий по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности я стараюсь выражать у дошкольников способности восприятия окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Ставлю перед собой следующие задачи:

Развитие творческой активности детей.

Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.

Освоение дошкольниками традиционных и нетрадиционных техник лепки, рисования, аппликации.

Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.

Формирование умений детей отбирать выразительные средства, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

В работе применяю следующие формы организации изобразительной деятельности:

Самостоятельная деятельность детей

Игровые образовательные ситуации

Совместная деятельность

При работе с детьми использую такие методы работы, как:

диагностика

анкетирование

наблюдения

занятия по изобразительной деятельности

беседы

выставки

конкурсы

консультации

мастер – класс с родителями

папки – передвижки для родителей

Свою работу строю поэтапно, а именно:

1 этап – подготовительный

- изучение и анализ трудов педагогов, психологов, философов, по вопросам развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности

2 этап - формирующий

- систематизирование и оформление полученных данных, организация практической и педагогической работы с детьми и проведение анализа ее результатов

3 этап - заключительный

- обобщение материалов исследования, формулировка выводов, выработка методических рекомендаций с целью повышения уровня педагогической методики и профессионального мастерства практических работников ДОУ

Моя работа, как воспитателя, заключается в следующем:

1.разработка плана самообразования.

2.подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования3.создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.4.разработка картотеки пальчиковой гимнастики, игр по развитию речи.5.создание атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования и т. д.

6.сбор природного материала: сухие листья, листья сухоцветов, семя фруктов, сушеная яичная скорлупа и т. д.

Деятельность детей:

1.Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.2.Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры)

3. Сбор природного материала.

Деятельность родителей:

1.анкетирование родителей2.консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники»,

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности»,

«Творческая деятельность детей 5- 6 лет»,

«Маленькими шагами в прекрасный мир» .4.рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию»5.дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы)

Ожидаемый результат деятельности:

•для меня, как педагога:

1.повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост2.удовлетворенность работой3.систематизация и повышение качества работы с детьми 5-6 лет по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности

•для детей, как творческих личностей:

1.развитие детского творчества в изобразительной деятельности, воспитание эстетического восприятия детей,2.приобщение к миру искусства,3.развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства,4.совершенствование ручной моторики, воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке,5.развитие «чувства инициативы»,6.умение работать в группе активно, сообща.

•для родителей, как помощников в развитии своих детей:

1.осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей2.бережное отношение к продуктам детского творчества3.партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

4. развивать умение организовывать детское творчество5.повышать уровень педагогических знаний

Структура, помогающая максимально выполнить все задачи:

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

Ӏ этап.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап.

Познавательный.

1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап.

Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

1.Рисование пальчиками

2. Рисование ладошкой

3. Оттиск печатками из картофеля

4. Печатание по трафарету

5. Оттиск пробкой

6. Обрывание и скатывание бумаги

Работы с использованием нетрадиционных техник помогают увлечь, заинтересовать детей не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в повседневной деятельности детей.

Работу с детьми по изобразительной деятельности я начинаю с таких приёмов обучения:

- рисование в воздухе;

- рисование пальцем на гладкой поверхности;

- совместное рисование;

- дорисовывание деталей;

- самостоятельное рисование.

Сначала для рисования детям предлагаются фломастеры, так как они оставляют яркий след на бумаге и не требуют сильного нажима, а затем уже карандаши, а после – гуашь.

Когда дети уже познакомятся с различными изобразительными материалами, приобретут некий опыт, можно предложить им выбрать те средства, которые наиболее их привлекают: фломастеры, карандаши, гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.

Так как детям дошкольного возраста необходима похвала и одобрение, что является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата, поэтому обязательно надо похвалить все работы, организуем «картинную галерею» для родителей и гостей.

В своей работе с детьми как приём я использую «пассивные движения», то есть беру в свою руку-руку ребёнка и осуществляю нужное движение.

Особенно этот приём важен, когда ребёнок неуверен в себе или боится ошибиться, при этом он чувствует степень нажима на карандаш. На занятиях я учитываю особенности каждого ребёнка, поэтому применяю задания разной сложности.

Предпочтение отдаю комплексным занятиям, когда одновременно решаю задачу формирования у детей художественного образа при помощи разных видов изобразительного искусства и разных видов деятельности и объединяю их общей темой.

Рисование

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность  в рисовании, лепке, аппликации.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- бумага разной фактуры, формы и размера;

- гуашевые и акварельные краски;

- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

- восковые и цветные мелки;

- маркеры, фломастеры;

- простые и цветные карандаши;

- графитный карандаш или уголь, свеча;

- глина, пластилин, соленое тесто;

А также дополнительные средства:

бумажные салфетки,

доски для лепки,

формочки для лепки,

палитра, поролон,

зубная щетка,

двойные баночки для воды,

коктейльная трубочка,

высушенные цветы и  листья деревьев, шишки,

семена растений, крупа, соль, нитки и  т. д.

Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, я использую   детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал.

Это позволяет сделать  рисование доступным, содержательным и познавательным.

В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования  в детском саду, я прихожу к выводу  о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей

Методы нетрадиционных техник рисования:

1. « Монотипия»

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

2. «Печатание листьями»

Технология рисования. Лист дерева покрывается  красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

3. «Рисование нитками».

Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

4. «Печатание бумагой».

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

5. «Рисование мыльной пеной».

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

6. "Рисование с помощью соли»

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

7. «Рисование методом напыления (набрызг)»

Технология рисования. На  одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

8. «Рисование кляксами»

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

9. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»

Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

10. «Рисование по кругу»

Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

11. Рисование вдвоем.

Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать  вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.

12.«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»

Техника рисования.  На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок  при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна  получиться  большая «пушистая» точка.

13.«Оттиск поролоном»

Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

14. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)

Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

15. Рисование жесткой кистью (щетина).

Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем  жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект " пушистой шерстки".

16. Рисование по - сырому.

Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозачного рисунка.

17. Печать винной и пенопластовой  пробкой.

Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.

18. Рисование цветными  и белыми мелками.

Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался).

Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Цветы, деревья, луг и сказки

Всё нарисуют, были бы краски.

И лист бумаги на столе

И мир в семье и на Земле!

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Карандаш и лист бумаги.

Аппликация (лат.applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

Мозаика из яичной скорлупы.

Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.

Мозаика из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп.

На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают.

Мозаика из салфеток.

Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.

Аппликация из резанных шерстяных нитей.

Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации;

развивать воображение, творческие способности детей;

развивать художественный вкус.

В работе с детьми выбор для аппликации очень широк.

Мы используем пуговицы, спички, высушенный мох, ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.

Аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности.

Моя работа направлена на полноценное развитие детей, на развитие их творческих способностей.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Лев Николаевич Толстой.

Путь дошкольника - очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия человека.

Поэтому нам надо помнить - все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Лепка. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это искусство детей очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); - возможность создания объемных поделок; - умение планировать работу и доводить ее до конца; - богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

ПЛАСТИЛИН

Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.

ТЕСТО

Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.

СНЕГ Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.

Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.

ПЕСОК Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведёрками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность.

Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже. Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал.  

Родители – наши партнёры.

Очень важно приобщать родителей к совместной творческой деятельности, поэтому мы объявили конкурс совместных рисунков с детьми по теме « Весна» с использованием нетрадиционных техник рисования.

Работая вместе со взрослыми над изготовлением рисунков малыши закрепляют понятие цвета (тучки синие, солнце жёлтое, травка зелёная), знакомятся с качеством бумаги (толщина, поверхность), закрепляют определённые художественные навыки.

В родительский уголок вывешивается информация с использованием стишков, игр и потешек для привлечения детей к различным видам художественной деятельности.

Заключение.

В силу возрастных особенностей малыши легко перевоплощаются, активно общаются и быстро включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием.

Поэтому любой вид творческой работы я подкрепляю другими видами художественной деятельности: словом, жестом, игровой ситуацией.

При манипулировании с различными материалами у детей возникают ассоциации: «похожа на змею», «как мячик» и т.д.

Стараюсь натолкнуть детей на поиск связи образов с картинками из окружающего мира.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников.

Большое внимание я уделяю развитию самостоятельности, предоставляю детям широкие возможности для выражения собственных замыслов и отражению личного опыта.

Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.

Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием.

Для успешной работы с детьми я подбираю творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Создавая в ДОУ художественно-эстетическую среду, я всегда привлекаю детей к активному участию в оформлении помещения: вместе с педагогами украшаем зал для проведения праздников, досугов, создаем элементы декораций, рисуем рисунки к предстоящему празднику и т.д.

Таким образом, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов или игровых ситуаций, максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области